Новости

ФАС России выдвинула требования к сделке на фармрынке
03 августа 2021 г.
Малый бизнес проверят на аффилированность с крупнейшими заказчиками
03 августа 2021 г.
Кассация подтвердила антиконкурентное соглашение в Подмосковье
03 августа 2021 г.
Суд округа признал ничтожным дорожный контракт в Челябинской области на полмиллиарда рублей
03 августа 2021 г.
Hamilton Medical AG подозревают в незаконной координации экономической деятельности на рынке поставок ИВЛ
03 августа 2021 г.
Минстрой России разработал механизм изменения госконтрактов из-за роста цен
18 марта 2021 г.
ФАС России выдала предписание по сделке Мосэнерго и Русэнергосбыта
03 августа 2021 г.
ЕЭК рассказала об изменениях в Методике расчета и порядке наложения штрафов за нарушения общих правил конкуренции на трансграничных рынках
24 ноября 2020 г.
ФАС России разъяснила вопросы дерегулирования цен на ряд услуг в портах
24 ноября 2020 г.
ComparetheMarket оштрафована на 17,9 млн фунтов стерлингов за установление паритета цен
19 ноября 2020 г.
Еще      Все новости
 Самое читаемое

Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 37931
Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
Количество просмотров 19877
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 19048
Сравнительная реклама в российском законодательстве
Количество просмотров 16783
Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
Количество просмотров 16742
Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 37931
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 19048
 Обзоры

 Анонcы

7-я практическая конференция «Управление юридическими рисками: статус 2020»
12–13 ноября 2020 г. пройдет 6-я практическая конференция «Управление юридическими рисками: статус 2020». Организатор – компания «Диалог Менеджмент Партнерс».!!!
Полный текст
Международная конференция Суда ЕАЭС «Новые вызовы интеграции ЕАЭС: правовое измерение»
25–27 ноября 2020 г. состоится ежегодная международная конференция Суда Евразийского экономического союза «Новые вызовы интеграции ЕАЭС: правовое измерение».
Полный текст
Тестовый анонс
Добро пожаловать в Ангарск!
Полный текст



О журнале Экспертный совет Архив Авторам Контакты
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Главная /  Аналитика /  Лоукост-перевозки: перекрестное субсидирование...
Лоукост-перевозки: перекрестное субсидирование и «хищническое» ценообразование

В последнее время лоукост-перевозчики вызывают все больший интерес как потребителей, стремящихся к своей мобильности и доступности перелетов, так и крупных авиакомпаний и других инвесторов, которые видят в бюджетных перевозчиках огромный потенциал. 20 декабря 2013 г. японский авиагигант All Nipon Airways запустил Vanilla Air, а весной 2014 г. планирует начать свои полеты «Добролет» – дочерняя лоукост-компания «Аэрофлота». Принципы функционирования и модели финансирования бюджетных авиалиний отличаются от традиционных. Международный опыт показывает, какие нарушения антимонопольного законодательства могут допустить компании, предоставляющие услуги лоукост-перевозок. 

Пионером лоукост-перевозок можно назвать американскую авиакомпанию Southwest Airlines, которая в 1971 г. вышла на рынок с революционной концепцией снижения цен на билеты путем исключения дополнительных расходов. Возглавил компанию Херб Келлехер, юрист по образованию.

В 1990-х гг. рынок бюджетных авиаперевозок сильно вырос и на фоне дерегуляции перевозок в Европе появились такие лидеры индустрии, как ирландская Ryanair и британская EasyJet.

В начале 2000-х гг. обозначилась мировая тенденция: традиционные авиакомпании несли убытки, а лоукост-перевозчики получали значительную прибыль. По этой причине традиционные авиаперевозчики стали создавать собственные лоукост-компании, такие как Go (British Airways), Ted (United), Buzz (KLM), bmibaby (bmi), Germanwings (Lufthansa). Это вызвало беспокойство ветеранов этого сектора рынка, когда-то проложивших дорогу самостоятельно, без поддержки «родителей». Теперь, зная финансовые ресурсы «золотых дочек», они опасались за свою дальнейшую судьбу.

Возникли вопросы о финансировании бюджетных перевозчиков материнскими компаниями, а также о влиянии таких схем на конкуренцию в целом. Основные претензии в части соблюдения антимонопольного законодательства касались применения перекрестного субсидирования и «хищнического» ценообразования. 


Понятийный аппарат

В настоящее время перекрестное субсидирование и «хищническое» ценообразование[1] –общепризнанные нарушения антимонопольного законодательства.

