Новости

ФАС России выдвинула требования к сделке на фармрынке
03 августа 2021 г.
Малый бизнес проверят на аффилированность с крупнейшими заказчиками
03 августа 2021 г.
Кассация подтвердила антиконкурентное соглашение в Подмосковье
03 августа 2021 г.
Суд округа признал ничтожным дорожный контракт в Челябинской области на полмиллиарда рублей
03 августа 2021 г.
Hamilton Medical AG подозревают в незаконной координации экономической деятельности на рынке поставок ИВЛ
03 августа 2021 г.
Минстрой России разработал механизм изменения госконтрактов из-за роста цен
18 марта 2021 г.
ФАС России выдала предписание по сделке Мосэнерго и Русэнергосбыта
03 августа 2021 г.
ЕЭК рассказала об изменениях в Методике расчета и порядке наложения штрафов за нарушения общих правил конкуренции на трансграничных рынках
24 ноября 2020 г.
ФАС России разъяснила вопросы дерегулирования цен на ряд услуг в портах
24 ноября 2020 г.
ComparetheMarket оштрафована на 17,9 млн фунтов стерлингов за установление паритета цен
19 ноября 2020 г.
Еще      Все новости
 Самое читаемое

Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 37931
Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
Количество просмотров 19877
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 19048
Сравнительная реклама в российском законодательстве
Количество просмотров 16783
Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
Количество просмотров 16742
Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 37931
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 19048
 Обзоры

 Анонcы

7-я практическая конференция «Управление юридическими рисками: статус 2020»
12–13 ноября 2020 г. пройдет 6-я практическая конференция «Управление юридическими рисками: статус 2020». Организатор – компания «Диалог Менеджмент Партнерс».!!!
Полный текст
Международная конференция Суда ЕАЭС «Новые вызовы интеграции ЕАЭС: правовое измерение»
25–27 ноября 2020 г. состоится ежегодная международная конференция Суда Евразийского экономического союза «Новые вызовы интеграции ЕАЭС: правовое измерение».
Полный текст
Тестовый анонс
Добро пожаловать в Ангарск!
Полный текст



О журнале Экспертный совет Архив Авторам Контакты
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Главная /  Аналитика /  Государственная помощь в авиационном секторе....
Государственная помощь в авиационном секторе. Международная практика

Вопрос предоставления государственной помощи весьма противоречив и требует детального анализа в каждом конкретном случае. Исходя из практики Европейского союза в авиационном секторе, многолетнего спора между Boeing и Airbus, а также ориентируясь на опыт России в этой сфере, можно определить принципы, на которых должна быть основана государственная поддержка, чтобы она способствовала развитию конкуренции, а не ограничивала ее. Главное, что необходимо помнить при субсидировании, – должен быть баланс между помощью государства и сохранением конкурентной среды на рынке.


С ростом конкуренции на рынке увеличивается интерес к государственной помощи. С одной стороны, поддержка бизнеса должна служить положительным показателем деятельности государства, а с другой – выборочное предоставление субсидий ухудшает конкурентную среду на рынке, так как дает преимущество его отдельным участникам.

В авиационном секторе государственная поддержка оказывается на разных уровнях: начиная от помощи в форме налоговых льгот и денежных вливаний с целью реструктуризации финансов и заканчивая глобальной поддержкой производителей воздушных судов, таких как Boeing и Airbus.

Развитие авиационного сектора подталкивает и развитие законодательства, в частности в вопросе регулирования государственной поддержки. Так, 20 февраля 2014 г. Европейская комиссия одобрила новые Рекомендации по государственной помощи аэропортам и авиакомпаниям (далее – Авиационные рекомендации). Они содержат основополагающие положения, в том числе касающиеся открытия новых маршрутов в труднодоступные регионы.

Для России вопрос развития региональных маршрутов также актуален. В 2014 г. в рамках программ субсидирования региональных перевозок предполагается перевезти более 1,5 млн пассажиров и открыть около 100 новых маршрутов.


Что представляет собой государственная помощь

Под государственной помощью следует понимать предоставление органами власти преимуществ для организаций в любой форме по принципу выборочности.

Государственная помощь – это избирательное предоставление публично-правовыми образованиями льгот и преимуществ хозяйствующим субъектам [1]. Значит, льготы, предоставленные частным лицам, или общие меры, применимые ко всем предприятиям, не подпадают под запреты и не являются государственной поддержкой.

