Заместитель
руководителя ФАС России Сергей Анатольевич
Пузыревский
рассказывает, какие антикризисные решения в антимонопольной сфере могут
получить развитие, призывает бизнес активнее использовать имеющиеся
в законодательстве возможности и обращаться в ведомство за согласованием
допустимых форм проконкурентного сотрудничества, а также акцентирует
внимание на тех вопросах, без решения которых нельзя эффективно настроить
регулирование в условиях обновленной цифровой реальности.
– Сергей
Анатольевич, какой стратегии сейчас придерживается антимонопольное ведомство?
Преобладает мягкий подход для поддержки бизнеса или усиление регулирования
из-за того, что кризис может привести к росту нарушений, поскольку
предприниматели стремятся возместить потери?
– Мы
наблюдаем четко две тенденции.
С одной
стороны, в ряде наиболее пострадавших сфер бизнеса сильно снижена
экономическая активность, предприниматели вынуждены по объективным
причинам значительно ограничить обороты. С другой стороны, определенные отрасли
демонстрируют взрывной рост потребления и повышенный спрос на свою
продукцию, что обусловлено текущей эпидемиологической обстановкой.
Антимонопольное
регулирование должно быть адекватно тем разнонаправленным последствиям кризиса,
которые возникают в экономике.
Рынкам, находящимся
в шоковом состоянии, нужны меры поддержки, которые Правительство РФ по поручению
Президента РФ и принимает.
Когда происходит
всплеск спроса, притом что предложение его полностью покрывает, должны четко срабатывать
антимонопольные механизмы. Мы проводим ценовой мониторинг фактически в режиме
двадцать четыре на семь и в тесном сотрудничестве с другими
органами власти. В условиях чуткого реагирования покупателей на любую
информацию о том или ином товаре и вероятного ажиотажного потребления
может произойти необоснованное завышение стоимости товаров.
Например, возрастающий
спрос после заявлений представителей отдельных ассоциаций о грядущем увеличении
цен. На подобные заявления антимонопольное ведомство реагирует моментально
и выдает предостережение, чтобы компании понимали, что экономических
оснований поднимать цены нет и такое поведение будет рассматриваться как
серьезное нарушение. Здесь также отлично помогает такой инструмент, как
предупреждение. Эти меры воздействия удерживают от ценовых манипуляций, ситуация
быстро выравнивается.
Наконец,
когда есть дисбаланс спроса и предложения – спрос сильно
увеличивается, а предложение за ним не поспевает, – требуется
даже не антимонопольное, а государственное регулирование, в том
числе для сдерживания цен. Правда, такие мероприятия должны быть
кратковременными.
При этом
важно понимать: от того, каким образом бизнесу окажут поддержку сейчас,
зависит, каким рынок будет, когда мы выйдем из кризиса.
– Перейдем
к антикризисным мерам, которые оперативно приняла ФАС России. Одна из них
заключается в том, что ведомство перешло на дистанционное
рассмотрение дел. Не планируете чаще использовать такой формат и после
отмены ограничений?
– Тему
дистанционного рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства
и об административных правонарушениях однозначно нужно развивать. Кстати,
и до пандемии заседания в порядке внутренней апелляции по обжалованию
решений территориальных управлений практически только в системе видео-конференц-связи
и проходили.
Текущая
ситуация позволяет такой формат протестировать и подкрутить некоторые
опции. Все необходимые правовые основания для его применения в Законе
о защите конкуренции1 предусмотрены давно.
Помимо этого,
мы горячие сторонники того, чтобы заявки на установление тарифов также
подавались в электронной форме. Вопрос только в большом количестве сопутствующих
обосновывающих документов, многие из которых должны предоставляться в виде
оригиналов. На мой взгляд, все решаемо. Жизнь показывает, что без цифровизации
в тарифной сфере далеко не уйти.
Разумеется,
есть категории дел, рассмотрение которых с помощью систем видеосвязи
сейчас обеспечить нельзя, например когда речь идет о коммерческой и иной охраняемой законом тайне. Но уверен,
что в будущем и этот вопрос решится.
– Другая
предусмотренная антимонопольным ведомством мера – рассрочка по уплате
штрафов, которая уже один раз продлевалась до 30 июня. С учетом сложной
финансовой ситуации стоит ли компаниям ждать ее нового продления?
– Думаю,
для того чтобы сохранить финансовую устойчивость организаций в кризисных
условиях, меру по предоставлению рассрочки исполнения постановлений о привлечении
юридических лиц к административной ответственности можно расширить до года.
– В
ряде стран регуляторы в качестве временной антивирусной поддержки смягчают
антимонопольные требования для некоторых случаев сотрудничества
конкурентов. Допускает ли ФАС России анти- и посткризисные формы
кооперации конкурирующих компаний?