Так, в США ключевыми нормами по этому вопросу являются положения ст. 2 Закона Шермана[2], запрещающая любые попытки монополизации рынка, а также разд. 2(а) Закона Робинсона – Патмана[3], который содержит перечень разных вариантов ценовой дискриминации. Статья 102 Договора о функционировании Европейского союза запрещает любые злоупотребления предприятия, занимающего доминирующее положение на внутреннем рынке либо его значительной части, если такие действия оказывают влияние на торговую деятельность между государствами – участниками ЕС. Злоупотребления могут выражаться в прямом либо косвенном установлении недобросовестной цены продажи или покупки, а также в применении иных недобросовестных условий торговли.

Общий подход регуляторов к решению вопроса об определении перекрестного субсидирования выражает позиция Европейской комиссии, согласно которой перекрестное субсидирование означает перераспределение предприятием всех либо части затрат, связанных с деятельностью в отношении одного продукта либо географического рынка, на деятельность в отношении другого продукта либо географического рынка[4].

В свою очередь, «хищническое» ценообразование – ситуация, когда компания, чтобы вытеснить конкурентов с рынка, на короткое время устанавливает цену на продукцию ниже себестоимости и лишается выручки. Добившись своего, она поднимает цены на высокий, сверхконкурентный уровень, чтобы получить чрезмерную прибыль и покрыть убытки за прошлый период.

По определению Верховного суда США, «хищническое» ценообразование – это цена ниже надлежащего размера затрат, установленная с тем, чтобы вытеснить конкурентов в краткосрочной перспективе и сократить конкуренцию в целом в долгосрочной[5].

Квалификация перекрестного субсидирования и «хищнического» ценообразования как нарушений законодательства подтверждается мировой судебной практикой. Яркий пример – дело Deutsche Post, рассмотренное Европейской комиссией[6]. В ходе рассмотрения было установлено наличие нарушения, которое выражалось в использовании Deuthsche Post, занимающей доминирующее положение на рынке почтовой службы доставки писем, схем перекрестного субсидирования с целью финансирования своей деятельности по предоставлению услуг на другом рынке – рынке почтовых услуг по заказу товаров. 


Нарушения антимонопольного законодательства: причины, цели, мотивы 

Существуют разные мнения о том, каковы мотивы применения перекрестного субсидирования.

С одной стороны, перекрестное субсидирование может использоваться для того, чтобы сделать дорогостоящие услуги доступными для всех.

На государственном уровне сторонники этого механизма говорят о его необходимости для финансирования развития национальной инфраструктуры. Например, в XX в. с его помощью стали широко доступны телефонные услуги, что, несомненно, способствовало развитию и росту экономики.

Более того, по мнению некоторых авторов, государство использует схему перекрестного субсидирования для перераспределения денежных средств между группами потребителей.

Перекрестное субсидирование может также применяться с тем, чтобы покрыть издержки от предоставления услуг, которые доминирующие государственные структуры хотят оказывать потребителям, в то время как рынок не может обеспечить требующееся число услуг и по желаемым тарифам. Этот механизм служит своего рода акцизным сбором с финансовой нагрузкой, ложащейся на потребителей данных услуг, и выручкой, ассигнованной на определенные цели[7].

Нельзя забывать и о том, что перекрестное субсидирование может использоваться для получения недобросовестными компаниями преимуществ над конкурентами. Известны примеры, когда его применяли компании, занимающие доминирующее положение, к недобросовестному ценообразованию. Посредством перекрестного субсидирования, выступающего в качестве «инвестиции», минимизируется конкуренция на рынке. Производители монопольной продукции с помощью этого механизма могут добиться расположения поставщиков к своим аффилированным компаниям, а затем списать перекрестное субсидирование как затраты на регулируемом рынке и в конечном счете получить доход.

Очевидно, это наносит огромный ущерб экономической эффективности и конкуренции в целом. Политика перекрестного субсидирования влечет колоссальные потери как для участников рынка, на который оно направлено, так и для потребителей на других рынках, за счет которых «покрываются» убытки от применения этого механизма.

«Хищническое» ценообразование используется с целью вытеснить конкурентов с рынка, воспрепятствовать появлению новых игроков и, как следствие, попытаться захватить рынок и установить доминирующее положение.

Например, вопрос об увеличении доли на рынке и вытеснении таким образом конкурентов был рассмотрен в США в деле Utah Pie Co. v. Continental Baking Co.[8]Было установлено, что ответчики посредством продажи по заниженной цене на рынке, где также присутствовал истец, добились увеличения доли присутствия с 28 до 45%.

По мнению некоторых аналитиков, на фоне общего спада роста рынка, широкого распространения новых технологий и дефицита ресурсов компании разрабатывают антимонопольные стратегии с использованием механизмов манипуляции ценами, чтобы поднять уровень доходов за счет конкурентов, увеличивая долю присутствия на рынке, а не расширяя сам рынок.

