В последнее время лоукост-перевозчики вызывают все
больший интерес как потребителей, стремящихся к своей мобильности и
доступности перелетов, так и крупных авиакомпаний и других инвесторов, которые видят
в бюджетных перевозчиках огромный потенциал. 20 декабря 2013 г.
японский авиагигант All Nipon Airways запустил Vanilla Air, а весной 2014 г.
планирует начать свои полеты «Добролет» – дочерняя лоукост-компания «Аэрофлота».
Принципы функционирования и модели финансирования бюджетных авиалиний
отличаются от традиционных. Международный опыт показывает, какие нарушения
антимонопольного законодательства могут допустить компании, предоставляющие
услуги лоукост-перевозок.
Пионером лоукост-перевозок можно назвать американскую
авиакомпанию Southwest Airlines, которая в 1971 г. вышла на рынок
с революционной концепцией снижения цен на билеты путем исключения
дополнительных расходов. Возглавил компанию Херб Келлехер, юрист по
образованию.
В 1990-х гг. рынок бюджетных авиаперевозок сильно
вырос и на фоне дерегуляции перевозок в Европе появились такие лидеры
индустрии, как ирландская Ryanair и британская EasyJet.
В начале 2000-х гг. обозначилась мировая
тенденция: традиционные авиакомпании несли убытки, а лоукост-перевозчики
получали значительную прибыль. По этой причине традиционные авиаперевозчики
стали создавать собственные лоукост-компании, такие как Go (British Airways), Ted
(United), Buzz (KLM), bmibaby (bmi), Germanwings (Lufthansa). Это вызвало
беспокойство ветеранов этого сектора рынка, когда-то проложивших дорогу
самостоятельно, без поддержки «родителей». Теперь, зная финансовые ресурсы
«золотых дочек», они опасались за свою дальнейшую судьбу.
Возникли вопросы о финансировании бюджетных
перевозчиков материнскими компаниями, а также о влиянии таких схем на
конкуренцию в целом. Основные претензии в части соблюдения антимонопольного
законодательства касались применения перекрестного субсидирования и «хищнического»
ценообразования.
Понятийный аппарат
В настоящее время перекрестное субсидирование и
«хищническое» ценообразование[1] –общепризнанные нарушения антимонопольного законодательства.
Так, в США ключевыми нормами по этому вопросу являются положения
ст. 2 Закона Шермана[2],
запрещающая любые попытки монополизации рынка, а также разд. 2(а) Закона Робинсона
– Патмана[3],
который содержит перечень разных вариантов ценовой дискриминации. Статья 102
Договора о функционировании Европейского союза запрещает любые
злоупотребления предприятия, занимающего доминирующее положение на внутреннем
рынке либо его значительной части, если такие действия оказывают влияние на
торговую деятельность между государствами – участниками ЕС. Злоупотребления
могут выражаться в прямом либо косвенном установлении недобросовестной
цены продажи или покупки, а также в применении иных недобросовестных
условий торговли.
Общий подход регуляторов к решению вопроса об определении
перекрестного субсидирования выражает позиция Европейской комиссии, согласно
которой перекрестное субсидирование означает перераспределение предприятием
всех либо части затрат, связанных с деятельностью в отношении одного
продукта либо географического рынка, на деятельность в отношении другого
продукта либо географического рынка[4].
В свою очередь, «хищническое» ценообразование –
ситуация, когда компания, чтобы вытеснить конкурентов с рынка, на короткое
время устанавливает цену на продукцию ниже себестоимости и лишается выручки.
Добившись своего, она поднимает цены на высокий, сверхконкурентный уровень, чтобы
получить чрезмерную прибыль и покрыть убытки за прошлый период.
По определению Верховного суда США, «хищническое»
ценообразование – это цена ниже надлежащего размера затрат, установленная с тем,
чтобы вытеснить конкурентов в краткосрочной перспективе и сократить
конкуренцию в целом в долгосрочной[5].
Квалификация перекрестного субсидирования и «хищнического»
ценообразования как нарушений законодательства подтверждается мировой судебной
практикой. Яркий пример – дело Deutsche Post, рассмотренное Европейской
комиссией[6].
