
В
сложившейся системе государственных закупок трудно достичь разумного баланса
между ценой размещения заказа и качеством товара, который в итоге получит заказчик.
Что важнее при формировании документации и описании предмета будущего
государственного контракта – организовать закупку именно того товара, который полностью
удовлетворит нужды заказчика, или создать максимально комфортные условия для
множества потенциальных участников размещения заказа, способных обеспечить
широкий диапазон цен? Как соотносятся ограничение участников размещения заказа
и должная забота о тех, ради кого организуются торги? Во многом ответы на эти
вопросы предопределены спецификой товара, его технической сложностью, уникальными
потребностями заказчика, конкурентной средой на рынке.
Зачастую государственному заказчику
нужен конкретный продукт, не имеющий аналогов у других производителей,
обладающий уникальными характеристиками. Однако в нормах действующего Федерального закона от 21
июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров,
выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
(далее – Закон о размещении заказов) границы свободы заказчика недостаточно
четко определены, что позволяет блокировать размещение заказа потенциальными
поставщиками схожих, но не идентичных товаров. Получается, что заказчик платит,
но музыку заказывать не может.
Чтобы управлять рисками, связанными с
размещением заказа для государственных и муниципальных нужд, заказчику очень
важно сохранять баланс между обеспечением объективных потребностей в тех или
иных товарах и соблюдением норм законодательства.
Каковы границы дозволенного с точки
зрения антимонопольного регулятора и судебных органов, можно понять, если проанализировать
судебную и административную практику в отношении формирования требований к
объекту заказа.
С этой точки зрения особый интерес
представляет практика размещения заказа на закупку медицинских изделий. В силу
специфики назначения и использования медицинских изделий важно надлежаще
обосновать их те или иные технические и функциональные характеристики, от
которых зависят эффективность диагностики заболевания, безболезненность
процедур, комфортность и результативность лечения, степень защиты персонала.
Что должен учитывать государственный
заказчик при формировании технического задания в соответствии с требованиями Закона
о размещении заказов? И что изменится с января 2014 г., когда вступит в силу
Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44 «О контрактной системе в
сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и
муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе)?
Елена
Воскресенская,
юрист компании «Пепеляев Групп»
Сергей
Клименко,
юрист компании «Пепеляев Групп»
Полную версию статьи читайте в журнале «Конкуренция и право» № 4, 2013 г.
Оформить подписку:
- на сайте
- по телефону +7 (495) 649 1806
- по электронной почте podpiska@cljournal.ru