|
Роберт Яруллин,
специалист-эксперт отдела рекламы Татарстанского УФАС России
|
|
Валерий Казаков,
начальник отдела рекламы Татарстанского УФАС России
|
Чтобы пресечь
деятельность нелегальных перевозчиков на регулярных маршрутах, необходимо сотрудничество
госорганов. В Республике Татарстан это повысило эффективность контроля за недобросовестными
хозсубъектами, а также побудило их изменить поведение и перейти к легальной
работе. Однако административных запретительных мер недостаточно, следует
пересмотреть подходы к организации всей системы автомобильных перевозок. Изучим
опыт региона по организации взаимодействия в этой сфере.
По данным исследования ООО «Научно-исследовательский и проектный
институт территориального развития и транспортной инфраструктуры», в Татарстане
объем рынка нелегальных «регулярных» автобусных перевозок в межмуниципальном
сообщении превышает 900 млн руб.
Региональные органы власти вместе с контрольно-надзорными
органами принимают меры по борьбе с нелегальными перевозчиками,
устанавливают конкурентные требования на право осуществлять
межмуниципальные перевозки, создают необходимую инфраструктуру для легальной
работы. Например, в Казани есть успешный опыт борьбы с неофициальными
внутригородскими перевозками. Но, чтобы навести порядок на межмуниципальных
и междугородних маршрутах, этого недостаточно. Пресечь деятельность «нелегалов»
поможет только комплекс мер.
Нормативная
база в сфере автобусных перевозок
Тринадцать
лет назад был принят Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав
автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
Он закрепил векторы развития перевозок пассажиров и багажа, разделил виды
перевозок на регулярные, заказные и перевозки легковым такси, установил
особенности их регулирования и функционирования.
На
основании этого закона были приняты Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным
транспортом и городским наземным электрическим транспортом (утв. Постановлением
Правительства РФ от 14.02.2009 № 112). Ими определено, как должна
быть организована работа перевозчика, в том числе требования к ним,
фрахтовщикам и владельцам объектов транспортной инфраструктуры, условия
таких перевозок и предоставления транспортных средств для них.
Закон
2007 г. и правила 2009 г. установили, что должны делать
перевозчики, а Федеральный закон от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации
регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским
наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» – как
должна быть организована их деятельность.
В
частности, право на регулярные перевозки по результатам конкурса
предоставляет в зависимости от уровня маршрута уполномоченный орган
субъекта РФ или уполномоченный федеральный орган. Сегодня такой подход актуален
только для регулярных перевозок.
Нелегальные автобусные перевозки
С 2017 по 2019 г. хозсубъекты, получившие
право вести деятельность на межмуниципальных маршрутах на территории республики,
неоднократно жаловались в Татарстанское УФАС России на то, что нелегальные перевозчики создают им препятствия.
Казалось бы, эта проблема находится под контролем
Средне-Волжского
межрегионального управления государственного автодорожного надзора Ространснадзора
(далее – Средне-Волжское МУГАДН) и Министерства транспорта и дорожного
хозяйства Республики Татарстан (далее – Миндортранс Татарстана) и не имеет
прямого отношения к компетенции антимонопольного ведомства.
Но анализ поступивших
жалоб указывал на то, что из-за недобросовестных действий «нелегалов»
у тех перевозчиков, кто работает законно, сокращается пассажиропоток, уменьшаются число проданных билетов и объем
выручки. Иными словами, в действиях нарушителей правил
перевозки пассажиров есть признаки
недобросовестной конкуренции, запрещенной ст. 14.8 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите
конкуренции).
Средне-Волжский МУГАДН, Миндортранс
Татарстана и Управление ГИБДД МВД России по Республике Татарстан
(далее – Татарстанское управление ГИБДД) организовали взаимодействие. Они выявили,
что, несмотря на привлечение нарушителей к ответственности по ст. 11.33
КоАП РФ, которая предусматривает штраф за отсутствие свидетельства и карты
маршрутов по регулярным перевозкам, «нелегалы» продолжали деятельность,
маскируя ее под заказные автобусы и восьмиместные такси. Стало
очевидно: чтобы эффективнее пресекать нарушения, надо принять совместные
дополнительные меры.
Как
показали расследования УФАС, проведенные совместно со Средне-Волжским
МУГАДН и Татарстанским управлением ГИБДД, такие заказные перевозки выполнялись
ежедневно по маршрутам следования и расписанию регулярных перевозок. Таким
образом, фактически под видом заказных осуществлялись регулярные перевозки.
При этом свидетельства, карты маршрутов, договоров с автовокзалами у «заказных»
перевозчиков не было. В качестве транспортных средств использовались
автобусы категорий M2
и М3, то есть более чем на восемь мест. Отметим, что обычно
полноразмерные автобусы рассчитаны на 40 мест, микроавтобусы – на 14–18.
Такие действия позволили нелегальным
регулярным перевозчикам получить необоснованное (незаконное) конкурентное
преимущество, которое перераспределило поток пассажиров в их сторону.
В 2017–2019 гг. Татарстанское УФАС
России рассмотрело девять подобных дел, на шестерых недобросовестных хозсубъектов
наложены штрафы. Кроме того, выданы предписания об устранении нарушений
путем прекращения нелегальных регулярных перевозок. Качество решений УФАС с учетом
материалов, предоставленных Средне-Волжским МУГАДН и Татарстанским управлением
ГИБДД, позволило доказать в судах (дела №А65-39570/2018, А65-24118/2019, А65-5142/2020),
что действия «нелегалов» нарушили требования ст. 14.8 Закона о защите
конкуренции.