В ходе рассмотрения было установлено наличие нарушения, которое выражалось
в использовании Deuthsche Post, занимающей доминирующее положение на рынке
почтовой службы доставки писем, схем перекрестного субсидирования с целью
финансирования своей деятельности по предоставлению услуг на другом рынке –
рынке почтовых услуг по заказу товаров.
Нарушения антимонопольного законодательства: причины, цели,
мотивы
Существуют разные мнения о том, каковы мотивы применения
перекрестного субсидирования.
С одной стороны, перекрестное субсидирование может использоваться
для того, чтобы сделать дорогостоящие услуги доступными для всех.
На государственном уровне сторонники этого механизма говорят
о его необходимости для финансирования развития национальной инфраструктуры.
Например, в XX в. с его помощью стали широко доступны телефонные
услуги, что, несомненно, способствовало развитию и росту экономики.
Более того, по мнению некоторых авторов, государство
использует схему перекрестного субсидирования для перераспределения денежных
средств между группами потребителей.
Перекрестное субсидирование может также применяться с тем,
чтобы покрыть издержки от предоставления услуг, которые доминирующие государственные
структуры хотят оказывать потребителям, в то время как рынок не может
обеспечить требующееся число услуг и по желаемым тарифам. Этот механизм служит
своего рода акцизным сбором с финансовой нагрузкой, ложащейся на потребителей
данных услуг, и выручкой, ассигнованной на определенные цели[7].
Нельзя забывать и о том, что перекрестное субсидирование
может использоваться для получения недобросовестными компаниями преимуществ над
конкурентами. Известны примеры, когда его применяли компании, занимающие
доминирующее положение, к недобросовестному ценообразованию. Посредством перекрестного
субсидирования, выступающего в качестве «инвестиции», минимизируется
конкуренция на рынке. Производители монопольной продукции с помощью этого
механизма могут добиться расположения поставщиков к своим аффилированным
компаниям, а затем списать перекрестное субсидирование как затраты на
регулируемом рынке и в конечном счете получить доход.
Очевидно, это наносит огромный ущерб экономической
эффективности и конкуренции в целом. Политика перекрестного субсидирования
влечет колоссальные потери как для участников рынка, на который оно направлено,
так и для потребителей на других рынках, за счет которых «покрываются» убытки
от применения этого механизма.
«Хищническое» ценообразование используется с целью
вытеснить конкурентов с рынка, воспрепятствовать появлению новых игроков и,
как следствие, попытаться захватить рынок и установить доминирующее положение.
Например, вопрос об увеличении доли на рынке и вытеснении
таким образом конкурентов был рассмотрен в США в деле Utah Pie Co. v. Continental
Baking Co.[8]Было установлено, что ответчики посредством продажи по заниженной цене на
рынке, где также присутствовал истец, добились увеличения доли присутствия с 28
до 45%.
По мнению некоторых аналитиков, на фоне общего спада роста
рынка, широкого распространения новых технологий и дефицита ресурсов компании
разрабатывают антимонопольные стратегии с использованием механизмов
манипуляции ценами, чтобы поднять уровень доходов за счет конкурентов, увеличивая
долю присутствия на рынке, а не расширяя сам рынок.
С помощью «хищнического» ценообразования может предотвращаться
как расширение доли конкурентов, так и выход на рынок новых участников с новыми
технологиями. Основная идея заключается в том, что, временно занижая цены,
монополист, использующий старые технологии, удерживает конкурентов в стороне
до момента, когда его технологии достигнут уровня конкурентов. Может также использоваться
политика «анонсирования» будущих доступных сервисов или продуктов. Основная
цель – отбить у потребителей желание пользоваться услугами конкурентов и
поощрить их дождаться появления нового продукта именно у монополиста.
Антимонопольные схемы позволяют «хищникам» снизить стоимость
активов конкурентов, а затем и приобрести их по заниженным ценам.
Тем не менее на практике довольно трудно доказать
намерение использовать или собственно применение механизмов «хищнического»
ценообразования. К тому же в чистом виде такие схемы встречаются редко.