В странах – участниках Евросоюза гарантией сохранения конкуренции выступает Соглашение о функционировании ЕС (далее – Соглашение ЕС). Несовместимой с внутренним рынком, за исключением предусмотренных Соглашением случаев, признается любая прямая помощь участника Евросоюза либо посредством государственных ресурсов в любой форме, нарушающая или представляющая угрозу нарушения конкуренции путем оказания поддержки определенным организациям либо производству определенных товаров, в той мере, в какой она затрагивает торговлю между участниками Евросоюза (ст. 107 Соглашения ЕС).

Можно выделить следующие признаки государственной помощи:

1) прямое вмешательство государства либо посредством государственных источников, которое может принимать различные формы (налоговые льготы, компенсационные схемы, дотации, предоставление товаров и услуг на льготных условиях, соглашения между аэропортами и авиакомпаниями, помощь в реструктуризации, предоставление стартап-помощи и т.д.);

2) выборочное предоставление преимуществ, например определенным компаниям или производственным секторам либо компаниям, расположенным в конкретных регионах;

3) свершившееся или возможное нарушение конкуренции.

На примере Евросоюза отчетливо виден конфликт интересов на государственном уровне: на участников ЕС, с одной стороны, возложена обязанность, предоставляя адекватную постоянную поддержку, развивать сектор авиационных перевозок населения, с другой – соблюдать ограничения, установленные законодательством ЕС в отношении государственной помощи.

Но несмотря на общий запрет государственной помощи, в некоторых случаях такое вмешательство является необходимой мерой для нормального функционирования экономики с целью покрытия определенных убытков на рынке. Так, государственная поддержка предусмотрена для ряда целевых задач и совместима с внутренним рынком. Соглашение ЕС допускает наличие целевых задач, для которых государственная помощь может считаться приемлемой. Более того, ст. 107 (2) Соглашения ЕС предусматривает ряд исключений, в том числе государственную помощь социального характера, а также помощь в случаях национальных катастроф. Под эту категорию подпадают определенные маршруты социального назначения, например между Азорскими островами и Португалией, греческими островами и материковой частью Греции. Другим примером экстренного реагирования может послужить ситуация 2010 г., связанная с выбросами вулканического пепла в Исландии. Государства тогда приняли ряд краткосрочных и среднесрочных мер, чтобы предотвратить негативные последствия природного катаклизма.

Отдельная государственная помощь была признана надлежащей и в информационном письме Европейской комиссии «План восстановления европейской экономики» [2]. Оно было подготовлено в ноябре 2008 г. в ответ на финансовый кризис и предлагало краткосрочные меры по повышению спроса, сохранению рабочих мест, поощрению инноваций в условиях тяжелого экономического климата и оказанию содействия в восстановлении доверия, а также в долгосрочной перспективе способствовало дальнейшему росту и стабильному процветанию. В 2009 г. Европейская комиссия представила временную модель государственной помощи, подчеркнув необходимость поддержки малого и среднего бизнеса [3].

Заметим, что главный принцип предоставления государственной помощи, возможность которой рассматривается Европейской комиссией, – «первый и последний раз».


Примеры из практики: европейский рынок авиаперевозок

Европейский рынок авиаперевозок долгое время характеризовался высоким уровнем государственного вмешательства и тем, что страны ЕС были представлены своими национальными авиаперевозчиками. Завершение программы либерализации рынка в 1993 г. и устранение ограничений для индустрии в 1997 г. повлекли существенные изменения и, соответственно, значительное количество расследований Европейской комиссии в части государственной помощи авиакомпаниям, включая Sabena, Iberia, Aer Lingus, TAP Portugal, Air France, Olympic Airways и Alitalia. Из недавних прецедентов можно назвать расследования в отношении Austrian Airlines, Ryanair, Cyprus Airways и Malev.

Первым значимым расследованием стало расследование по вопросу предоставления в 1991 г. правительством Бельгии помощи национальному перевозчику Sabena с целью его реструктуризации. Государственная помощь была одобрена Европейской комиссией с условием неучастия правительства Бельгии в управлении компанией и с тем условием, что финансовая помощь будет последним вливанием в нее публичных денежных ресурсов.

