ФАС России – один из самых открытых и
активных правоприменительных органов. Но несмотря на все усилия сформировать
и поддерживать здоровую конкурентную среду, результаты работы ведомства нельзя
считать однозначными. Как отмечают аналитики, на ФАС России приходится 7%
совокупного бюджета участников рейтинга 40 ведущих антимонопольных служб
мира, 23% совокупного персонала и 76% дел по наиболее часто применяемой
антимонопольной статье – злоупотреблению доминированием [1].
Эти цифры свидетельствуют о дисбалансе между ожидаемой ролью антимонопольных
органов в создании эффективной экономики и неосознанным выбором в пользу
«валовых» показателей расследуемых дел.
Антимонопольное право, пожалуй, самая
молодая, все еще формирующаяся отрасль права в России. Среди последних
предложений по совершенствованию законодательства в этой сфере – идеи
Министерства экономического развития РФ, которые сводятся к повышению
барьера, препятствующего административному вмешательству ФАС России в бизнес.
В частности, предлагается сократить надзор и регулирование в несвойственных
антимонопольному законодательству сферах с учетом международного опыта;
повысить качество анализа рынка для принятия решений антимонопольным органом; переключить
основное внимание Службы на наиболее опасные нарушения антимонопольного
законодательства; исключить из сферы действия антимонопольного
законодательства малый бизнес; использовать экономические эффекты от деятельности
Службы для благосостояния потребителей как важнейший критерий оценки ее работы;
исключить возможности привлекать лиц к ответственности по формальным
основаниям – перейти к принципу наказания только при негативных
последствиях для конкуренции; прекратить преследование компаний за ущемление
интересов контрагентов; законодательно закрепить обязательности предварительной
судебной санкции при проведении внеплановых выездных проверок и т.д.
Некоторые идеи представляются спорными,
например большинство развитых юрисдикций признает картели преступлениями вне
зависимости от того, достигнута ли цель сговора, а чтобы выявить такие серьезные
правонарушения, допускает использование права доступа в любые помещения. И
все же основная часть предложений заслуживает внимания, поскольку применение
подобных мер уже привело к впечатляющим успехам в других
развивающихся экономиках.
С этой точки зрения одним из самых
удачных признан бразильский опыт [2].
Бразилия столкнулась с типичными для
развивающихся стран проблемами антимонопольного права: нехваткой
квалифицированных кадров в антимонопольной службе; перегруженностью
мелкими и незначительными делами; затянутыми сроками расследования и
рассмотрения дел; неработающими институтами, такими как иммунитет от уголовной
ответственности для лица, первым сообщившего о картеле; неудачными попытками
экстратерриториального регулирования; неэффективным дублированием функций с другими
государственными органами, в частности в вопросах контроля слияний и
поглощений. Из-за невнятных результатов работы и чрезвычайно долгих сроков
рассмотрения ходатайств о слиянии (например, в 2005 г. средний
срок составлял 250 дней [3])
антимонопольный орган не только не вызывал доверия, но и служил
источником раздражения для бизнеса.
В 2012 г. была проведена
радикальная реформа антимонопольного права в Бразилии, причем главный
акцент делался именно на качественных, а не количественных критериях
работы ведомства.
Структурные изменения антимонопольного органа
позволили, с одной стороны, привлечь большое число новых квалифицированных
экспертов (было открыто свыше 200 вакансий), а с другой – определить и
зафиксировать его функции, отведя особое место исследованиям, в том числе для
повышения качества расследований [4].
Для сравнения: в России только в 5% судебных дел упоминаются
статистические техники и свидетельства экспертов [5].
Департамент экономических исследований антимонопольной службы Бразилии проводит
исследования и представляет экспертные заключения и мнения, которые не имеют
обязательной силы и не ведут к нарушению принципов состязательности.
Административный трибунал специализируется
только на рассмотрении дел и является квазисудебной инстанцией как по делам
о нарушениях, так и в области контроля за слияниями и поглощениями.