Согласно решению Верховного суда США по делу Matsushita Electric Industrial Co. v. Zenith
Radio Corp.[9],
результат использования «хищнического» ценообразования зависит от того, сохранится
ли монопольное положение на рынке настолько долго, чтобы покрыть понесенные
расходы, а также получить дополнительную прибыль. Если нет уверенности в том,
что монопольное положение может быть установлено и поддерживаться в течение
длительного времени, «хищник» должен сделать значительные инвестиции без гарантий
окупаемости, что весьма рискованно.
Требование по покрытию понесенных расходов подтверждается
европейской судебной практикой, в частности такими делами, как Hoffman-La
Roche[10],
AKZO[11] и Compagnie Maritime Beige[12].
Интересную позицию занимает антимонопольный орган
Великобритании – Управление по добросовестной торговле (Office of Fair Trading).
Согласно его разъяснениям, в случае если компания занимает доминирующее
положение и сокращает цены на рынке, предполагается, что в дальнейшем будет иметь
место «возмещение»[13].
Перекрестное субсидирование и «хищническое» ценообразование в авиационном
секторе
До дерегулирования авиационной индустрии в 1978 г.
перекрестное субсидирование в США осуществлялось между дешевыми и дорогими
авиамаршрутами. Финансовые затраты на перелеты в регионах, где стоимость авиатранспортировки
больше, компенсировались за счет установления более высоких тарифов на таких
популярных маршрутах, как Лос-Анджелес – Нью-Йорк. Это открывало американцам
широкий доступ к авиаперевозкам, в то же время дискриминационно
облагая дополнительными сборами тех, кто жил в более заселенных местах, за
услуги, предоставляемые в регионах с меньшей численностью жителей.
Другой пример: в Норвегии до либерализации внутреннего
авиарынка в 1994 г., чтобы покрыть дополнительные расходы
перевозчиков, устанавливались более высокие тарифы на внутренние рейсы.
В России финансовые трудности и несовершенство
регулирования обусловили ослабление конкуренции и уход с рынка региональных
и местных авиаперевозчиков. Некоторые эксперты считают, что развитие авиационного
сектора может обеспечиваться только перекрестным субсидированием или субсидиями
от региональных властей. Как следствие, свои правила игры диктуют авиагиганты,
имеющие доступ к значительным финансовым средствам. Это может привести
к дальнейшему росту цен на внутренние перевозки и снижению уровня мобильности
населения в стране.
Потенциальной проблемой с точки зрения антимонопольного
регулирования может стать использование перекрестного субсидирования для
финансирования деятельности лоукост-перевозчиков крупными авиакомпаниями. Такие
механизмы применяются как с целью развития рынка авиаперевозок и
предоставления доступа к услугам более широкому кругу потребителей, так и
для того, чтобы вытеснить конкурентов, не имеющих финансовых возможностей
снижать тарифы, либо закрыть им вход на рынок.
Ситуация по использованию схем «хищнического»
ценообразования может быть аналогичной. Лоукост-перевозчик, предлагая
заниженные тарифы, пытается увеличить долю своего присутствия на относительно
молодом рынке бюджетных перевозок, вытеснить конкурентов, а также закрыть
доступ будущим участникам. Основной вопрос заключается в наличии либо
отсутствии у перевозчика финансовых ресурсов для реализации таких
механизмов.
Борьба за место под солнцем лоукост-перевозок
Перекрестное субсидирование и «хищническое» ценообразование,
сокращение прибыли и денежных потоков, а также попытки укрепиться на рынке, что,
в свою очередь, отражается на стоимости и привлекательности компании для
инвесторов, послужили причинами новой волны судебных тяжб.
В 1998 г. один из европейских пионеров лоукост-перевозок
EasyJet подал иск на авиагиганта British Airways в связи с намерениями
последнего выйти на этот рынок с помощью своей дочерней компании Go. При
этом British Airways не только предоставил Go стартовый капитал, но и выступил
гарантом по договорам лизинга самолетов, находящихся в пользовании у «дочки».