– Мы
постоянно отслеживаем зарубежную практику. Основной посыл у коллег такой:
восстановить экономику, попирая антимонопольные правила, невозможно. При этом
международные организации, занимающиеся вопросами конкуренции, например ОЭСР, подчеркивают: принимать решения о поддержке той или
иной отрасли надо осторожно и с пониманием того, что завтра будет происходить
с этими товарными рынками.
Да, многие
государства вводят послабления в части антимонопольного регулирования, допуская
некоторые формы отраслевой кооперации, чтобы сохранить определенные бизнес-сферы.
В Законе о защите конкуренции такие механизмы тоже есть: предусмотрена
допустимость соглашений о совместной деятельности. Что это, как не кооперация?
ФАС России
готова рассматривать обращения бизнеса о подобных формах сотрудничества
между конкурентами со ссылкой на статью 13 названного закона,
где говорится о допустимости действий и соглашений. Если речь не идет
о ценовой координации, а преследуется цель вывести отрасль из кризиса,
то взаимодействие конкурирующих компаний может быть допустимым.
– Какова
практика по обращениям бизнеса о допустимости форм сотрудничества со ссылкой
на статью 13?
– Единичные
обращения есть. Здесь важна просветительская работа, и мы призываем бизнес
активнее использовать ресурсы российского законодательства.
Многие
уверены, что подобная практика сотрудничества однозначно под запретом. Однако
совместная деятельность при определенных условиях и с положительным
эффектом для экономики, отрасли, потребителей возможна.
Кроме
того, не стоит забывать о статье 35 Закона о защите
конкуренции. Эта норма позволяет компаниям обратиться к нам с заявлением
о проверке проекта любого соглашения на соответствие требованиям
антимонопольного законодательства.
Готовы
рассматривать любые варианты допустимой кооперации.
– Какие
антикризисные меры предполагается включить в Национальный план развития
конкуренции на 2021–2025 годы?
– Конечно,
то, что мы обсуждали в начале года при подготовке нового Нацплана,
трансформируется. И сейчас по ряду вопросов дискуссии продолжаются.
Но главный акцент – эффективная поддержка малого и среднего
бизнеса.
В этом
ключе рассматривается комплекс задач.
Дать
определенные гарантии стабильности ведения бизнеса с точки зрения
неизменности правовых условий и требований, предъявляемых к компаниям.
Расширить доступ таких хозсубъектов к закупкам, инфраструктуре, в том
числе естественных монополий, а также к природным ресурсам путем
введения электронных аукционов при их распределении. Провести ревизию
госимущества, и ту собственность, которая не используется, а является
для государства обременением, вывести на торги и предоставить
бизнесу. Причем высвобождаемое имущество должно предоставляться в приоритетном
порядке субъектам малого и среднего предпринимательства. Сопутствующая
мера – дать им гарантии стабильности кадастровой стоимости.
Максимальная
поддержка такого бизнеса должна стать лейтмотивом Нацплана на новую
пятилетку, потому что конкуренция без этого невозможна.
– Нужны
ли, на Ваш взгляд, дополнительные шаги в сфере защиты конкуренции,
чтобы стабилизировать ситуацию на рынках в период выхода из кризиса?
– Чтобы
иметь четкие ориентиры, куда антимонопольное регулирование должно двигаться и в период
восстановления, и с точки зрения дальнейшего развития, нужно понимать,
с какой экономикой будем работать.
А
экономика будет преимущественно цифровая, решающее влияние на товарные
рынки смещается в пользу сетевых инфраструктур. Именно такие платформы определяют
условия обращения товаров, взаимодействия между продавцами и потребителями.
На сегодня
эффективно пресекать возможные злоупотребления владельцев платформенных решений
мешают, в частности, антимонопольные иммунитеты. Вопрос об их отмене обсуждается
несколько лет, но сейчас приобретает огромное значение, поскольку не столько
материальные активы, сколько интеллектуальная собственность управляет рынками и диктует
правила для них. И мы не должны допускать использование такой
собственности для монополизации рынков, притом что зачастую владельцы
цифровых платформ не российские компании.
Акты более
высокой юридической силы – Конституция РФ и ГК РФ –
запрещают экономическую деятельность, направленную на монополизацию, и использование
гражданских прав для ограничения конкуренции. Профильный закон должен им в этой
части соответствовать.
Не менее
важный вопрос, который также не первый год обсуждается, – пятый
антимонопольный пакет. С его принятием появятся адекватные механизмы
своевременного реагирования на злоупотребления владельцев платформ и противодействия
таким правонарушениям.
Мы не имеем
права в текущих цифровых условиях оставаться без оружия.
Интервью
подготовила
Оксана
Бодрягина,
шеф-редактор
журнала «Конкуренция и право»
________________________
1 Федеральный закон
от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».