При рассмотрении вопроса о государственной поддержке важно ограничить возможности создания недобросовестной конкуренции на рынке. Многие решения Европейской комиссии базируются на антимонопольном регулировании: государственная помощь дает преимущества конкретным участникам рынка, недоступные другим его участникам. Более того, последующая государственная поддержка противоречит принципу «первый и последний раз».

Примером основополагающего теста Европейской комиссии по вопросу государственного субсидирования служит расследование в отношении венгерской авиакомпании Malev [4]. Предоставление денежных средств и акционерных займов рассматривалось Комиссией сквозь призму того, смогла бы компания получить такого рода поддержку частного инвестора в нормальных условиях рынка или привлекла бы денежные средства с учетом нестабильного финансового положения (принцип оператора рыночной экономики).

Регулярной практикой Европейской комиссии является также одобрение государственной помощи «под условиями». Так, в 1994 г. авиакомпания TAP Portugal получила одобрение Европейской комиссии на увеличение капитала и суммы кредитных гарантий, а также налоговые льготы при выполнении определенных условий, включая исполнение Португалией принятых на себя обязательств по применению государственной помощи к автономным регионам Мадейре и Азорским островам.

Как видно, установление условий направлено на развитие рынка в целом и носит социально значимый характер.

Можно вспомнить также ситуацию, когда правительство Франции уведомило Европейскую комиссию о применении компенсационной схемы в отношении убытков, понесенных французским авиационным сектором в результате событий 11 сентября 2001 г. В связи с тем, что на несколько дней были закрыты отдельные части воздушного пространства, авиакомпании были вынуждены отменить рейсы и специальные компенсационные схемы были разработаны в ЕС и одобрены Европейской комиссией [5]. Несмотря на это, компенсационная схема на период с 15 по 19 сентября 2001 г., была признана несовместимой с рынком и невозможной к применению. Как видно из этого примера, граница между совместимыми и несовместимыми схемами весьма тонкая и Европейская комиссия детально анализирует каждое конкретное дело, чтобы оценить степень влияния на конкурентную среду.

Возможность так называемых одноразовых инициатив, в том числе в формах маркетинга и рекламы, с целью открытия новых маршрутов была подчеркнута в 2009 г., когда Европейская комиссия вынесла одно из наиболее важных решений, послуживших почвой для дальнейшего развития государственной помощи. Решение касалось государственной поддержки одного из лидеров лоукост-перевозок Ryanair двумя брюссельскими аэропортами. Помощь выражалась в форме финансовых привилегий как результата заключения двусторонних договоренностей, о которых не была уведомлена Европейская комиссия.

В Авиационных рекомендациях, принятых Европейской комиссией 20 февраля 2014 г., подчеркивается необходимость прекращения необоснованных субсидий и сохранения конкуренции.

В этом документе затрагивается также вопрос стартап-помощи, направленной на то, чтобы предоставить возможность для создания новых маршрутов из региональных аэропортов и обратно, увеличить мобильность населения, а также стимулировать региональное развитие.

Как и прежде, основополагающими принципами предоставления государственной помощи являются принцип оператора рыночной экономики, пропорциональности и необходимости. Анализу подлежат бизнес-план и обстоятельства, сопутствующие деятельности, в том числе прогнозы развития, а также положительные последствия для региона и степень потребности в государственной поддержке.

Новые правила необходимы с практической точки зрения и направлены на создание гарантий по обеспечению доступа к публичным финансовым ресурсам для авиакомпаний и аэропортов, расположенных в регионах и требующих развития.


Boeing vs Airbus

Борьба за показатели и контракты – вполне естественное явление на рынке. Однако она может иметь разные масштабы, методы и последствия. Примером «вечной» борьбы служит конкуренция между лидерами авиастроения – корпорациями Boeing (США) и Airbus (Европа). Ее масштабы поистине мировые, а сроки претензий исчисляются десятилетиями. Кроме того, она сопровождается регулярными обвинениями в недобросовестной конкуренции в форме государственной помощи.

Прежде чем перейти к описанию ситуации вокруг Boeing и Airbus, необходимо обозначить основные международные соглашения, регулирующие вопросы государственной поддержки. К ним относятся:

- Генеральное соглашение по тарифам и торговле от 1979 г. и Соглашение по торговле гражданскими воздушными судами (ATCA) в рамках GATT;

- двустороннее Соглашение по торговле крупными гражданскими воздушными судами между ЕС и США от 1992 г.;

- Соглашение о субсидиях и компенсационных мерах (SCM);

- Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров [6], сопровождавшая создание ВТО на Уругвайском раунде в 1994 г.

