Пять лет назад, в июле 2009 г., со станции
Октябрьской железной дороги (ОЖД) отправился первый ускоренный рефрижераторный
состав. С тех пор служба по связям с общественностью ОЖД
регулярно сообщала о пользе внедрения таких поездов. Отправлены тонны
скоропортящихся грузов, количество вагонов исчислялось тысячами. А главное,
налицо преимущества подобных перевозок – сокращение сроков доставки и значительное
снижение ее стоимости. Однако ни по результатам 2012 г., ни в 2013 г.
сообщения об успешной практике использования ускоренных рефрижераторных
поездов на официальном сайте ОАО «РЖД» не появляются. Зато указанные
перевозки попадают в поле зрения УФАС по Санкт-Петербургу.
Дело о вагонах-термосах
В июне 2012 г.
в УФАС по Санкт-Петербургу[1] поступает обращение от транспортной
компании ООО «ДС-Транс», поводом для которого послужили действия ОАО «РЖД»
по недопущению (созданию препятствий по доступу) независимых
экспедиторских компаний и операторов вагонов-термосов к инфраструктуре
для перевозки скоропортящихся грузов (замороженных мяса и рыбы) в составе
ускоренных рефрижераторных поездов[2].
Компания-заявитель является оператором изотермических и рефрижераторных
вагонов и организует из Санкт-Петербурга со станции Предпортовой
перевозки по железной дороге скоропортящихся грузов. При перевозке
скоропортящихся грузов в специализированном подвижном составе – изотермических
вагонах и вагонах-термосах – по железной дороге ООО «ДС-Транс»
является грузоотправителем. Договором Общества определяется особый порядок
исчисления сроков доставки грузов при заключении договора перевозки со станции
Предпортовой ОЖД в изотермическом подвижном составе в УРП, а также
согласованные с перевозчиком в полном объеме заявки на перевозку
грузов на особых условиях. Однако по факту вагоны с грузом
следуют не в составе УРП, а общесетевым графиком. В результате
часть клиентов ООО «ДС-Транс» отказываются от его услуг в пользу
других транспортных компаний, допущенных дорогой к перевозке в составе
УРП.
Особенно актуальным стал доступ к перевозкам УРП в 2012 г.,
что связано с объективным снижением ОАО «РЖД» нормативных сроков
доставки грузов с 14 до 8 дней в изотермическом подвижном
составе (вагонах-термосах) на расстояние более 2000 км по причине
того, что устаревший специализированный подвижной состав не мог
обеспечивать сохранность рефгрузов в переходный и летний периоды.
В подтверждение этому ООО «ДС-Транс» представило
сведения, по которым за апрель–июнь 2012 г. объемы перевозимых
им грузов снизились и составили 59% по сравнению с аналогичным
периодом прошлого года. Кроме того, представленные заявителем данные
подтверждают, что в указанном году перевозки по общесетевому графику
в изотермическом составе в переходный и летний периоды стали
возможны только на расстояния, не превышающие 2000 км от Санкт-Петербурга.
Санкт-Петербургским УФАС по заявлению ООО «ДС-Транс»
было рассмотрено дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении
ОАО «РЖД» в зоне действия его филиала – Октябрьской железной дороги по станциям
Петербургского железнодорожного узла при отправке рефрижераторных
(скоропортящихся) грузов по технологии УРП. Эта технология представляет
собой альтернативу отправки скоропортящихся грузов общесетевым графиком.
На основании собранных по делу доказательств было
установлено следующее. УРП по сравнению с общесетевым графиком
позволяют перевезти грузы, требующие особых температурных режимов, на более
дальние расстояния в переходный и летний периоды в менее дорогом
в эксплуатации железнодорожном подвижном составе – вагонах-термосах,
что в целом сокращает транспортные расходы.
Перевозки в УРП требуют специальной технологии, в связи
с чем они не регулируются законодательством о публичном
договоре, а разрешаются специальными телеграммами ОАО «РЖД», которыми
назначаются «нитки» движения состава УРП с указанием станций по ходу его
следования.
