12
декабря 2013 г. исполняется 20 лет со дня принятия всенародным голосованием Конституции
Российской Федерации - правового фундамента государства, гарантирующего свободу
экономической деятельности. По случаю юбилея журнал «Конкуренция и право» обратился к
судье Конституционного Суда РФ, профессору, доктору юридических наук Гадису
Абдуллаевичу Гаджиеву. Наш гость вспоминает, как в главе I Основного
Закона, содержащей важнейшие юридические принципы, образующие основы
конституционного строя, появился принцип поддержки конкуренции.
Уважаемый Гадис Абдуллаевич, в 1993 г., после стольких
лет существования системы планового ведения хозяйства, очень сложно было
создать и закрепить модель рыночной экономики. Как можно было тогда
предопределить необходимость введения ее базовых составляющих?
– Мысль о том, что экономический порядок, лежащий в
основе конституционного строя, должен базироваться на рыночных отношениях,
далась участникам Конституционного совещания с большим трудом. В тексте
действующей Конституции РФ прямо не используется понятие «рыночная
социальная экономика».
О ее характере, составляющем главное отличие от командной,
плановой экономики, можно судить по косвенному упоминанию в п. «ж»
ст. 71 Основного Закона, согласно которому в ведении Российской
Федерации находится установление правовых основ единого рынка.
На завершающем этапе разработки проекта Конституции РФ летом
1993 г. вопрос о типе экономической системы был предельно
политизирован. По этой причине ни о рыночном характере экономики, ни о необходимости
государственной поддержки конкуренции в первом варианте текста,
представленном на рассмотрение Конституционного совещания Президентом РФ Б.Н. Ельциным,
сказано не было. В этом заключается его отличие от проекта Основного Закона,
подготовленного Конституционной комиссией, которая была образована Съездом
народных депутатов РСФСР. В ч. 1 ст. 9 этого проекта
указывалось, что основа экономики Российской Федерации – социальное рыночное
хозяйство, обеспечивающее в том числе добросовестную конкуренцию. Часть 2
ст. 61 запрещала деятельность, направленную на недопущение или ограничение
конкуренции. Недобросовестная конкуренция преследовалась по закону, а виды и
пределы государственной монополии устанавливались федеральным законом.
В проекте Конституции РФ, представленном Президентом РФ,
последовательность в этом вопросе не была выдержана настолько строго.
Частью 2 ст. 27 о владении, пользовании и распоряжении
природными ресурсами не допускалось использование свободы экономической
деятельности для монополизации и недобросовестной конкуренции. По инициативе некоторых
участников это положение было решено перенести в ст. 22, утверждающую
свободу экономической деятельности.
Некоторое время обсуждение не двигалось. Правда, Т.Г. Морщакова
поставила не лишенный смысла вопрос о том, как будут соотноситься
оговорка о недопустимости монополизации и недобросовестной конкуренции в специальной
статье и содержащееся в ст. 15 проекта Конституционной комиссии общее
положение о недопустимости злоупотребления правом: «Осуществление прав и
свобод человеком и гражданином не должно нарушать права и свободы других
лиц, наносить ущерб общественному благу и окружающей среде». Впоследствии было
решено, что антимонопольное положение в том или ином виде должно быть отражено
отдельно.
Что происходило с термином «конкуренция»? Имел ли он
право на жизнь в Конституции РФ?
– С.М. Шахрай, работавший над проектом Конституции РФ вместе
с С.С. Алексеевым, вспоминает, как старательно они пытались избегать
понятий-«аллергенов». К таким, безусловно, относились термины «рыночная
экономика» и «конкуренция». С.М. Шахрай в своей книге [1] отметил, что с классической точки зрения конституции принимаются для того,
чтобы закрепить согласие элит, утвердить новые договоренности о системе
власти, о принципах отношений, оформить новый «общественный договор». Но,
оговаривается автор, в России 1990-х гг. ситуация была далеко не классической,
конституционный проект разрабатывался не «по итогам» завершения политического
противостояния, а непосредственно в ходе конфликта. Процитирую: «…сам
процесс конституционного творчества… создавал все новые поводы и юридические
инструменты для политического противостояния.