Эти документы направлены на достижение следующих целей:

· распространение и усиление либерализации международной торговли посредством ликвидации препятствий для нее;

· улучшение международной системы торговли, в том числе путем устранения отрицательного влияния государственной поддержки на торговлю гражданских воздушных судов;

· сокращение имеющегося субсидирования, установление ограничений по всем будущим производственным субсидиям и льготам, получаемым за счет государственных контрактов.

В начале 2000-х гг. усилилась конкуренция Boeing с Airbus, который постепенно захватывал рынок. В 2003 г. эта европейская компания впервые поставила больше самолетов, чем Boeing. Более того, велась разработка двух новых судов: А380 – прямого конкурента Boeing 747, а также А350 XWB – конкурента «революционного» Boeing 787 Dreamliner. Все эти факторы в совокупности заставили американскую компанию инициировать переговоры для пересмотра ранее достигнутых соглашений, однако они не привели к каким-либо результатам.

6 октября 2004 г. США было принято решение о расторжении двустороннего Соглашения с ЕС в связи с нарушением условий договора европейской стороной. В тот же день американская сторона инициировала разбирательство в ВТО в форме консультаций. Ответом ЕС послужил встречный запрос на консультации в связи с нарушением США Соглашения о субсидиях и компенсационных мерах (SCM), выразившемся в предоставлении Boeing субсидий в виде налоговых льгот и государственных контрактов.

Основные претензии США сводились к тому, что участники ЕС оказывали Airbus финансовую помощь для разработки продукции. Полагалось, что займы предоставлялись на беспроцентной основе либо по ставке ниже рыночной, с возвратом денежных средств при условии успешной реализации проекта. Тем самым возможными становились коммерчески неоправданные проекты. По мнению США, такого рода схемы применялись к финансированию самолетов Airbus А300, А320, А330, А340, А380.

Предполагалось, что Airbus получал государственную дотацию, товары и услуги при разработке и производстве А380, а также дотации и финансирование на льготных условиях со стороны Европейского инвестиционного банка. Утверждалось также, что Европейская комиссия и участники ЕС обеспечивали этой компании преимущества, списывая долги и вливая капитал. Только в отношении Airbus A380 США оценили сумму субсидирования примерно в 6,5 млрд долл.

В свою очередь, Евросоюз указывал на поддержку Boeing в форме налоговых льгот и косвенных субсидий посредством государственных контрактов. По мнению европейской стороны, компания получила чуть менее 5 млрд долл. от штатов Вашингтон и Канзас в отношении Boeing 787 Dreamliner, а также 25 млн долл. от штата Иллинойс и города Чикаго на цели перемещения ее головных офисов. Предполагалось также, что более 16 млрд долл. поступили Boeing в качестве льгот по контрактам на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки и по закупкам с НАСА, Министерством обороны США и Национальным институтом стандартов и технологии, являющимся ведомством Министерства торговли США. Государственная поддержка выражалась в отказе от патентных прав и предоставлении эксклюзивного либо досрочного доступа к сведениям, коммерческой тайне и другой информации, полученной путем исследований, финансируемых за счет государства. Кроме того, по подсчетам Евросоюза, Boeing получил более 2 млрд долл. выгоды благодаря специальному налоговому режиму, предусмотренному для внешнеторговых корпораций. Общая сумма льгот составила 23,7 млрд долл.

ВТО приняла неоднозначное решение, признав наличие нарушений в части получения субсидий с обеих сторон, и наложила на компании обязательства по ликвидации неблагоприятных последствий признанных субсидий. 30 октября 2012 г. был сформирован Совет по рассмотрению вопроса о соблюдении предписаний, отчет о работе которого должен быть подготовлен в конце 2014 г. Какие фактические изменения произошли в работе двух гигантов авиастроения, нам еще предстоит узнать.