В 2012 г. ОАО «РЖД» на основании
соответствующих телеграмм позволяло грузоотправителям осуществлять отправки
скоропортящихся грузов по альтернативной общесетевому графику технологии. Материалами
дела было установлено, что подготовкой формирования составов для отправки
УРП в районе двух указанных станций занималось ООО «Петербургская
логистическая компания»[3] на основании договоров с грузоотправителями
на оказание комплекса услуг: по предоставлению пути необщего
пользования для осуществления погрузки (выгрузки) грузов; по подаче (уборке)
вагонов с путей необщего пользования на пути общего пользования и наоборот.
Эта компания фактически выступила координатором поезда
(УРП), поскольку в процессе деятельности в рамках вышеуказанных
договоров по телефону получала данные у грузоотправителей о планируемой
дате оформления вагонов к отправке, на основании которых направляла
перевозчику заявку с подтверждением готовности требуемого количества
вагонов для постановки их в состав. Аналогичную заявку в адрес
перевозчика направляло и ОАО «Рефсервис». При этом транспортные
экспедиторские самостоятельно оформляют перевозочные документы.
ООО «ПЛК» было единственной компанией, которая в конечном
счете взаимодействовала с ОЖД для издания телеграммы о назначении
даты, когда отправятся УРП со станций Среднерогатской и Предпортовой.
Кроме того, было отмечено, что грузы на 91% отправлялись в вагонах-термосах
собственности ОАО «Рефсервис». ООО «ДС-Транс» собственными силами по предложению
ОЖД создало возможность для отправки грузов по технологии УРП со станции
Предпортовой в вагонах операторов подвижного состава, не принадлежащего
ОАО «Рефсервис». Однако Общество, став фактически конкурентом ООО «ПЛК»,
не смогло работать на рынке по перевозкам грузов УРП, поскольку
ОЖД в августе 2012 г.
без предупреждения телеграммой закрыло с сентября станцию Предпортовую
для отправки грузов по этой технологии.
Было установлено, что телеграммы ОАО «РЖД» на 2012–2013 гг.
продолжали включать станцию Предпортовую для отправки УРП, а ООО «ПЛК»
заблаговременно ушло с этой станции для работы на Среднерогатской.
Согласно неоднократным пояснениям ОАО «РЖД», для постановки
вагонов в состав УРП, в том числе для его формирования силами
ООО «ДС-Транс» на подъездных путях станции Предпортовой,
грузоотправитель должен отвечать необходимым и достаточным требованиям:
- заключить договор с перевозчиком (на основании ст. 33
Устава железнодорожного транспорта РФ, п. 11 Правил исчисления сроков
доставки грузов железнодорожным транспортом), предусматривающий изменение
сроков доставки в связи с увеличением скорости движения поездов по отношению
к среднесетевой;
- иметь в наличии груз для отправки 71 условного
вагона в одном направлении (при отсутствии собственного груза
необходимо договариваться с другими грузоотправителями, т.е. сформировать
пул грузоотправителей, обеспечивающих загрузку);
- иметь договоры с собственниками подъездных путей
необщего пользования и (или) владельцем инфраструктуры путей общего
пользования на формирование поезда установленной длины и весовой
нормы для предъявления перевозчику;
- иметь договоры с грузополучателями на станциях
назначения о своевременном приеме груженых вагонов.
ООО «ДС-Транс» отвечало этим требованиям по станции
Предпортовой на момент, когда она телеграммами была включена в график
движения УРП. Однако в отличие от ООО «ПЛК» названное Общество не смогло
получить доступ к перевозкам грузов по технологии УРП.
В этих обстоятельствах действия (бездействие)
доминирующего хозяйствующего субъекта – ОАО «РЖД», создавшие ООО «ДС-Транс»
дискриминационные условия при перевозке рефрижераторных грузов со станций
Санкт-Петербургского узла ОЖД по сравнению с теми компаниями, которые
были допущены к перевозке по технологии УРП, и препятствовавшие
доступу на рынок, признаны нарушением запретов п. 8 и 9 ч. 1
ст. 10 Закона о защите конкуренции [4].
ОАО «РЖД» предписано с тем, чтобы не допустить
создания преимуществ отдельным участникам рынка железнодорожной перевозки
рефрижераторных грузов (замороженных мяса и рыбы) со станций
Санкт-Петербургского узла ОЖД по технологии УРП, разработать и разместить
на своем официальном сайте перечень условий, которые необходимо выполнить
грузоотправителям. Кроме того, железная дорога должна подготовить в адрес
ООО «ДС-Транс» мотивированный ответ на предложение осуществлять
отправку рефгрузов со станции Предпортовой.