«Такси»
на регулярных маршрутах
Комплексный подход позволил пресечь
нарушения нелегальных перевозчиков, которые вынуждены были прекратить
недобросовестные действия и уйти с рынка. Но часть из них
переоборудовали транспортные средства под категорию М1 (не более восьми
мест), получили лицензию (разрешения) легкового такси и продолжают свою
деятельность, но уже в статусе такси. С точки зрения Закона о защите
конкуренции в их действиях нет нарушений. Однако пассажиропоток на автобусах
межмуниципальных маршрутов при этом почти не изменился: люди продолжают
пользоваться услугами такси. Формально не являясь конкурентами, на деле
восьмиместные такси «забирают» пассажиров автобусов.
Такое использование восьмиместных
легковых автомобилей – одна из нерешенных проблем. Законодательство
не рассматривает их как автобусы, что позволяет злоупотреблять понятием
«легковое такси» и регулярно перевозить пассажиров по маршрутам. Надо
отменить или запретить использование на регулярных маршрутах восьмиместных
такси и рассматривать их в качестве автобусов. Чтобы система была
сбалансированной, требуется регулирование всех видов перевозок.
Развитие сферы регулярных межмуниципальных
перевозок заметно замедлилось. Это связано с тем, что становится больше
автомобилей в семьях, развиваются альтернативные виды транспорта (такси,
сервисы вроде BlaBlaCar
и т. д.). Однако многие все же пользуются автобусами, чтобы ездить
между городами, а для кого-то этот вид транспорта остается
единственным доступным для передвижения на дальние расстояния. Вместе
с тем есть опасения, что в дальнейшем автобусные пассажирские
перевозки могут вовсе исчезнуть, поскольку такая деятельность убыточная.
Сфера автобусных регулярных перевозок нуждается
в совершенствовании по вопросам конкуренции. Важная часть этой деятельности –
требования безопасности перевозок, необходимости осуществлять
рейсы ежедневно и по конкретному расписанию, маршруту, производить перевозки
с автовокзала, с которым у хозсубъекта должен быть заключен
возмездный договор. Если эти требования не выполняются, разрешение на регулярные
перевозки аннулируется.
В свою очередь, легковые такси и заказные
перевозчики не ограничены столь широким кругом обязанностей, кроме получения
лицензии на право ведения деятельности. Требования обеспечить безопасность
пассажиров путем ежедневного осмотра транспортных средств и медицинского освидетельствования
водителей распространяется на всех перевозчиков. Это условие не может
рассматриваться как дифференцирующее. В то же время, наделив регулярных
перевозчиков рядом обязанностей, им не дали привилегий, соотносимых
со свободой действий легковых такси и заказных перевозчиков.
С экономической точки зрения выполнение
установленных требований влечет дополнительные расходы регулярных перевозчиков
и снижает их конкурентоспособность в ценовой борьбе за клиентов по сравнению
с легковыми такси и псевдозаказными автобусами.
Пути
решения проблемы с нелегальными перевозчиками
Проблема борьбы с нелегальными
перевозчиками не может быть решена только административными и (или) запретительными
мерами и требует пересмотра подходов к организации всей системы
автоперевозок с учетом перемен в обществе.
Действующие правила регулярных перевозок
не учитывают современные тенденции и потребности людей. Наоборот, они
приводят к формированию условий, при которых на межмуниципальных
маршрутах можно ввести иные перевозки, не предполагающие обременения
в виде обязательств регулярных перевозчиков. Конкурентное преимущество
каждого перевозчика должно определяться не уполномоченным органом при проведении
конкурса, а пассажирами, которые стимулировали бы таких хозсубъектов и автовокзалы
улучшать свои услуги и, соответственно, включать рыночные естественные
механизмы борьбы с «нелегалами».
По
мнению директора Института экономики
транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаила Блинкина, лучший
способ борьбы с нелегальными перевозчиками – поощрение легальных. Это
могут быть налоговые льготы, например обнуление НДС.
Многие
авторы указывают, что легальные перевозчики совместно с автовокзалами
должны перейти на автоматизированные системы управления и клиентоориентированную
модель работы: дистанционные бронирование и продажу билетов; посадку пассажира
с удобного ему места; планирование и подбор оптимальных маршрута и расписания;
введение экспресс-рейсов (остановка только на конечной станции); систему
бонусов за поездки.
Кроме
того, необходимо соотнести место расположения автовокзалов и инфраструктуры
городской среды так, чтобы максимальное количество людей могли быстро и удобно
до них добраться на разных видах общественного транспорта. Иными
словами, выстроить систему, при которой пассажирам стало бы легче и предпочтительнее
пользоваться услугами автовокзалов и легальных перевозчиков, чем неофициальных.
Наконец,
надо максимально исключить человеческий фактор и автоматизировать процесс
контроля. Подобный подход, например, использовался, когда решались проблемы
неоплаты парковок и превышения скорости на дорогах. Чтобы такая
цифровая система была эффективна, она должна не только выполнять
контрольные функции, но и опираться на запросы легальных
перевозчиков, помогать снижать затраты, повышать результативность работы.
Регулярные перевозки требуют совершенствования
условий и правил с учетом современных реалий. В противном случае
этот вид перевозок может просто исчезнуть.