Новости

ФАС России выдвинула требования к сделке на фармрынке
03 августа 2021 г.
Малый бизнес проверят на аффилированность с крупнейшими заказчиками
03 августа 2021 г.
Кассация подтвердила антиконкурентное соглашение в Подмосковье
03 августа 2021 г.
Суд округа признал ничтожным дорожный контракт в Челябинской области на полмиллиарда рублей
03 августа 2021 г.
Hamilton Medical AG подозревают в незаконной координации экономической деятельности на рынке поставок ИВЛ
03 августа 2021 г.
Минстрой России разработал механизм изменения госконтрактов из-за роста цен
18 марта 2021 г.
ФАС России выдала предписание по сделке Мосэнерго и Русэнергосбыта
03 августа 2021 г.
ЕЭК рассказала об изменениях в Методике расчета и порядке наложения штрафов за нарушения общих правил конкуренции на трансграничных рынках
24 ноября 2020 г.
ФАС России разъяснила вопросы дерегулирования цен на ряд услуг в портах
24 ноября 2020 г.
ComparetheMarket оштрафована на 17,9 млн фунтов стерлингов за установление паритета цен
19 ноября 2020 г.
Еще      Все новости
 Самое читаемое

Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 37931
Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
Количество просмотров 19877
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 19048
Сравнительная реклама в российском законодательстве
Количество просмотров 16783
Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
Количество просмотров 16742
Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 37931
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 19048
 Обзоры

 Анонcы

7-я практическая конференция «Управление юридическими рисками: статус 2020»
12–13 ноября 2020 г. пройдет 6-я практическая конференция «Управление юридическими рисками: статус 2020». Организатор – компания «Диалог Менеджмент Партнерс».!!!
Полный текст
Международная конференция Суда ЕАЭС «Новые вызовы интеграции ЕАЭС: правовое измерение»
25–27 ноября 2020 г. состоится ежегодная международная конференция Суда Евразийского экономического союза «Новые вызовы интеграции ЕАЭС: правовое измерение».
Полный текст
Тестовый анонс
Добро пожаловать в Ангарск!
Полный текст



О журнале Экспертный совет Архив Авторам Контакты
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Главная /  Аналитика /  Реформы антимонопольных органов: опыт Бразилии
Реформы антимонопольных органов: опыт Бразилии

ФАС России – один из самых открытых и активных правоприменительных органов. Но несмотря на все усилия сформировать и поддерживать здоровую конкурентную среду, результаты работы ведомства нельзя считать однозначными. Как отмечают аналитики, на ФАС России приходится 7% совокупного бюджета участников рейтинга 40 ведущих антимонопольных служб мира, 23% совокупного персонала и 76% дел по наиболее часто применяемой антимонопольной статье – злоупотреблению доминированием [1]. Эти цифры свидетельствуют о дисбалансе между ожидаемой ролью антимонопольных органов в создании эффективной экономики и неосознанным выбором в пользу «валовых» показателей расследуемых дел. 

Антимонопольное право, пожалуй, самая молодая, все еще формирующаяся отрасль права в России. Среди последних предложений по совершенствованию законодательства в этой сфере – идеи Министерства экономического развития РФ, которые сводятся к повышению барьера, препятствующего административному вмешательству ФАС России в бизнес. В частности, предлагается сократить надзор и регулирование в несвойственных антимонопольному законодательству сферах с учетом международного опыта; повысить качество анализа рынка для принятия решений антимонопольным органом; переключить основное внимание Службы на наиболее опасные нарушения антимонопольного законодательства; исключить из сферы действия антимонопольного законодательства малый бизнес; использовать экономические эффекты от деятельности Службы для благосостояния потребителей как важнейший критерий оценки ее работы; исключить возможности привлекать лиц к ответственности по формальным основаниям – перейти к принципу наказания только при негативных последствиях для конкуренции; прекратить преследование компаний за ущемление интересов контрагентов; законодательно закрепить обязательности предварительной судебной санкции при проведении внеплановых выездных проверок и т.д.

Некоторые идеи представляются спорными, например большинство развитых юрисдикций признает картели преступлениями вне зависимости от того, достигнута ли цель сговора, а чтобы выявить такие серьезные правонарушения, допускает использование права доступа в любые помещения. И все же основная часть предложений заслуживает внимания, поскольку применение подобных мер уже привело к впечатляющим успехам в других развивающихся экономиках.

С этой точки зрения одним из самых удачных признан бразильский опыт [2].

Бразилия столкнулась с типичными для развивающихся стран проблемами антимонопольного права: нехваткой квалифицированных кадров в антимонопольной службе; перегруженностью мелкими и незначительными делами; затянутыми сроками расследования и рассмотрения дел; неработающими институтами, такими как иммунитет от уголовной ответственности для лица, первым сообщившего о картеле; неудачными попытками экстратерриториального регулирования; неэффективным дублированием функций с другими государственными органами, в частности в вопросах контроля слияний и поглощений. Из-за невнятных результатов работы и чрезвычайно долгих сроков рассмотрения ходатайств о слиянии (например, в 2005 г. средний срок составлял 250 дней [3]) антимонопольный орган не только не вызывал доверия, но и служил источником раздражения для бизнеса.

