|
Елена Рыбальченко,
юрист санкт-петербургской корпоративной практики компании «Пепеляев Групп»
|
Опубликовано в журнале «Конкуренция и право» № 4,
2020 г.
Одно из последствий
пандемии – увеличилось количество случаев государственно-частного
сотрудничества в сферах госзакупок и гособоронзаказа. И если при госзакупках
юрлицо может стать поставщиком, только выразив соответствующее волеизъявление,
то в случае гособоронзаказа производители и официальные
дистрибьюторы нередко неожиданно обнаруживают себя участниками кооперации
исполнителя по госконтракту. А это, в свою очередь, влечет
дополнительные обязанности. Разберемся, при каких условиях компания входит
в кооперационную цепь.
Ситуация
Юрлицо является
поставщиком строительных товаров и, как это часто бывает, не выпускает
их, а закупает напрямую у производителя. Оно давно на рынке, имеет
сформировавшиеся деловые связи, которые выражаются в том, что есть вполне
устоявшийся пул постоянных клиентов.
Один из таких
клиентов, размещая заказ на поставку очередной партии товара, сообщил, что
приобретает его для целей выполнения гособоронзаказа, и настойчиво просил
юрлицо-поставщика открыть отдельный счет в определенном банке.
Поставщик
задумался: входит ли он в состав кооперации головного исполнителя и распространяются
ли поэтому на него требования Федерального закона от 29.12.2012
№ 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее – Закон о ГОЗ),
если он не вступает в договорные отношения непосредственно с самим
головным исполнителем или исполнителем, так как его покупателем является
субподрядчик? Если да, то входит ли и производитель, у которого
приобретается продукция для последующей реализации, в кооперацию, поскольку
он также продает юридическому лицу – поставщику товары,
которые тот в свою очередь поставит для целей исполнения
госконтракта?
Условия кооперационной цепи
Основные
понятия
Гособоронзаказ –
это задание на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг для обеспечения
обороны и безопасности страны. Для его выполнения заключается государственный
контракт, причем со стороны Российской Федерации выступают Минобороны
России, Росатом или Роскосмос, именуемые госзаказчиком, а со стороны
исполнителя – российское юрлицо, именуемое головным исполнителем.
Так как речь
идет об обороне и безопасности страны, предметом госконтракта часто
выступает строительство особого объекта, изготовление сложных вещей или поставка
товаров, которых не найти в магазине шаговой доступности. Головной
исполнитель нередко не может выполнить госконтракт в одиночку, ему
нужны субподрядчики. На этот случай законодатель дал ему право привлекать
субподрядчиков, которые именуются исполнителями.
В свою
очередь, исполнители вправе обращаться к своим субподрядчикам, тоже именуемым
исполнителями. И головной исполнитель, и исполнитель могут привлекать
субподрядчиков на основании заключаемых с ними договоров, предметы
которых должны быть непосредственно связаны с выполнением ГОЗ. Например, предметом
гособоронзаказа является строительство объекта, предметом договора с субподрядчиком –
поставка материалов для строительства.
С момента
привлечения головным исполнителем субподрядчика, то есть исполнителя, возникает
кооперация головного исполнителя. Субподрядчики исполнителей также в нее входят.
По Закону
о ГОЗ главные критерии для вхождения в кооперацию – наличие
договора с головным исполнителем или исполнителем и непосредственная
связь предмета этого договора с выполнением гособоронзаказа.
С момента
образования кооперации головного исполнителя все входящие в нее лица
обязаны соблюдать требования и ограничения Закона о ГОЗ. В частности,
к таким обязанностям, согласно этому закону, относятся:
- осуществление
расчетов по госконтракту и договорам, заключенным для целей
выполнения гособоронзаказа, только с использованием отдельного счета (подп. 7
п. 1, подп. 7 п. 2 ст. 8);
- соблюдение
режима использования отдельного счета (подп. 5 п. 1, подп. 5
п. 2 ст. 8);
- ведение
раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по договору,
заключенному в рамках выполнения гособоронзаказа;
- соблюдение
запрета на включение в себестоимость производства (реализации)
продукции затрат, не связанных с ее производством (реализацией) (подп. 1
п. 3 ст. 8);
- соблюдение
запрета на установление экономически, технологически и (или) иным
образом необоснованной цены на продукцию, поставляемую госзаказчику или
головному исполнителю, исполнителю, превышающей цену, сложившуюся на соответствующем
товарном рынке (подп. 2 п. 3 ст. 8).
