
Нарушение антимонопольного
законодательства в случае причинения вреда может стать основанием возникновения
у пострадавшей стороны права на гражданско-правовой иск о возмещении убытков.
Такое право никогда не подвергалось сомнению в правоприменительной практике.
Более того, третьим антимонопольным пакетом в ст. 37 Федерального закона
от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» внесены изменения,
прямо предусматривающие эту возможность. Но специфика нарушений
антимонопольного законодательства, совершаемых прежде всего на потребительских
товарных рынках, заключается в том, что в качестве пострадавших может выступать
широкий круг лиц.
До сих пор российской судебной практике
не были известны примеры дел, связанных с массовыми исками потребителей к
нарушителям антимонопольного законодательства. Это объяснялось в том числе
отсутствием в процессуальном праве России известных многим правопорядкам
институтов группового производства, позволяющих объединять в одном судебном
процессе большое число однородных требований, что значительно облегчает доступ
граждан к правосудию.
В ближайшее время в правовом
регулировании институтов коллективной защиты следует ожидать перемен. Так,
Государственной Думой принят в первом чтении проект федерального закона № 133974-6
«О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»,
предусматривающий введение в ГПК РФ гл. 22.2 о групповом производстве. Кроме
того, Правительством РФ утвержден план мероприятий («дорожная карта») «Развитие
конкуренции и совершенствование антимонопольной политики». В этом документе среди
мер, повышающих защиту прав потребителей, обозначены внедрение механизма
групповых исков (включая возможность участия юридических лиц в групповых исках)
и введение убытков в кратном размере за нарушение антимонопольного
законодательства, которые будут распределяться в пользу пострадавших лиц.
Согласно Плану деятельности ФАС России на 2013–2018 гг. (утв. на заседании
Правительства РФ 27 июня 2013 г.) соответствующие федеральные законы должны
быть приняты не позднее IV
квартала 2014 г.
По словам разработчиков «дорожной карты»,
механизм защиты прав потребителей с помощью института коллективных исков предполагает
«возможность граждан и юридических лиц подавать коллективные иски к нарушителям
их прав, взыскивать с них многократные убытки». Третьим элементом этого
механизма станет возможность адвокатов получать «гонорары успеха». Как пояснил
один из разработчиков «дорожной карты» президент общероссийской общественной
организации «Деловая Россия» Александр Галушка, это приведет к появлению
«охотников за монополиями» – адвокатов, которые этим зарабатывают. При этом
предполагается, что «помимо ФАС возникнет «альтернативная система защиты прав
граждан».
Коллективные иски в антимонопольном
праве, позволяющие объединить в универсальную судебную процедуру неограниченно
большое число требований, приведут к значительной процессуальной экономии как
для самих истцов, так и для суда.
Индивидуальные требования, представляющие
собой предмет группового иска, сами по себе вряд ли были бы предъявлены в суд
по причине их несущественного размера и необходимости несения затрат на
судебный процесс. Введение коллективных средств защиты делает судебную систему
доступнее для потребителей и обеспечивает дополнительные гарантии защиты
«слабой» стороны в процессе.
Такая аргументация может показаться
разумной и заслуживающей полной поддержки. Но возникают вопросы: насколько
эффективны будут коллективные средства в том виде, в каком они предложены
разработчиками «дорожной карты», и согласуется ли этот механизм с основными
принципами российской правовой системы?..
Оксана
Ковалева,
начальник
Управления налогового и административного права
дирекции по правовым вопросам ОАО «Газпром Нефть»
Борис Галеев,
главный
юрисконсульт Управления налогового и административного права
дирекции по правовым вопросам ОАО «Газпром
Нефть»
Полную версию статьи читайте в журнале «Конкуренция и право» № 4, 2013 г.
Оформить подписку:
- на сайте
- по телефону +7 (495) 649 1806
- по электронной почте podpiska@cljournal.ru