Итак, с одной стороны, налицо здоровая конкуренция между двумя корпорациями – Boeing и Airbus, положительно влияющая на ряд качественных и количественных факторов, в том числе на безопасность воздушных судов, экономичность и, что немаловажно, ценовые предложения. С другой стороны – активная государственная поддержка этих производителей, препятствующая выходу на рынок других участников и создающая чрезмерно неравные условия для конкуренции. Трудно представить, что появится авиапроизводитель, способный конкурировать с Boeing и Airbus в нынешних условиях. Поэтому необходимо создать правовой базис, расширяющий возможности других участников рынка, кроме лидеров. В противном случае с каждым годом усиления конкуренции между «старожилами» новым игрокам будет все сложнее пробиться.


Предоставление государственной помощи в России

В России возможность предоставления государственных или муниципальных преференций предусмотрена Законом о защите конкуренции [7]. Отдельным хозяйствующим субъектам создаются более выгодные условия деятельности путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо предоставления имущественных льгот. Более того, преференции могут предоставляться всем субъектам малого и среднего предпринимательства независимо от видов их деятельности.

Как и в Европейском союзе, государство, чтобы помочь региональной авиации, применяет комплексный подход. Существенная помощь оказывается наземной инфраструктуре аэропортов в рамках субсидирования федеральных государственных унитарных предприятий. Кроме того, поддерживаются региональные авиакомпании, обновляющие парк воздушных судов.

В 2013 г. в России было реализовано пять программ государственной поддержки региональных авиаперевозок, что позволило перевезти более 1,14 млн пассажиров и открыть свыше 80 новых маршрутов. Эти программы охватили пассажирские перевозки с Дальнего Востока, Калининграда в европейскую часть страны и в обратном направлении, а также перевозки в Приволжском федеральном округе и на территории Северо-Западного, Сибирского, Уральского и Дальневосточного федеральных округов [8]. Совокупный бюджет составил порядка 7,5 млрд руб.

С 1 апреля 2014 г. девять российских авиакомпаний осуществляют субсидированные перевозки по 44 направлениям из центральной части России в города Дальнего Востока и Сибири, а с 1 июня в программу субсидирования будут включены маршруты в Екатеринбург и Новосибирск и обратно [9].

Очевидно, что государственные субсидии в России положительно влияют на развитие рынка в пользу потребителя. Тем не менее остается открытым вопрос о фактической востребованности авиаперевозок и создании здоровой конкуренции между компаниями с учетом ограниченного числа участников и возможностей на рынке.


***

Для того чтобы сохранять и развивать конкуренцию, необходимо умеренное содействие государства. Оно подразумевает ограничения как финансового, так и временного характера по принципу «первый и последний раз». Постоянная поддержка даже малого бизнеса может подорвать здоровую конкуренцию, вызвать недовольство других компаний, а также обеспокоенность регулятора.

Государственная помощь предполагает не «меценатство» и «спонсирование» отдельных организаций, а развитие конкуренции и предоставление новым игрокам возможности выйти на рынок. Необходимо регулярно пересматривать нормы, регулирующие государственную поддержку, так как это позволяет оперативно реагировать на возникающие потребности отрасли и населения, обеспечить и гарантировать, что инвестиции будут направлены на реализацию поставленных задач и достижение планируемых показателей.

 

Кирилл Соловов,

ведущий юрисконсульт

группы компаний «Волга-Днепр», LL.M.



[1] Конкурентное право России: учеб. / отв. ред. Артемьев И.Ю., Сушкевич А.Г. М., 2012. 

[2] Communication from the Commission to the European Council, COM (2008) 800.

[3] Temporary Community framework for State aid measures to support access to finance in the current financial and economic crises. [2009] OJ C/16/1, 22 January 2009.

[4] См.: решение Европейской комиссии от 9 января 2012 г. по делу C 38/2010.

[5] См.: решение Европейской комиссии от 30 января 2002 г. № 806/2001.

[6] Understanding on Rules and Procedures Governing the Settlement of Disputes, Apr. 15, 1994.

[7] Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

[8] http://www.mintrans.ru/news/detail.php?ELEMENT_ID=21326.

[9] http://www.aex.ru/docs/2/2014/4/9/2014/.


30 июля 2014 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.











 Опрос

Какие принятые в 2021 г. законодательные инициативы, по Вашему мнению, наиболее значимы для развития конкуренции в РФ?

  
  
  
  
  
  
  
      





 



 
При любом использовании материалов сайта www.cljournal.ru указание на источник и гиперссылка обязательны.