Все это происходило на фоне масштабной трансформации
прежнего социального порядка, углубления опасного социально-экономического
кризиса, нарастания раскола и нетерпения в обществе, ускорения «центробежных
тенденций среди российских автономий и возникновения опасных межнациональных
конфликтов…» [2]
В сложившихся условиях, как продолжает автор книги, «президентской
группе» пришлось действовать от противного: «…поскольку Конституция не могла
быть принята в результате общественного согласия, то необходимо было создать
такой документ, чтобы общественное согласие возникло и укрепилось вследствие
его принятия.
Была выбрана следующая модель – начать с закрепления в
Основном законе тех общественных ценностей, тех принципов, которые не вызывали
сомнений ни у одной из противоборствующих сторон» [3].
Как развивались события?
– Участники Конституционного совещания решили зафиксировать важнейшие
принципы построения экономической системы. Это закреплено в главе 1, устанавливающей
основы конституционного строя. В одной из ранних редакций ст. 11
соответствующая норма была сформулирована следующим образом: «Территория Российской
Федерации является единым экономическим пространством. Единство экономического
пространства обеспечивается свободным перемещением товаров, услуг и финансовых
средств, признанием неприкосновенности собственности, свободой договора и
экономической деятельности, осуществляемой в соответствии с законом».
Поэтому я предложил, в частности, описать в основах
конституционного строя сущность «экономической конституции».
Выдержка из выступления Г.А. Гаджиева на
Конституционном совещании [4]:
«Уважаемые участники совещания! Я бы хотел обратить ваше
внимание на то, что перед вами сейчас стоит очень важная задача. Нужно в Конституции,
в новой Конституции, закрепить основы рыночной экономики. Собственно
говоря, в доктрине конституционного права признается такое понятие –
«экономическая конституция». Это совокупность конституционных положений,
системно связанных с большой Конституцией, которые регулируют основы
экономики.
Поэтому… я думаю, совершенно правильно в данной
статье ее рамки расширены. Речь идет не только о собственности,
здесь идет речь о всех несущих конструкциях рыночной экономики. Причем
доктринально статья построена так, что отражаются все аспекты участия
государства в регулировании экономики. Все категории…., которые здесь
названы, начиная со свободы экономической деятельности, – единое
экономическое пространство, рыночная экономика, многообразие и равноправие
форм собственности, – это несущие конструкции, на них построены нормы всех
последующих разделов Конституции. Вы возьмите конституционные нормы из
раздела «Федеративное устройство», где говорится о федеральных органах,
об определении правовых основ единого рынка. Все это покоится на базовых
конструкциях.
…Поэтому здесь каждое понятие очень важно, и что-либо
исключать я бы не рекомендовал. Единственное, может быть, просил
добавить, – там, где говорится о рыночной экономике, упомянуть такую
очень важную категорию, как защита конкуренции. Защита конкуренции как
обязанность государства не допускать монополию и поддерживать те
рыночные механизмы, которые составляют самую сущность рыночной экономики.
Спасибо». |
Участники совещания поддержали Вашу идею?
– В поддержку этого предложения выступил
А.В. Гребенкин. М.В. Пушенков возразил, что понятия свободы договора,
экономической деятельности, осуществляемой в соответствии с законом,
уже содержат идею защиты конкуренции и что в противном случае придется
«сюда включить и борьбу с монополизмом, и, если дальше идти, борьбу с рэкетом,
и, может быть, еще и другое». Общим голосованием рабочая группа приняла поправку.
Как это повлияло на формирование экономических отношений?
