Продолжаем дискуссию, развернувшуюся на страницах журнала "Конкуренция и право", о распространении запретов, предусмотренных Законом о защите
конкуренции, на действия по
использованию прав на результаты интеллектуальной деятельности. Соотносится ли такой
подход с целями антимонопольного регулирования и защитой прав интеллектуальной
собственности? Каким образом данные сферы должны пересекаться и сочетаться? Предлагаем
вашему вниманию мнения экспертов.

Владимир Корнеев,
кандидат юридических наук,
заместитель председателя Суда по интеллектуальным правам
Вопрос о соотношении антимонопольного законодательства и
законодательства об интеллектуальных правах на самом деле очень непрост.
Соответствующее законодательное регулирование преследует совершенно разные,
фактически противоположные цели: если антимонопольное законодательство
направлено в первую очередь на предупреждение и пресечение монополистической
деятельности, то законодательство об интеллектуальных правах, наоборот,
устанавливает легальную монополию правообладателя на результат
интеллектуального труда.
На мой взгляд, ныне закрепленное в законе соотношение этих
двух сфер законодательства является оптимальным.
С одной стороны, ч. 4 ст. 10 и ч. 9 ст. 11 Федерального
закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о
защите конкуренции) прямо указывают, что такие виды запретов, предусмотренных
антимонопольным законодательством, как запрет на злоупотребление хозяйствующим
субъектом доминирующим положением и запрет на ограничивающие конкуренцию
соглашения хозяйствующих субъектов, не распространяются на случаи осуществления
исключительных прав или распоряжения ими. И это в общем-то логично, поскольку
ГК РФ предоставляет правообладателю право использовать результат
интеллектуальной деятельности в любой форме и любым способом, а также право
свободно, за определенными законом ограничениями, распоряжаться своим правом.
Механизмы ст. 10 и 11 указанного Закона не рассчитаны на эти случаи.
Но с другой стороны, совершенно очевидно, что
злоупотребление своим исключительным правом (как и иными гражданскими правами)
все же возможно (и практика это подтверждает). Для противодействия этому в
законодательстве есть свои специальные инструменты: ст. 10 ГК РФ,
устанавливающая запрет на злоупотребление правом, ст. 14 Закона о защите
конкуренции, направленная на недопущение недобросовестной конкуренции, в том
числе при недобросовестном приобретении и использовании исключительного права
на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации
продукции, работ или услуг, а также связанное с этими статьями положение подп.
6 п. 2 ст. 1512 ГК РФ.
Таким образом, как представляется, не нужно пытаться
распространять на отношения в сфере интеллектуальных прав не приспособленные
для этого запреты, содержащиеся в ст. 10 и 11 Закона о защите конкуренции.
Необходимо лишь эффективно применять уже содержащиеся в законодательстве
средства предупреждения и пресечения злоупотребления такими правами (а практика
арбитражных судов в целом и ВАС РФ в частности действительно показывает
эффективность этих средств).
Для того чтобы существующий баланс изменять, нужны
конкретные примеры неработоспособности, неадекватности действующего
законодательного регулирования (как впрочем и при любых
попытках изменить любой закон).

Виталий Калятин,
кандидат юридических наук, профессор Российской школы
частного права,
руководитель направления интеллектуальной собственности
ОАО «РОСНАНО»
В настоящее время ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006
г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» исключает применение норм о запрете
злоупотребления доминирующим положением к действиям по осуществлению
исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные
к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации
продукции, работ или услуг. Такое положение обусловлено пониманием того, что
исключительные права по своей природе носят монопольный характер и их обладатель,
как правило, извлекает выгоду из своего монопольного положения.
Это, конечно, не означает полной свободы действий правообладателя,
в том числе и явно недобросовестных. Закон должен содержать ограничения,
обеспечивающие обществу нормальные возможности по использованию
интеллектуальной собственности. Однако осуществляться это должно с помощью
механизмов интеллектуальной собственности, и действующее законодательство в
данной сфере предусматривает большое число ограничений исключительного права.
Их количество и содержание можно менять, если возникает соответствующая
общественная потребность. Сторонники же вмешательства антимонопольного
законодательства в сферу интеллектуальной собственности пока не доказали, что
механизмов законодательства об интеллектуальной собственности принципиально
недостаточно.
Попытка применить средства антимонопольного законодательства
к осуществлению прав интеллектуальной собственности не позволит защитить
общество от недобросовестных правообладателей, но лишь введет дисбаланс в правовое
регулирование ввиду того, что по своей природе соответствующие механизмы должны
находиться в разных плоскостях: законодательство об интеллектуальной
собственности касается использования самих результатов интеллектуальной
деятельности (независимо от сферы использования), а антимонопольное
законодательство – деятельности субъекта в целом, независимо от того, какой
конкретный объект он использует. Соответственно, и функционируют эти нормы
принципиально по-разному.
Понимание природы и назначения указанных инструментов и
позволяет обеспечить их сочетание и совместное использование. Антимонопольное
законодательство вполне может применяться к деятельности лица, включающей
использование интеллектуальной собственности, но не к осуществлению самих
исключительных прав (что будет регулироваться законодательством об
интеллектуальной собственности). Вторжение же антимонопольного законодательства
в сферу интеллектуальной собственности означало бы, среди прочего,
предоставление административному органу возможности по своему усмотрению
ограничивать имущественные права и нарушало бы обязательства Российской
Федерации, закрепленные в международных соглашениях (в том числе в Договоре
ВОИС по авторскому праву и Соглашении ТРИПС).
Опубликовано в
журнале «Конкуренция и право» № 3, 2013 г.
Оформить подписку:
- на сайте
- по телефону +7 (495) 649 1806
- по электронной почте podpiska@cljournal.ru