С помощью «хищнического» ценообразования может предотвращаться как расширение доли конкурентов, так и выход на рынок новых участников с новыми технологиями. Основная идея заключается в том, что, временно занижая цены, монополист, использующий старые технологии, удерживает конкурентов в стороне до момента, когда его технологии достигнут уровня конкурентов. Может также использоваться политика «анонсирования» будущих доступных сервисов или продуктов. Основная цель – отбить у потребителей желание пользоваться услугами конкурентов и поощрить их дождаться появления нового продукта именно у монополиста.

Антимонопольные схемы позволяют «хищникам» снизить стоимость активов конкурентов, а затем и приобрести их по заниженным ценам.

Тем не менее на практике довольно трудно доказать намерение использовать или собственно применение механизмов «хищнического» ценообразования. К тому же в чистом виде такие схемы встречаются редко. Согласно решению Верховного суда США по делу Matsushita Electric Industrial Co. v. Zenith Radio Corp.[9], результат использования «хищнического» ценообразования зависит от того, сохранится ли монопольное положение на рынке настолько долго, чтобы покрыть понесенные расходы, а также получить дополнительную прибыль. Если нет уверенности в том, что монопольное положение может быть установлено и поддерживаться в течение длительного времени, «хищник» должен сделать значительные инвестиции без гарантий окупаемости, что весьма рискованно.

Требование по покрытию понесенных расходов подтверждается европейской судебной практикой, в частности такими делами, как Hoffman-La Roche[10], AKZO[11] и Compagnie Maritime Beige[12].

Интересную позицию занимает антимонопольный орган Великобритании – Управление по добросовестной торговле (Office of Fair Trading). Согласно его разъяснениям, в случае если компания занимает доминирующее положение и сокращает цены на рынке, предполагается, что в дальнейшем будет иметь место «возмещение»[13].

 

Перекрестное субсидирование и «хищническое» ценообразование в авиационном секторе

До дерегулирования авиационной индустрии в 1978 г. перекрестное субсидирование в США осуществлялось между дешевыми и дорогими авиамаршрутами. Финансовые затраты на перелеты в регионах, где стоимость авиатранспортировки больше, компенсировались за счет установления более высоких тарифов на таких популярных маршрутах, как Лос-Анджелес – Нью-Йорк. Это открывало американцам широкий доступ к авиаперевозкам, в то же время дискриминационно облагая дополнительными сборами тех, кто жил в более заселенных местах, за услуги, предоставляемые в регионах с меньшей численностью жителей.

Другой пример: в Норвегии до либерализации внутреннего авиарынка в 1994 г., чтобы покрыть дополнительные расходы перевозчиков, устанавливались более высокие тарифы на внутренние рейсы.

В России финансовые трудности и несовершенство регулирования обусловили ослабление конкуренции и уход с рынка региональных и местных авиаперевозчиков. Некоторые эксперты считают, что развитие авиационного сектора может обеспечиваться только перекрестным субсидированием или субсидиями от региональных властей. Как следствие, свои правила игры диктуют авиагиганты, имеющие доступ к значительным финансовым средствам. Это может привести к дальнейшему росту цен на внутренние перевозки и снижению уровня мобильности населения в стране.

Потенциальной проблемой с точки зрения антимонопольного регулирования может стать использование перекрестного субсидирования для финансирования деятельности лоукост-перевозчиков крупными авиакомпаниями. Такие механизмы применяются как с целью развития рынка авиаперевозок и предоставления доступа к услугам более широкому кругу потребителей, так и для того, чтобы вытеснить конкурентов, не имеющих финансовых возможностей снижать тарифы, либо закрыть им вход на рынок.

Ситуация по использованию схем «хищнического» ценообразования может быть аналогичной. Лоукост-перевозчик, предлагая заниженные тарифы, пытается увеличить долю своего присутствия на относительно молодом рынке бюджетных перевозок, вытеснить конкурентов, а также закрыть доступ будущим участникам. Основной вопрос заключается в наличии либо отсутствии у перевозчика финансовых ресурсов для реализации таких механизмов.

 

Борьба за место под солнцем лоукост-перевозок

Перекрестное субсидирование и «хищническое» ценообразование, сокращение прибыли и денежных потоков, а также попытки укрепиться на рынке, что, в свою очередь, отражается на стоимости и привлекательности компании для инвесторов, послужили причинами новой волны судебных тяжб.