– Дискуссия принесла свои плоды. Положение о недопустимости
недобросовестной конкуренции видоизменялось и инкорпорировалось в разные
нормы. Группа представителей товаропроизводителей и предпринимателей вовсе
пришла к тому, что эту норму необходимо исключить. Особенно на этом
настаивал К.А. Бендукидзе, который отмечал, что «всякая экономическая
деятельность направлена на монополизацию… смысл экономической жизни заключается
в том, чтобы стараться монополизировать». Его поддержали Д.Н. Липман
и В.А. Никонов. Тем не менее у большинства присутствующих принципиальная
необходимость в этом положении не вызывала сомнений. Конкуренция понималась
как одна из тех консолидирующих ценностей. Более того, на определенном этапе
было предложено дополнить текст Конституции РФ еще одной нормой: «Государство
не вправе предоставлять кому-либо исключительные или преимущественные
права для занятия любой экономической деятельностью».
В таком гипертрофированном виде идея о защите
конкуренции, конечно, подвергалась критике специалистов. Е.Т. Гайдар
обращал внимание на то, что существуют естественные, «объективные» монополии в области
электроэнергетики, теплоснабжении и т. п. В.А. Туманов привел в пример
почту, связь, иные коммуникации. В.И. Тищенко впоследствии указывал, что
«государство не только имеет право, но обязано предоставлять в тех
или иных ситуациях, на тех или иных этапах какие-либо льготы или
преимущественное право для развития тех или иных отраслей в регионах…». Это
предложение вошло в текст, одобренный Конституционным совещанием, однако
исчезло, когда проект дорабатывался к референдуму.
Какую роль в развитии российской экономики сыграло
конституционное закрепление поддержки и защиты конкуренции?
– Тезис о защите конкуренции был не только закреплен
в главе 1 Конституции, ч. 1 ст. 8 которой гарантирует поддержку
конкуренции, но и получил качественное развитие: согласно ч. 2 ст. 34
Основного Закона не допускается экономическая деятельность, направленная
на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Законодатель определил свое
отношение к рыночной конкуренции как к ценности, которая лежит в основе
конституционного строя и одновременно является составной частью права на
занятие экономической деятельностью, и связал себя позитивным обязательством
признавать ее и защищать.
Сейчас в ст. 8 Конституции РФ закреплена
обязанность государства поддерживать (защищать) конкуренцию. Это очень важно,
поскольку Основной Закон должен был наметить направление трансформации плановой
социалистической экономики в социальную рыночную. Так в 1993 г.
на конституционном уровне правового регулирования был сформулирован один из фундаментальных
принципов экономической политики нового государства. Спустя год, 9 марта
1994 г., Постановлением Правительства РФ № 191 была утверждена
Государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции на
рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры).
В Конституции РФ говорится о конкуренции исключительно
в экономической сфере. Между тем это важнейшее междисциплинарное понятие: ее
можно обнаружить в спорте, культуре, политике. Социальная ценность этого
явления заключается в поиске оптимального решения определенной задачи. В свою
очередь, К. Шмитт отмечал, что для конкуренции как духовно-исторической
предпосылки парламентаризма [5],
из которой только и возникает гармония в обществе, необходима свобода выражения
мнения.
Гадис Абдуллаевич, редакция признательна Вам за интересную и
крайне содержательную для читателей нашего журнала беседу!
Материал подготовлен при участии
главного консультанта судьи
КС РФ Павла Блохина
Опубликовано в журнале «Конкуренция и
право» № 6, 2013 г.
Оформить подписку:
- на сайте
- по телефону +7 (495) 649 1806
- по электронной почте podpiska@cljournal.ru
[1] См.: Шахрай С.М. О Конституции: Основной Закон как инструмент правовых и социально-политических
преобразований. М., 2013.
[2] Там же. С. 58–59.
[3] См. там же.
[4] См.: Конституционное совещание: стенограммы, материалы, документы: 29
апреля – 10 ноября 1993 г.: в 20 т. и справочный том. М., 1995. Т. 9. С. 105–106.
[5] См.: Шмитт К. Духовно-историческое состояние современного парламентаризма //
Шмитт К. Политическая теология. М., 2000. С. 191.