Их неисполнение
влечет административную ответственность в виде штрафа до 1 млн
руб. (ст. 14.55.2, 15.37, 15.40 КоАП РФ).
О режиме
использования отдельного счета
Денежные
средства, поступившие на отдельный счет, могут быть:
- перечислены
только исполнителям (субподрядчикам исполнителей), входящим в кооперацию,
в рамках исполнения заключенных между ними договоров;
- списаны
при осуществлении операций, прямо указанных в ст. 8.3 Закона о ГОЗ.
В
распоряжение владельца отдельного счета денежные средства поступают после того,
как банк получил подтверждение от госзаказчика об исполнении
госконтракта.
Звенья
кооперации
Закон
о ГОЗ не дает четкого ответа на вопрос, сколько звеньев
субподрядной цепи, начиная с головного исполнителя, образуют кооперацию.
В части
определения понятия кооперации закон говорит следующее: кооперация головного
исполнителя – это совокупность взаимодействующих лиц, участвующих в поставках
продукции по гособоронзаказу в рамках сопровождаемых сделок (госконтракт
и все договоры, заключенные в целях его исполнения между участниками
кооперации). В кооперацию входят головной исполнитель, заключающий госконтракт
с госзаказчиком, исполнители, заключающие договор с головным
исполнителем, и исполнители, заключающие договоры с исполнителями.
Таким
образом, исходя из буквального содержания закона, кооперация
ограничивается тремя звеньями, иначе должны были бы упоминаться последующие
звенья.
С одной
стороны, логично. Но логика в данном случае «обратная»: если не ограничить
число звеньев, то в кооперацию по умолчанию войдут все лица,
задействованные вплоть до производства товара и поставки сырья
(материалов, оборудования) для производства такого товара, поскольку эти
действия осуществляются для целей исполнения госконтракта. Как следствие, головной
исполнитель бóльшую часть времени тратил бы не на исполнение
госконтракта, а на сбор информации об исполнителях, входящих с ним
в кооперацию (подп. 8 п. 1, подп. 8 п. 2 ст. 8 Закона
о ГОЗ). При этом отследить всю цепочку до самого последнего
звена, не имея властно-распорядительных полномочий, довольно трудно:
головной исполнитель и исполнители вправе запрашивать сведения у нижестоящих
исполнителей о лицах, с которыми у них заключены договоры для
целей исполнения госконтракта, однако у них нет полномочий по проверке
полноты и достоверности таких сведений.
С другой
стороны, если следовать духу и целям Закона о ГОЗ, то можно
предположить, что законодатель имел в виду тотальный контроль за составом
лиц, участвующих в исполнении госконтракта. Очевидно, что сферы обороны и безопасности
страны важны для любого государства. Кроме того, поддержание обороны и безопасности
на должном уровне затратно. С учетом того, что любое адекватное
государство постоянно поддерживает свою безопасность и оборонительные
функции, его желание получить результат гособоронзаказа надлежащего качества и не переплачивая
также выглядит здравым.
Для этих
целей законодательством РФ предусмотрены запреты на включение в себестоимость
производства (реализации) продукции затрат, не связанных с производством
(реализацией), и на установление необоснованных цен на товары,
поставляемые участникам кооперации, а также введено госрегулирование цен
на продукцию по гособоронзаказу (гл. 4 Закона о ГОЗ;
Постановление Правительства РФ от 02.12.2017 № 1465
«О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую
по государственному оборонному заказу, а также о внесении
изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства
Российской Федерации»). Для контроля за расчетами по госконтракту
применяются единая информационная система по гособоронзаказу и режим
использования отдельных счетов, только с использованием которых осуществляются
расчеты по госконтракту и по договорам между членами кооперации
(п. 11 ст. 3, п. 2 ст. 8.2, ст. 8.3, 8.4 Закона
о ГОЗ). Чтобы обеспечить возможность контролировать расчеты по госконтракту,
введена обязанность для головного и иных исполнителей использовать
для расчетов отдельные счета.
С учетом
этих обстоятельств не исключено, что контролирующие органы могут
придерживаться более широкого толкования границ кооперации. В таком случае
их позиция будет понятна.
Тем не менее,
по нашему мнению, отвечая на вопрос, входит то или иное юрлицо в кооперацию
или нет, нельзя руководствоваться лишь определением понятия «кооперация
головного исполнителя», закрепленным Законом о ГОЗ. Необходимо принимать
во внимание и иные нормы этого закона во взаимосвязи с дефиницией
приведенного термина.