В 1998 г. один из европейских пионеров лоукост-перевозок EasyJet подал иск на авиагиганта British Airways в связи с намерениями последнего выйти на этот рынок с помощью своей дочерней компании Go. При этом British Airways не только предоставил Go стартовый капитал, но и выступил гарантом по договорам лизинга самолетов, находящихся в пользовании у «дочки». По мнению EasyJet, авиагигант нарушил ст. 86 Римского договора (в настоящее время ст. 102 Договора о функционировании Европейского союза), в части злоупотребления доминирующим положением, выраженного в перекрестном субсидировании деятельности Go. По итогам слушания суд признал наличие спорного вопроса перекрестного субсидирования и злоупотребления доминирующим положением, но в заявлении отказал по причине того, что авиакомпания Go не анонсировала планы выполнять полеты по маршрутам EasyJet.

Можно также вспомнить конфликт на азиатском авиационном рынке между компаниями AirAsia и Malaysia Airlines. В 2001 г. Tune Air Sdn Bhd приобрела AirAsia, создав первого лоукост-перевозчика в Азии, цены которого были значительно ниже, чем на рынке. А в мае 2008 г. другая крупная азиатская компания Malaysia Airlines внедрила политику ежедневных низких тарифов на внутренних маршрутах и маршрутах Юго-Восточной Азии. AirAsia обвинила Malaysia Airlines в перекрестном субсидировании программы ежедневных низких тарифов, которое выражалось в том, что покрывались убытки компании, вызванные продажами Malaysia Airlines на среднем уровне 70%. Malaysia Airlines выдвинула в свою защиту следующие аргументы: несмотря на продажи на уровне только 70%, общая выручка компании превышала затраты благодаря внедрению эффективной бизнес-стратегии, направленной в том числе на увеличение топливного сбора и сокращение объемов по менее выгодным маршрутам.


***

В период роста конкуренции игроки должны уметь оперативно адаптироваться к новой среде и разрабатывать механизмы по выживанию и процветанию на рынке. При этом доступные схемы необходимо применять с осторожностью.

Следует понимать, что перекрестное субсидирование и «хищническое» ценообразование искажают рыночные отношения и демотивируют нормальное рыночное поведение, нарушая интересы тех потребителей услуг, за счет которых снижаются тарифы для других. Более того, характерные особенности рассмотренных механизмов – нагрузка на потребителя в долгосрочной перспективе, потеря рабочих мест, а также общественный ущерб, выраженный в невозможности альтернативного использования определенного оборудования вытесненных конкурентов. Практика применения перекрестного субсидирования и «хищнического» ценообразования наносит серьезный удар по конкуренции, экономичному благосостоянию и экономической эффективности.

Для того чтобы конкуренция развивалась, необходимо поддерживать баланс между возможностью выхода на рынок для новых игроков и доступностью услуг для потребителей, без последующих потенциальных нагрузок на ту или иную сторону. Это задача в первую очередь регулятора, который должен не только устанавливать нормы, но и постоянно контролировать их соблюдение субъектами рынка.


Кирилл Соловов,

ведущий юрисконсульт группы компаний «Волга-Днепр», LL.M.



[1] Юридическая природа перекрестного субсидирования и «хищнического ценообразования» аналогична юридической природе монопольно низкой цены, предусмотренной ст. 7 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

[2] The ShermanAct1890 (ch. 647, 26 Stat. 209, 15 U.S.C. § 1–7).

[3] The Robinson-Patman Act 1936 (15 U.S.C.A. § 13).

[4] Инструкции Европейской комиссии // Официальный журнал ЕС. 1991; Инструкции по применению правил в телекоммуникационном секторе, С233, т. 34 (6 сентября 1991 г.): 91/С233/200.

[5] American Bar Association // Antitrust Section. 1992a. P. 227.

[6] Case Comp/35.141 – Deutsche Post AG (OJ L 125/27, 5.5.2001).

[7] Posner R.A. Taxation by Regulation // Bell Journal of Economics & Management Science. 1971. 2: 22-50.

[8] UtahPieCovContinentalBakingCo. (386 U.S. 685).

[9] Matsushita Electric Industrial Co., Ltd. v. Zenith Radio Corp.(475 U.S. 574 (1986)).

[10] Hoffman-La Roche & Co. AG v. Commission, Case 85/76, [1979] E.C.R. 461.

[11] Commission Decision No. 85/609/EEC, O.J. L 374/1 (1985).

[12] Commission Decision No. 93/82/EEC, O.J. L 034/20 (1993).

 


28 апреля 2014 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.











 Опрос

Какие принятые в 2021 г. законодательные инициативы, по Вашему мнению, наиболее значимы для развития конкуренции в РФ?

  
  
  
  
  
  
  
      





 



 
При любом использовании материалов сайта www.cljournal.ru указание на источник и гиперссылка обязательны.