С 1 января 2014 г. вступает в силу Закон о контрактной
системе. Автор статьи обращается к анализу норм этого Закона, посвященных на
первый взгляд знакомому способу заключения публичных контрактов – закупке (размещению
заказа) у единственного поставщика. Рассматриваются также вопросы определения
места названного вида закупки среди иных способов определения поставщиков,
изменения перечня случаев возможной закупки у единственного поставщика,
несоответствия некоторых положений нового закона международным обязательствам
Российской Федерации.
Вопросы терминологии
Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О
контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе)
оперирует термином «закупка», который, хотя и широко используется на практике, ранее
не имел легальной дефиниции. Согласно ст. 3 Закона о контрактной системе закупка
– это совокупность действий, осуществляемых заказчиком и направленных на
обеспечение государственных или муниципальных нужд. Она начинается с
определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением
обязательств сторонами контракта. Это комплекс последовательных действий
заказчика, нацеленных прежде всего на выбор контрагента для заключения с ним контракта.
Ранее в российском законодательстве использовались другие
термины:
1) «размещение заказов на закупки у единственного источника» [1] (отметим, что такое
понятие, как single-source procurement, характерно для типовых законов ЮНСИТРАЛ
о закупках 1994 и 2011 г.);
2) «размещение заказа у единственного поставщика
(исполнителя, подрядчика)» [2].
В обоих случаях этот способ размещения заказа отграничивался
от торгов, которые предпочтительны для заключения публичных контрактов.
Верховный Суд РФ в Постановлении от 12 апреля 2012 г.
№ 49-АД12-3 охарактеризовал размещение заказа у единственного поставщика
как исключение из общих правил размещения публичных заказов, направленное на
установление разумного соотношения суммы сделки и затрат на ее заключение; цель
такого исключения – оптимизировать соотношение прав субъектов и экономической
целесообразности расходов, связанных с проведением конкурса.
В ст. 28 Закона о контрактной системе вводится понятие конкурентных
способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в противовес
понятию закупки у единственного поставщика. Это противопоставление видится
уместным, поскольку в число конкурентных способов входят не только торги, но
также запрос котировок и запрос предложений, строго говоря, торгами не
являющиеся. К конкурентным способам не стоит относить конкуренцию в том смысле,
который придается этому понятию в антимонопольном законодательстве [3]. Здесь налицо конкуренция
в более узком значении: соперничество между двумя и более субъектами за право
заключить контракт на определенных условиях.
Ольга Беляева,
ведущий научный сотрудник
Института законодательства и сравнительного правоведения
при Правительстве РФ,
доктор юридических наук
Полную версию статьи читайте в журнале «Конкуренция и право»
№ 4, 2013 г.
Оформить подписку:
- на
сайте
- по телефону +7 (495) 649 1806
- по электронной почте podpiska@cljournal.ru
[1] См.: п. 30 Положения об организации закупки товаров, работ
и услуг для государственных нужд (утв. Указом Президента РФ от 8 апреля 1997 г.
№ 305).
[2] См.: ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 21 июля 2005 г.
№ 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ,
оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов).
[3] См.: п. 7 ст. 4
Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите
конкуренции».