Использование
юрлицом отдельного счета
Если
проанализировать особенности расчетов по госконтракту, обязанности
головного и иных исполнителей, права и обязанности уполномоченных
банков, можно сделать вывод, что немаловажную роль в очерчивании границ
кооперации играет факт использования юрлицом отдельного счета.
В соответствии
с Законом о ГОЗ такой счет можно открыть только при заключении
госконтракта или договора для целей его исполнения. Исполнители второго
и последующих звеньев при открытии отдельного счета должны представить в банк
договор. Причем необходимо, чтобы его предмет был непосредственно связан с исполнением
госконтракта, а его положения содержали идентификатор государственного контракта
(далее – ИГК), позволяющий уполномоченному банку определить, в рамках
исполнения какого госконтракта заключен такой договор (ст. 6.1,
подп. 3, 4 п. 1, подп. 3, 4 п. 2 ст. 8 Закона
о ГОЗ).
При заключении
договора о банковском сопровождении исполнитель обязуется соблюдать режим
использования отдельного счета (ст. 8.3 Закона о ГОЗ). Такой режим
предполагает зачисление на счет денежных средств в рамках исполнения
договоров, заключенных в целях исполнения госконтракта, и возможность
их списания только для оплаты по аналогичному договору на аналогичный
отдельный счет и только при условии указания ИГК (подп. 1, 2
п. 1 ст. 8.3), а также допускает списание только на цели,
прямо перечисленные в Законе о ГОЗ (ст. 8.3, 8.4). В свободное
распоряжение владельца счета денежные средства поступят лишь после того, как
банк получит подтверждение от госзаказчика об исполнении госконтракта
(п. 2 ст. 8.3).
Отметим, что
банки, которые осуществляют сопровождение отдельных счетов, помимо прочего проводят
мониторинг расчетов по гособоронзаказу и передают в единую
информационную систему ГОЗ сведения обо всех участниках таких расчетов, об исполненных
распоряжениях, включая документы, представленные головным исполнителем,
исполнителем и являющиеся основанием для составления распоряжений
(подп. 2 п. 2 ст. 8.2).
Таким
образом, если у юрлица открыт отдельный счет, значит, у него заключен
договор в целях исполнения госконтракта и этот договор содержит ИГК, поскольку
иначе открыть такой счет нельзя. Следовательно, оно будет признаваться входящим
в кооперацию головного исполнителя по госконтракту вне зависимости
от того, на каком звене кооперационной цепи находится: на третьем,
что прямо предусмотрено Законом о ГОЗ, или на 15-м.
Этот факт
означает, что такое юрлицо должно:
- вести
раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому
договору, заключенному в целях исполнения госконтракта (подп. 16 п. 2
ст. 8 Закона о ГОЗ; Постановление Правительства РФ от 19.01.1998
№ 47 «О Правилах ведения организациями, выполняющими государственный
заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов
финансово-хозяйственной деятельности»);
- соблюдать
запреты, связанные с ценообразованием на продукцию, поставляемую
головному исполнителю или исполнителю, и определением себестоимости
производства (реализации) товаров;
- исполнять
иные обязанности, предусмотренные Законом о ГОЗ.
На
практике же нередко юрлицо поставляет товар, выполняет работы или оказывает
услуги лицу, входящему в кооперацию (то есть заключившему договор с головным
исполнителем или исполнителем, расчеты по которому осуществляются с использованием
отдельного счета), и фактически товары поставляются для целей
исполнения госконтракта. Но юрлицо-поставщик об этом достоверно не знает,
поскольку в договоре между ним и его покупателем отсутствует ИГК и нет
упоминаний о госконтракте и гособоронзаказе, а расчеты по такому
договору проходят в обычном режиме без использования отдельных
счетов.
В таком
случае говорить о том, что юрлицо-поставщик входит в кооперацию, на наш
взгляд, нельзя, так как не соблюдается совокупность обстоятельств:
заключение договора, имеющего непосредственную связь с исполнением госконтракта
и содержащего ИГК, и осуществление расчетов с использованием
отдельных счетов.
Итак, с учетом
практики в кооперацию головного исполнителя входят головной исполнитель,
заключивший госконтракт с госзаказчиком, а также исполнители, которые
заключили в целях исполнения госконтракта договоры с головным
исполнителем или с исполнителями и осуществляют расчеты по таким
договорам с использованием отдельных счетов.