По мнению EasyJet, авиагигант нарушил ст. 86 Римского договора (в настоящее
время ст. 102 Договора о функционировании Европейского союза), в части
злоупотребления доминирующим положением, выраженного в перекрестном
субсидировании деятельности Go. По итогам слушания суд признал наличие спорного
вопроса перекрестного субсидирования и злоупотребления доминирующим положением,
но в заявлении отказал по причине того, что авиакомпания Go не анонсировала
планы выполнять полеты по маршрутам EasyJet.
Можно также вспомнить конфликт на азиатском авиационном
рынке между компаниями AirAsia и Malaysia Airlines. В 2001 г. Tune Air
Sdn Bhd приобрела AirAsia, создав первого лоукост-перевозчика в Азии, цены
которого были значительно ниже, чем на рынке. А в мае 2008 г. другая крупная
азиатская компания Malaysia Airlines внедрила политику ежедневных низких
тарифов на внутренних маршрутах и маршрутах Юго-Восточной Азии. AirAsia
обвинила Malaysia Airlines в перекрестном субсидировании программы ежедневных
низких тарифов, которое выражалось в том, что покрывались убытки компании,
вызванные продажами Malaysia Airlines на среднем уровне 70%. Malaysia Airlines
выдвинула в свою защиту следующие аргументы: несмотря на продажи на уровне
только 70%, общая выручка компании превышала затраты благодаря внедрению
эффективной бизнес-стратегии, направленной в том числе на увеличение
топливного сбора и сокращение объемов по менее выгодным маршрутам.
***
В период роста конкуренции игроки должны уметь оперативно
адаптироваться к новой среде и разрабатывать механизмы по выживанию и
процветанию на рынке. При этом доступные схемы необходимо применять
с осторожностью.
Следует понимать, что перекрестное субсидирование и
«хищническое» ценообразование искажают рыночные отношения и демотивируют
нормальное рыночное поведение, нарушая интересы тех потребителей услуг, за счет
которых снижаются тарифы для других. Более того, характерные особенности
рассмотренных механизмов – нагрузка на потребителя в долгосрочной
перспективе, потеря рабочих мест, а также общественный ущерб, выраженный в невозможности
альтернативного использования определенного оборудования вытесненных
конкурентов. Практика применения перекрестного субсидирования и «хищнического»
ценообразования наносит серьезный удар по конкуренции, экономичному
благосостоянию и экономической эффективности.
Для того чтобы конкуренция развивалась, необходимо
поддерживать баланс между возможностью выхода на рынок для новых игроков и
доступностью услуг для потребителей, без последующих потенциальных нагрузок на
ту или иную сторону. Это задача в первую очередь регулятора, который должен
не только устанавливать нормы, но и постоянно контролировать их соблюдение
субъектами рынка.
Кирилл Соловов,
ведущий юрисконсульт группы компаний «Волга-Днепр», LL.M.
[1] Юридическая природа перекрестного субсидирования и «хищнического
ценообразования» аналогична юридической природе монопольно низкой цены,
предусмотренной ст. 7 Федерального закона от 26 июля
2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
[2] The ShermanAct1890 (ch. 647, 26 Stat. 209, 15 U.S.C. § 1–7).
[3] The
Robinson-Patman Act 1936 (15 U.S.C.A.
§ 13).
[4] Инструкции Европейской комиссии // Официальный
журнал ЕС. 1991; Инструкции по применению правил в телекоммуникационном
секторе, С233, т. 34 (6 сентября 1991 г.): 91/С233/200.
[5] American Bar Association //
Antitrust Section. 1992a. P. 227.
[6] Case Comp/35.141 – Deutsche Post
AG (OJ L 125/27, 5.5.2001).
[7] Posner R.A. Taxation by Regulation // Bell Journal of Economics & Management Science.
1971. 2: 22-50.
[8] UtahPieCo. v. ContinentalBakingCo. (386 U.S. 685).
[9] Matsushita Electric Industrial Co., Ltd. v. Zenith Radio
Corp.(475 U.S. 574 (1986)).
[10] Hoffman-La
Roche & Co. AG v. Commission, Case 85/76, [1979] E.C.R. 461.
[11] Commission Decision No. 85/609/EEC, O.J. L 374/1 (1985).
[12] Commission Decision No. 93/82/EEC, O.J. L 034/20 (1993).