Мнение судов
Действия ОАО «РЖД» при отсутствии у перевозчика
публичной обязанности на основании положений ст. 426 ГК РФ
заключать договоры на перевозку грузов на особых условиях (в части
предельных сроков доставки рефгрузов) были признаны злоупотреблением
доминирующим положением, нарушающими антимонопольное законодательство, что на сегодня
подтверждено арбитражными судами двух инстанций.
Как отметили суды, ОАО «РЖД», отказав ООО «ДС-Транс»
в отправке вагонов в составе УРП, одновременно в рамках
договоров перевозки на особых условиях, не являющихся публичными,
осуществляло перевозки грузов других грузоотправителей в таком составе. Отказ
в отправке вагонов ООО «ДС-Транс» был сопряжен с созданием
преимуществ для других операторов подвижного состава – заключением с ними
договоров перевозки на особых условиях по схеме УРП.
В судебных актах указывается, что ОАО «РЖД» создало
ситуацию, при которой с учетом сокращения предельных сроков доставки
рефрежираторных грузов в вагонах-термосах отправку таких грузов на расстояния
свыше 2000 км
от Санкт-Петербурга ООО «ДС-Транс» могло осуществлять только в общесетевом
графике и с использованием рефрижераторных секций. Отметим, что перевозка
в таких секциях является более длительной и дорогостоящей по сравнению
с доставкой грузов в вагонах-термосах и изотермических вагонах-термосах.
Суды учли и такие обстоятельства, как сокращение
предельных сроков перевозки грузов в вагонах-термосах; заключение с ОАО «Рефсервис»,
ООО «ПЛК» и другими грузоотправителями договоров перевозок на особых
условиях по технологии УРП, не являющихся публичными. Действия ОАО «РЖД»
повлекли негативные последствия для конкурентной среды в условиях
естественной монополии в отношении ООО «ДС-Транс», выразившиеся в следующем:
- необоснованном отказе в постановке вагонов Общества в состав
УРП;
- согласовании заявок ГУ-12, но отправлении вагонов в составе
поезда по общесетевому графику;
- издании без объективных причин телеграммы;
- отсутствии ответа на обращение Общества.
Все это поставило ООО «ДС-Транс» в дискриминационные
условия по сравнению с иными (равными) хозяйствующими субъектами и свидетельствует
о создании препятствий к доступу этого Общества на рынок перевозов
рефрижераторных грузов по технологии УРП, что правомерно расценено
антимонопольным органом и судом первой инстанции как нарушение антимонопольного
законодательства со стороны заявителя.
Отсутствие без объективных причин прозрачных условий,
на которых хозяйствующие субъекты могут получить доступ к услугам,
оказываемым ОАО «РЖД» в сфере перевозки в УРП, правомерно
расценено антимонопольным органом и судом первой инстанции как нарушение
требований антимонопольного законодательства.
Согласно правовой позиции Пленума ВАС РФ [5] антимонопольный орган, рассматривая дела
о нарушениях антимонопольного законодательства, принимает решения и выдает
предписания, направленные на защиту гражданских прав, нарушенных
вследствие их ущемления, злоупотребления доминирующим положением, ограничения
конкуренции или недобросовестной конкуренции, что является по смыслу
ч. 2 ст. 11 ГК РФ и гл. 9 Закона о защите
конкуренции способом восстановления нарушенных гражданских прав.
Продолжение следует
Не успело завершиться рассмотрение судебного разбирательства
об оспаривании ОАО «РЖД» решения Санкт-Петербургского УФАС, как в Управление
в конце 2013 г.
через Санкт-Петербургскую транспортную прокуратуру поступило новое
заявление об ограничении доступа отдельным транспортным компаниям к отправкам
грузов в УРП на станции Среднерогатской. Железная дорога без предупреждения
открыла для отправки в УРП станцию Финляндскую ОЖД и закрыла успешно
работающую с 2009 г. станцию Среднерогатскую.