Расширенные полномочия предоставлены суперинтенданту,
который одобряет слияния, не влияющие на конкуренцию, и проводит
расследование антиконкурентных действий.
Таким образом, сама структура
антимонопольного ведомства представляет собой своеобразный фильтр
существенности дел: слияния и поглощения, не влияющие на конкуренцию,
выведены из сферы полномочий трибунала и одобряются по упрощенной
процедуре.
Следующим шагом стало радикальное изменение
подходов к делам, рассматриваемым антимонопольным органом. До реформы
2012 г. бразильское антимонопольное законодательство не признавало
доктрины de minimis [6],
которая существует во многих успешных юрисдикциях. В соответствии с ней
незначительные дела, в том числе нарушения конкуренции мелкими фирмами,
слияния и поглощения мелкого и среднего бизнеса, выведены из сферы
регулирования и тем самым все ресурсы направлены на крупных игроков, оказывающих
существенное влияние на рынок и положение дел в сфере защиты конкуренции.
В результате антимонопольный орган сосредоточился на качестве
рассматриваемых дел, а не на их количестве, причем приоритет был отдан
показательным делам.
В ходе бразильских реформ был
существенно пересмотрен и порог, достигнув которого компании попадали в сферу
интересов антимонопольных органов. Например, с точки зрения концентрации под
контроль теперь подпадают компании с оборотом не менее 214 млн
долл. США.
Кроме того, изменились санкции за нарушение
антимонопольного законодательства. Так, ранее штрафы исчислялись только
от дохода от всех видов деятельности компании. Теперь для
организаций-нарушителей установлены штрафы в размере от 0,1 до 20%
годового валового дохода, полученного в том виде деятельности, в котором
произошло нарушение компанией или группой компаний. Одновременно была усилена
индивидуальная уголовная ответственность должностных лиц – максимальный срок
лишения свободы вырос с двух до пяти лет, но при этом были пересмотрены и
упрощены правила получения иммунитета за сообщение о картеле.
Результаты реформ удивили не только
развивающиеся страны, но и многие международные организации. Уже в 2012 г.
срок рассмотрения дел по контролю концентрации составил всего 20 дней (ранее
среднее значение было 150 дней, а в худшие периоды – 250 дней). В том
же году в 11 раз увеличилось число случаев, когда за раскрытие
картеля был предоставлен иммунитет от уголовной и административной
ответственности, что, по сути, служит индикатором эффективности противодействия
антиконкурентным соглашениям.
Успех бразильских реформ объяснялся в первую
очередь тем, что основное внимание уделялось кадровой политике антимонопольной
службы, усилению сферы исследований и экспертизы. Функции антимонопольного
органа были структурированы и сужены за счет того, что из сферы
антимонопольного регулирования исключались дела по фактам, не представляющим
угрозы рынку, а также о слиянии мелких и средних компаний.
Отметим, что приоритеты, расставленные
бразильскими реформаторами, во многом совпадают с предложениями
Министерства экономического развития РФ и могут быть использованы для повышения
эффективности работы ФАС России.
Наталья Мосунова,
магистр частного права (Российская школа
частного права),
студент LL.M. по международному
коммерческому и антимонопольному праву
Университета Восточной Англии (UEA)
[1] См.: Новиков В., Панеях Э. Что надо
исправить в работе ФАС // Ведомости. 2013. 22 окт.
[2] Rating Enforcement. Global Competition
Review’s. 13thed.
[3]Ragazzo C.ТheFirstYearundertheNewBrazilianCompetitionLawandChallengesAheadAntitrustintheAmericas
[4]Rosenberg B.Brazil:
The Enactment Of The New Brazilian Competition Law: An Important Shift
[5]См.: Новиков В., Панеях Э. Указ. соч.
[6] Эта
доктрина впервые была сформулирована CourtofJustice в деле Volkv. VervaeckeCase5/69 [1969] ECR 295, [1969]
CMLR 273.
В соответствии с ней нарушения, которые не вредят конкуренции в силу
слабого влияния нарушителей на рынок, не рассматриваются
административными и судебными органами.