Новости

ФАС России выдвинула требования к сделке на фармрынке
03 августа 2021 г.
Малый бизнес проверят на аффилированность с крупнейшими заказчиками
03 августа 2021 г.
Кассация подтвердила антиконкурентное соглашение в Подмосковье
03 августа 2021 г.
Суд округа признал ничтожным дорожный контракт в Челябинской области на полмиллиарда рублей
03 августа 2021 г.
Hamilton Medical AG подозревают в незаконной координации экономической деятельности на рынке поставок ИВЛ
03 августа 2021 г.
Минстрой России разработал механизм изменения госконтрактов из-за роста цен
18 марта 2021 г.
ФАС России выдала предписание по сделке Мосэнерго и Русэнергосбыта
03 августа 2021 г.
ЕЭК рассказала об изменениях в Методике расчета и порядке наложения штрафов за нарушения общих правил конкуренции на трансграничных рынках
24 ноября 2020 г.
ФАС России разъяснила вопросы дерегулирования цен на ряд услуг в портах
24 ноября 2020 г.
ComparetheMarket оштрафована на 17,9 млн фунтов стерлингов за установление паритета цен
19 ноября 2020 г.
Еще      Все новости
 Самое читаемое

Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 37931
Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
Количество просмотров 19877
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 19048
Сравнительная реклама в российском законодательстве
Количество просмотров 16783
Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
Количество просмотров 16742
Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 37931
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 19048
 Обзоры

 Анонcы

7-я практическая конференция «Управление юридическими рисками: статус 2020»
12–13 ноября 2020 г. пройдет 6-я практическая конференция «Управление юридическими рисками: статус 2020». Организатор – компания «Диалог Менеджмент Партнерс».!!!
Полный текст
Международная конференция Суда ЕАЭС «Новые вызовы интеграции ЕАЭС: правовое измерение»
25–27 ноября 2020 г. состоится ежегодная международная конференция Суда Евразийского экономического союза «Новые вызовы интеграции ЕАЭС: правовое измерение».
Полный текст
Тестовый анонс
Добро пожаловать в Ангарск!
Полный текст



О журнале Экспертный совет Архив Авторам Контакты
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Главная /  Аналитика /  Право монополиста на выбор контрагента
Право монополиста на выбор контрагента

Недавно Арбитражным судом Ивановской области  было принято решение, в связи с которым монополист получил право самостоятельно выбирать себе контрагентов. Этот вопрос довольно часто возникает на практике.

Ситуация такова. Поставщик газа отказался заключать договор с организацией, которая предлагала ему услуги по сбору денежных средств за поставленный населению газ. Между тем, антимонопольный орган вынес решение о признании такого отказа незаконным. Мотивируя свое решение, государственный орган исходил из того, что компания занимает доминирующее положение на рынке поставки газа, соответственно она является единственным субъектом, который может приобрести у организации услугу по сбору платежей за реализованный гражданам природный газ. Исполнителю попросту больше некому оказывать такого рода услуги.

В литературе подобная форма доминирования получила название «монопсония» – ситуация, когда на рынке товара действует множество продавцов и всего один покупатель товара (заказчик услуги).

Выбор контрагентов и оказываемых услуг всегда остается за покупателем. Вместе с тем суд учел, что положения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», по которой антимонопольный орган квалифицировал действия монополиста, запрещают ему отказывать в заключении договора лишь покупателям, а не продавцам (исполнителям услуги). Иное означало бы расширительное толкование норм публичного права, приводящее к обязанию монополиста платить деньги за услуги конкретному лицу, что является недопустимым.

Признавая оспариваемые акты недействительными, арбитражный суд также согласился с тем, что антимонопольный орган неправильно определил рынок, на котором выявил нарушения. Устанавливая, что газоснабжающая компания является единственным потенциальным заказчиком услуги по приему коммунальных платежей, государственным органом не было учтено, что количество покупателей на этом рынке зависит, прежде всего, от выбранного жильцами способа управления домом. Закон предусматривает, что плата за газоснабжение может вноситься не только напрямую ресурсоснабжающей организации, но и управляющим организациям, ТСЖ, жилищным кооперативам и иным специализированным потребительским кооперативам. Суд заметил ошибки антимонопольного органа в правильном определении рынка оказания данной услуги, что в конечном итоге также повлияло на исход дела.

Анализировать рынок услуг всегда достаточно сложно. В свою очередь юристы, оспаривающие решения антимонопольного органа, стараются выявить ошибки в подходах антимонопольного органа к исследованию рынка и часто используют соответствующие доводы в суде. Надо сказать, что вопрос о правильном определении рынка по такого рода делам часто решается судами с помощью судебной экспертизы.

 

Кирилл Чоракаев,

эксперт по антимонопольному праву

«Частное право»


07 сентября 2012 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.











 Опрос

Какие принятые в 2021 г. законодательные инициативы, по Вашему мнению, наиболее значимы для развития конкуренции в РФ?

  
  
  
  
  
  
  
      





 



 
При любом использовании материалов сайта www.cljournal.ru указание на источник и гиперссылка обязательны.