Обсуждение четвертого
антимонопольного пакета можно назвать рекордным. И не только потому, что по
некоторым предложенным изменениям (в частности, касающимся
регламентированных торговых практик и отмены антимонопольных исключений для
результатов интеллектуальной деятельности) дискуссии ведутся более двух с половиной
лет, но и по необычайно высокому накалу страстей и поляризации мнений, сильной
политизации самого процесса обсуждения вопросов, многие из которых, на первый
взгляд, являются исключительно техническими.
Но не менее, а
возможно, и более важно понять, кто является бенефициарами дискуссии, каковы ее
промежуточные итоги и перспективы в контексте формирования российской
модели конкурентной политики.
Кажется, что выиграл
крупный бизнес, добившийся того, чтобы поправки к предложенным изменениям
не были допущены на рассмотрение Госдумы во втором чтении в осеннюю
сессию 2013 г. Соответственно, можно подумать, что поражение потерпел
антимонопольный орган. Однако при ближайшем рассмотрении становится ясно, что в долгосрочной
перспективе в проигрыше могут остаться все. Почему? Прежде всего из-за неструктурированности
ключевых проблем, на решение которых направлены изменения в рамках четвертого
антимонопольного пакета, а также из-за того, что сохраняется разрыв в экономическом
и правовом аспектах дискуссии.
Могут возразить, что законопроект
обсуждался на портале www.regulation.gov.ru, существует отчет об оценке
регулирующего воздействия (далее – ОРВ), отклоняющий предложенный пакет
изменений. Все так, но, по сути, обсуждение шло либо вслепую, либо в лучшем
случае с опорой на конкретные примеры, не претендующие на системную
значимость и (или) репрезентативность.
Для того чтобы извлечь
уроки по существу, а не по форме, необходимо обсудить вопросы о том, (1)
какие возражения по изменениям предлагали эксперты и участники рынка и каким
образом аргументировали свою точку зрения; (2) как ответил на каждое из
возражений антимонопольный орган; (3) каково соотношение содержания отчета об
ОРВ и содержания дискуссии на портале; (4) какое значение отчет об ОРВ в действительности
имеет (и будет иметь) для дальнейшего прохождения поправок. Ответы на эти
вопросы позволят определить действительный статус процедуры ОРВ, предполагающей
оценку не только масштабов проблемы, но и последствий выбора того или
иного варианта ее решения для разных заинтересованных групп.
Что касается перспектив
в контексте формирования российской модели конкурентной политики, то этот вопрос
имеет прямое отношение к проблеме поиска трех взаимосвязанных видов
баланса (1) промышленной и конкурентной политики, (2) активных мер конкурентной
политики и антитраста, (3) антитраста и экономического регулирования. Однако в такой
постановке вопрос даже не пытаются обсуждать, хотя и теория для каждого из
перечисленных компонентов уже существует, и даже обозначены границы выбора с оценками
возможных последствий.
Поскольку запущен новый
круг ОРВ и дискуссии по четвертому антимонопольному пакету далеки от завершения,
есть возможность извлечь уроки… Но будет ли на них спрос?
Андрей
Шаститко,
директор Центра
исследований конкуренции и экономического регулирования РАНХиГС при Президенте
РФ, заведующий кафедрой конкурентной и промышленной политики экономического
факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, профессор, доктор экономических
наук, член НП «Содействие развитию конкуренции»