Новости

ФАС России выдвинула требования к сделке на фармрынке
03 августа 2021 г.
Малый бизнес проверят на аффилированность с крупнейшими заказчиками
03 августа 2021 г.
Кассация подтвердила антиконкурентное соглашение в Подмосковье
03 августа 2021 г.
Суд округа признал ничтожным дорожный контракт в Челябинской области на полмиллиарда рублей
03 августа 2021 г.
Hamilton Medical AG подозревают в незаконной координации экономической деятельности на рынке поставок ИВЛ
03 августа 2021 г.
Минстрой России разработал механизм изменения госконтрактов из-за роста цен
18 марта 2021 г.
ФАС России выдала предписание по сделке Мосэнерго и Русэнергосбыта
03 августа 2021 г.
ЕЭК рассказала об изменениях в Методике расчета и порядке наложения штрафов за нарушения общих правил конкуренции на трансграничных рынках
24 ноября 2020 г.
ФАС России разъяснила вопросы дерегулирования цен на ряд услуг в портах
24 ноября 2020 г.
ComparetheMarket оштрафована на 17,9 млн фунтов стерлингов за установление паритета цен
19 ноября 2020 г.
Еще      Все новости
 Самое читаемое

Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 37931
Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
Количество просмотров 19877
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 19048
Сравнительная реклама в российском законодательстве
Количество просмотров 16783
Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
Количество просмотров 16742
Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 37931
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 19048
 Обзоры

 Анонcы

7-я практическая конференция «Управление юридическими рисками: статус 2020»
12–13 ноября 2020 г. пройдет 6-я практическая конференция «Управление юридическими рисками: статус 2020». Организатор – компания «Диалог Менеджмент Партнерс».!!!
Полный текст
Международная конференция Суда ЕАЭС «Новые вызовы интеграции ЕАЭС: правовое измерение»
25–27 ноября 2020 г. состоится ежегодная международная конференция Суда Евразийского экономического союза «Новые вызовы интеграции ЕАЭС: правовое измерение».
Полный текст
Тестовый анонс
Добро пожаловать в Ангарск!
Полный текст



О журнале Экспертный совет Архив Авторам Контакты
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Главная /  Аналитика /  Лицензирование в условиях ЕЭП
Лицензирование в условиях ЕЭП

Евразийская экономическая комиссия, курирующая вопросы конкуренции и антимонопольного регулирования, неоднократно ставит вопросы сокращения республиками Беларусь, Казахстан и РФ излишних барьеров для обеспечения равных условий конкуренции на товарных рынках ЕЭП.

В своих выступлениях член Коллегии – министр ЕЭК Нурлан Алдабергенов  затрагивает тему отнесения тех или иных видов деятельности к лицензируемым, учитывая, что лицензия является средством ограничения прав субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.

Государства − члены Таможенного союза в основных законах дали гарантию на свободное использование каждым способностей и имущества для законной экономической деятельности, а также определили цели введения возможных ограничений.

В развитие конституционных принципов законодательством трех государств − членов ТС и ЕЭП закреплены цели, для достижения которых права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены путем введения лицензирования.

Исходя из целей, определенных соответствующими нормативными правовыми актами государств – членов ТС и ЕЭП, к лицензируемым видам деятельности могут быть отнесены лишь те из них, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба здоровью, правам, законным интересам граждан,  национальной безопасности, окружающей среде, другим значимым целям, определяемым законодательством.

Важно отметить, что в РФ законодательно установлено, что лицензирование может вводиться лишь тогда, когда регулирование не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

В настоящее время ЕЭК приступила к анализу законодательств государств − членов ТС в части отнесения тех или иных видов к лицензируемым.

Предварительные результаты анализа показали, что законодатели трех государств в некоторых случаях одинаково оценивают необходимость введения лицензирования отдельных видов деятельности.

Например, лицензируемыми видами деятельности во всех государствах − членах ТС являются производство лекарственных средств; образовательная деятельность; разработка, производство, испытание, установка, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизация и реализация вооружения и военной техники; обеспечение информационной безопасности.

При этом следует учитывать, что в настоящее время есть виды деятельности, подлежащие лицензированию, лишь на территории одного из государств − членов ТС.

Например, только в РФ требуется получение лицензии для осуществления деятельности по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, а также программ для электронных вычислительных машин, баз данных и фонограмм на любых видах носителей (за исключением случаев, если указанная деятельность самостоятельно осуществляется лицами, обладающими правами на использование данных объектов авторских и смежных прав в силу федерального закона или договора).