В 2012 г. была проведена радикальная реформа антимонопольного права в Бразилии, причем главный акцент делался именно на качественных, а не количественных критериях работы ведомства.

Структурные изменения антимонопольного органа позволили, с одной стороны, привлечь большое число новых квалифицированных экспертов (было открыто свыше 200 вакансий), а с другой – определить и зафиксировать его функции, отведя особое место исследованиям, в том числе для повышения качества расследований [4]. Для сравнения: в России только в 5% судебных дел упоминаются статистические техники и свидетельства экспертов [5]. Департамент экономических исследований антимонопольной службы Бразилии проводит исследования и представляет экспертные заключения и мнения, которые не имеют обязательной силы и не ведут к нарушению принципов состязательности.

Административный трибунал специализируется только на рассмотрении дел и является квазисудебной инстанцией как по делам о нарушениях, так и в области контроля за слияниями и поглощениями.

Расширенные полномочия предоставлены суперинтенданту, который одобряет слияния, не влияющие на конкуренцию, и проводит расследование антиконкурентных действий.

Таким образом, сама структура антимонопольного ведомства представляет собой своеобразный фильтр существенности дел: слияния и поглощения, не влияющие на конкуренцию, выведены из сферы полномочий трибунала и одобряются по упрощенной процедуре.

Следующим шагом стало радикальное изменение подходов к делам, рассматриваемым антимонопольным органом. До реформы 2012 г. бразильское антимонопольное законодательство не признавало доктрины de minimis [6], которая существует во многих успешных юрисдикциях. В соответствии с ней незначительные дела, в том числе нарушения конкуренции мелкими фирмами, слияния и поглощения мелкого и среднего бизнеса, выведены из сферы регулирования и тем самым все ресурсы направлены на крупных игроков, оказывающих существенное влияние на рынок и положение дел в сфере защиты конкуренции. В результате антимонопольный орган сосредоточился на качестве рассматриваемых дел, а не на их количестве, причем приоритет был отдан показательным делам.

В ходе бразильских реформ был существенно пересмотрен и порог, достигнув которого компании попадали в сферу интересов антимонопольных органов. Например, с точки зрения концентрации под контроль теперь подпадают компании с оборотом не менее 214 млн долл. США.

Кроме того, изменились санкции за нарушение антимонопольного законодательства. Так, ранее штрафы исчислялись только от дохода от всех видов деятельности компании. Теперь для организаций-нарушителей установлены штрафы в размере от 0,1 до 20% годового валового дохода, полученного в том виде деятельности, в котором произошло нарушение компанией или группой компаний. Одновременно была усилена индивидуальная уголовная ответственность должностных лиц – максимальный срок лишения свободы вырос с двух до пяти лет, но при этом были пересмотрены и упрощены правила получения иммунитета за сообщение о картеле.

Результаты реформ удивили не только развивающиеся страны, но и многие международные организации. Уже в 2012 г. срок рассмотрения дел по контролю концентрации составил всего 20 дней (ранее среднее значение было 150 дней, а в худшие периоды – 250 дней). В том же году в 11 раз увеличилось число случаев, когда за раскрытие картеля был предоставлен иммунитет от уголовной и административной ответственности, что, по сути, служит индикатором эффективности противодействия антиконкурентным соглашениям.

Успех бразильских реформ объяснялся в первую очередь тем, что основное внимание уделялось кадровой политике антимонопольной службы, усилению сферы исследований и экспертизы. Функции антимонопольного органа были структурированы и сужены за счет того, что из сферы антимонопольного регулирования исключались дела по фактам, не представляющим угрозы рынку, а также о слиянии мелких и средних компаний.

Отметим, что приоритеты, расставленные бразильскими реформаторами, во многом совпадают с предложениями Министерства экономического развития РФ и могут быть использованы для повышения эффективности работы ФАС России.

 

Наталья Мосунова,

магистр частного права (Российская школа частного права),

студент LL.M. по международному

коммерческому и антимонопольному праву

Университета Восточной Англии (UEA)



[1] См.: Новиков В., Панеях Э. Что надо исправить в работе ФАС // Ведомости. 2013. 22 окт.

[2] Rating Enforcement. Global Competition Review’s. 13thed.

[3]Ragazzo C.ТheFirstYearundertheNewBrazilianCompetitionLawandChallengesAheadAntitrustintheAmericas

[4]Rosenberg B.Brazil: The Enactment Of The New Brazilian Competition Law: An Important Shift

[5]См.: Новиков В., Панеях Э. Указ. соч.

[6] Эта доктрина впервые была сформулирована CourtofJustice в деле Volkv. VervaeckeCase5/69 [1969] ECR 295, [1969] CMLR 273. В соответствии с ней нарушения, которые не вредят конкуренции в силу слабого влияния нарушителей на рынок, не рассматриваются административными и судебными органами.


28 мая 2014 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.











 Опрос

Какие принятые в 2021 г. законодательные инициативы, по Вашему мнению, наиболее значимы для развития конкуренции в РФ?

  
  
  
  
  
  
  
      





 



 
При любом использовании материалов сайта www.cljournal.ru указание на источник и гиперссылка обязательны.