Новое заявление лишний раз подтверждает, что отсутствие
публичных, открытых для всех без исключения грузоотправителей (их
представителей) условий организации перевозки грузов в УРП ограничивает
конкуренцию. Отправка грузов в составе УРП дает преимущества тем
экспедиторам (грузоотправителям), которые могут ею пользоваться в результате
односторонних действий отдельных должностных лиц ОАО «РЖД», осуществляемых
без предварительного публичного уведомления уже участвующих в отправке
грузоотправителей и заранее известных только ограниченному кругу лиц.
ОАО «РЖД» и рядом заинтересованных лиц [6] создаются условия, не позволяющие
отправлять грузы в составе УРП на равных, недискриминационных
условиях.
В заявлении указывается на то обстоятельство, что отсутствие
технического регламента предъявления и согласования отправки УРП, порядка
и сроков согласования заявок на подготовку телеграммы о дате
отправления УРП используется в качестве удобного рычага для манипуляций
отдельными должностными лицами ОАО «РЖД».
Действия ОАО «РЖД», как указано в новом заявлении,
привели к простаиванию на станции Среднерогатской 50 груженых
рефрижераторных вагонов с 2500 т скоропортящегося груза, к убыткам
компаний, осуществляющих транспортно-экспедиционное обслуживание, и поставщиков
продукции.
В настоящее время по поступившему заявлению Санкт-Петербургским
УФАС рассматривается дело о нарушении ОАО «РЖД» антимонопольного
законодательства.
Как показывают материалы рассмотренного дела, железная дорога
не до конца решила вопрос, как обеспечить равный доступ
грузоотправителей к этой перевозке с использованием нового
эффективного продукта в виде УРП.
Перевозка УРП требует соблюдения особой технологии на стадии
формирования состава, наличия железнодорожной инфраструктуры – станционных
и (или) подъездных путей с соответствующими терминалами, а также
выполнения маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и т.п.
Кроме того, поскольку в качестве грузоотправителей –
лиц, согласовывающих заявку на перевозку грузов на особых условиях в составе
УРП, выступают разные юридические лица, необходимы организационные мероприятия,
координирующие действия таких грузоотправителей с момента согласования их
заявки железной дорогой до момента фактического осуществления перевозки в составе
УРП.
Остается также открытым вопрос о том, на каком
основании согласуется заявка на перевозку на особых условиях, если на момент
отправки груза УРП вагоны по независящим от грузоотправителя причинам
ставят в состав поезда, который следует общесетевым графиком.
Грузоотправителями в рассмотренной ситуации выступают транспортные
экспедиторские компании, которые в интересах владельцев груза организуют
перевозки УРП. Такие компании обеспечивают не только перевозку самого
груза, но и наличие специализированного подвижного состава, согласование
заявок на перевозку, а также заключение иных необходимых договоров.
При этом создание требуемых условий для формирования УРП обходится весьма
недешево.
Пока идут судебные тяжбы между железной дорогой и антимонопольным
ведомством, одни транспортные экспедиторские компании продолжают нести убытки в связи
с отсутствием прозрачных правил доступа к перевозкам УРП, а для других
ОАО «РЖД» создает преимущественные условия.
Для того чтобы применение названной технологии было
эффективным и, в частности, снижало общие затраты на перевозку
скоропортящихся грузов, необходимо создать инфраструктуру терминалов для формирования
УРП, заменить устаревший специализированный подвижной состав, также ОАО «РЖД»
должно решить вопросы, связанные с фактической отправкой рефгрузов, уже на стадии
согласования заявки грузоотправителя.
Ольга Козлова,
начальник отдела транспорта и связи
УФАС по Санкт-Петербургу
[1] Далее –
Санкт-Петербургское УФАС.
[2] Далее – УРП.
[3] Далее – ООО «ПЛК».
[4]Федеральный закон от 26 июля 2006 г.
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции».
[5] См.: п. 14 Постановления
Пленума ВАС РФ от 30 июня 2008 г. № 30 «О некоторых
вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами
антимонопольного законодательства».
[6] В новом заявлении – ОАО «Рефсервис»
и ООО «ПремиумТрансИнвест», в уже рассмотренном деле –
ОАО «Рефсервис» и ООО «ПЛК».