В  Казахстане для изготовления государственных символов Республики Казахстан необходимо получить лицензию. Лицензия потребуется для выхода на рынок покупки электрической энергии в целях энергосбережения.

В  Беларуси оптовая и розничная торговля табачными изделиями, а также хранение табачных изделий отнесены к лицензируемым видам деятельности.

Возможная вредоносность указанных видов деятельности может быть исследована, имея в виду, что у законодателей должны были быть достаточные основания для выводов о том, что снижение риска причинения вреда целям, установленным на самом высоком уровне, при осуществлении указанных видов деятельности, не могло быть достигнуто без введения лицензирования.

В то же время необходимо принимать во внимание, что лицензирование можно заменять альтернативными формами регулирования отдельных видов деятельности, обеспечивающими стандарты профессиональной деятельности.

Особенно внимательный анализ барьеров входа на рынок хозяйствующих субъектов, с точки зрения обоснованности их введения, требуют случаи, когда на законодательном уровне установлена как  необходимость самоконтроля хозяйствующих субъектов, допустим, путем членства в организациях, так и необходимость получения лицензии.

В качестве примера можно привести адвокатскую деятельность, которая не лицензируется только в РФ.

При этом во всех трех государствах − членах ТС установлена обязательность членства адвокатов в адвокатских палатах (РФ), коллегиях адвокатов (Беларусь, Казахстан).

Так, в целях защиты прав, свобод и интересов физических и юридических лиц, а также обеспечения доступа к правосудию в РФ осуществляется адвокатская деятельность − квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном Федеральным законом РФ от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Адвокат вправе осуществлять адвокатскую деятельность на всей территории  без какого-либо дополнительного разрешения.

В РФ не является адвокатской деятельностью юридическая помощь, оказываемая:

• работниками юридических служб юридических лиц, а также работниками органов государственной власти и органов местного самоуправления;

• участниками и работниками юридических лиц, оказывающих юридические услуги, а также индивидуальными предпринимателями;

• нотариусами, патентными поверенными, за исключением случаев, когда в качестве патентного поверенного выступает адвокат, либо другими лицами, которые законом специально уполномочены на ведение своей профессиональной деятельности.

Из анализа Федерального закона РФ от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» следует, что российский законодатель не исключил возможность оказания юридической помощи адвокатами иностранных государств, предусмотрев, что адвокаты они могут оказывать юридическую помощь на территории РФпо вопросам права данного иностранного государства. Адвокаты иностранных государств не допускаются к оказанию юридической помощи на территории РФ по вопросам, связанным с государственной тайной.. Кроме того, адвокаты иностранных государств, осуществляющие адвокатскую деятельность на территории РФ, регистрируются федеральным органом исполнительной власти в области юстиции в специальном реестре, порядок ведения которого определен приказом МинюстаРоссии.

В  Казахстане адвокатом может являться гражанин Республики Казахстан, имеющий высшее юридическое образование, получивший лицензию на занятие адвокатской деятельностью, обязательно являющийся членом коллегии адвокатов и оказывающий юридическую помощь на профессиональной основе в рамках адвокатской деятельности, регламентируемой Законом Республики Казахстан от 5 декабря 1997 г.     № 195-I «Об адвокатской деятельности».

Указанным Законом предусмотрено, что полномочия иностранного адвоката, осуществляющего свою деятельность на основании соответствующего международного договора, ратифицированного Республикой Казахстан, подтверждаются документами, удостоверяющими личность, статус адвоката и его полномочия на оказание юридической помощи.

В настоящий момент Республикой Казахстан не ратифицировано ни одного из  таких международных договоров, в связи с чем право белорусских и российских лиц, осуществляющих адвокатскую деятельность, на оказание юридической помощи на территории республики  вызывает разумные сомнения.

При этом хочется отметить, что в республике законодательно установлено, что адвокат имеет право заниматься адвокатской деятельностью на всей территории республики, а также за ее пределами, если это необходимо для выполнения принятого поручения и не противоречит законодательству соответствующих государств и международным договорам Республики Казахстан.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. № 334-З «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» адвокатская деятельность − юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе адвокатами в порядке, предусмотренном этим Законом, физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, а также государству (клиентам) в целях осуществления и защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

Юридической помощью в Республике Беларусь является деятельность по оказанию содействия клиентам в понимании, правильном использовании и соблюдении законодательства, которая направлена на осуществление и защиту прав, свобод и интересов клиентов, а также представительство клиентов в судах, государственных органах, иных организациях и перед физическими лицами.

Адвокатом в Республике Беларусь может быть физическое лицо, являющееся гражданином Республики Беларусь, имеющее высшее юридическое образование, прошедшее стажировку (у адвоката юридической консультации, адвокатского бюро либо у адвоката, осуществляющего адвокатскую деятельность индивидуально, по направлению территориальной коллегии адвокатов) и сдавшее квалификационный экзамен, получившее специальное разрешение (лицензию) на осуществление адвокатской деятельности и являющееся членом территориальной коллегии адвокатов.

Из изложенного следует, что адвокаты Республики Казахстан и РФ не вправе оказывать юридическую помощь на территории Республики Беларусь.

Отдельно следует обратить внимание на возможность оказания юридических услуг на территории Республики Беларусь иными хозяйствующими субъектами государств − членов ТСи ЕЭП.

Так, на этой территории лицензируется и адвокатская деятельность, и оказание юридических услуг.

Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 определено понятие юридических услуг, которое включает в себя возмездное оказание услуг по составлению заявлений, жалоб, претензий, исков, договоров, соглашений, контрактов и других юридических документов; предоставлению устных и (или) письменных консультаций, разъяснений, заключений по юридическим вопросам, связанным с созданием, деятельностью и прекращением деятельности юридического лица, осуществлением и прекращением предпринимательской деятельности физического лица; проведению правовой экспертизы документов и деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя; ведению правовой работы по обеспечению хозяйственной и иной деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя; ведению правовой работы по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь; представлению интересов перед третьими лицами от имени заказчика в процессе переговоров, при проведении собраний, заседаний и иных встреч и осуществлению иных действий юридического характера; представительству интересов заказчиков, в том числе на стадии исполнения судебных постановлений, в хозяйственных, международных арбитражных (третейских) судах; проведению работы по взысканию с должников задолженности, включая досудебную работу, сопровождение исполнения решений судов и иных юрисдикционных органов; ведению документации и осуществлению хранения документов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, что не исключает обязательств по сдаче документов в государственные архивные учреждения в случаях, предусмотренных законодательством.

Право на получение лицензии  на оказание юридических услуг имеют лишь юридические лица Республики Беларусь, являющиеся коммерческими организациями, и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь.

Из изложенного следует, что казахстанские и российские юридические лица и индивидуальные предприниматели не могут оказывать юридические услуги на территории Республики Беларусь.

И как следствие клиенты казахстанских и российских хозяйствующих субъектов, оказывающих юридические услуги, получат отказ, если захотят воспользоваться их услугами, допустим, по представительству интересов в хозяйственных судах Республики Беларусь.

Из анализа процессуального законодательства Республики Казахстан следует, что иностранными представителями по поручению в суде Республики Казахстан не могут быть российские и белорусские юридические лица и адвокаты, при этом не исключается возможность иностранных граждан, в том числе имеющих российское и белорусское гражданство, выступать в суде по поручению.

Стоит отметить, что в Республике Беларусь установлены виды деятельности, подлежащие лицензированию, а также работы и (или) услуги, составляющие эти виды деятельности.

Оказание юридических услуг как вид деятельности составляют непосредственно юридические услуги, а также судебно-экспертная деятельность и риэлтерские услуги, которые так же могут оказывать только юридические лица Республики Беларусь, являющиеся коммерческими организациями, и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь, что делает невозможным выход на рынок казахстанских и российских хозяйствующих субъектов.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что государства − члены ТС и ЕЭП, реализуя свои полномочия в сфере регулирования деятельности, вправе определять порядок и условия ее осуществления и, исходя из специфики работ и услуг, а также  производства и оборота тех или иных видов товаров, устанавливать дополнительные требования, а также ограничения, которые должны соответствовать целям, установленным конституциями.

При этом важно учитывать, что вмешательство государства в деятельность хозяйствующих субъектов  требует взвешенного подхода и не должно ограничивать конкуренцию в большей степени, чем это необходимо для защиты интересов государства, бизнеса и граждан.

 

Елена Кузнецова,

начальник отдела по надзору за соблюдением

антимонопольного законодательства 

Департамента антимонопольного регулирования ЕЭК


11 февраля 2013 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.











 Опрос

Какие принятые в 2021 г. законодательные инициативы, по Вашему мнению, наиболее значимы для развития конкуренции в РФ?

  
  
  
  
  
  
  
      





 



 
При любом использовании материалов сайта www.cljournal.ru указание на источник и гиперссылка обязательны.