|
Анна Миняева,
магистрант Сибирского юридического университета, директор по правовым вопросам ООО «Институт „Кластер“»
|
В статье проанализированы наиболее распространенные
ошибки заказчиков при закупках услуг дополнительного профессионального
образования и даны рекомендации, как их предупредить или исправить. Все
три ситуации показывают, что следует внимательнее устанавливать требования
к участникам таких закупок и рассматривать вторые части заявок
на соответствие требованиям извещения и (или) документации. В противном
случае действия заказчиков могут содержать признаки административных правонарушений,
за которые ч. 2 и 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ предусмотрен штраф.
К сведению
Согласно Федеральному закону
от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» образование подразделяется на общее, профессиональное,
дополнительное образование и профессиональное обучение. В свою
очередь дополнительное включает дополнительное образование детей и взрослых
и дополнительное профессиональное образование (далее – ДПО).
Ошибка
1. Смешение в извещении и документации о закупке видов
образования
ГК РФ
регламентировано, что отдельными видами деятельности юридическое лицо и индивидуальный
предприниматель могут заниматься только на основании специального
разрешения (лицензии). К таким видам деятельности, в частности, относится
образовательная, требование о лицензировании которой основано на положениях
федеральных законов от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) и от 04.05.2011
№ 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Исходя
из Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной
системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ)
заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в частности
соответствие требованиям законодательства РФ к лицам, которые оказывают закупаемую услугу.
В случае
с образовательными услугами заказчик должен установить требование о наличии
у участника действующей лицензии с соответствующим видом образования,
а по необходимости и подвидом. Применительно к электронному
аукциону вторая часть заявки участника должна содержать такую лицензию.
Напротив, при запросе котировок в электронной форме достаточно
продекларировать свое соответствие этому единому требованию.
Часто
заказчики, размещая извещение и утверждая документацию о закупке,
указывают лишь, что участник в содержании второй части заявки должен
представить лицензию на осуществление образовательной деятельности.
При этом они не учитывают, что у него может быть лицензирован
тот вид образования, наименование, содержание и назначение которого не соответствуют
объекту закупки.
Но бывает и так,
что заказчики смешивают виды и подвиды образования.
Так или
иначе устанавливаются неправомерные требования, не соответствующие самому
существу объекта закупки.
Пример
Уполномоченный орган разместил в ЕИС
документацию (закупка № 0826300021019000616 на сайте zakupki.gov.ru),
где указано, что участник закупки должен представить копию одной из перечисленных
действующих лицензий на осуществление образовательной деятельности:
- по образовательной
программе профессиональной подготовки;
- по реализации
программы профессионального обучения – программы профподготовки по профессиям
рабочих, должностям служащих.
Объектом закупки были услуги
по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Контрактная
система в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд». Это подтверждено
двумя приказами Минтруда России:
- от 10.09.2015
№ 625н «Об утверждении профессионального стандарта „Специалист в сфере
закупок“», которым установлены, в частности, требования к образованию и обучению, предъявляемые к лицам, имеющим право
выполнять рассматриваемую трудовую функцию: у них должно быть среднее
профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование –
программы повышения квалификации и программы профессиональной
переподготовки в сфере закупок;
- от 10.09.2015
№ 626н «Об утверждении профессионального стандарта „Эксперт в сфере
закупок“», которым также предусмотрены требования к образованию
и обучению: высшее образование – бакалавриат, дополнительное
профессиональное образование (далее – ДПО) – программы повышения
квалификации в сфере закупок.
Следовательно, участник
закупки в содержании второй части заявки должен представить в том
числе лицензию на осуществление образовательной деятельности с видом
образования «дополнительное» и подвидом «ДПО» вместо предусмотренного уполномоченным
органом вида «профессиональное обучение».
Рекомендации
Чтобы привлечь участников, чья
лицензия соответствует объекту закупки, рекомендуем заказчикам устанавливать в документации
требование о предоставлении лицензии на осуществление образовательной
деятельности с указанием вида образования, а при необходимости
и подвида.
Ошибка 2. Признание
заявки не соответствующей требованиям документации о закупке,
отклонение заявки на участие в запросе котировок в электронной
форме и отказ от заключения контракта
Эта ошибка –
последствие неправильного определения вида образования при установлении
требования о предоставлении лицензии на осуществление образовательной
деятельности.
1. Наиболее
распространенный случай – смешение видов образования: дополнительного с подвидом
«ДПО» и профессионального обучения.
Закон об образовании не предъявляет
требований к уровню образования лица, обучающегося по программам
профобучения. При реализации программ повышения квалификации и переподготовки
рабочих и служащих необходимо только, чтобы у обучающегося уже была
хотя бы одна профессия рабочего или должность служащего.
Напротив, к освоению
дополнительных профессиональных программ допускаются те, кто уж имеет или
получает среднее профессиональное и (или) высшее образование.
Значит,
программы профессионального обучения и ДПО различаются как по уровню
образования, предъявляемого к обучающимся законом, так и по своей
направленности, содержанию.
Если
установлено требование о наличии лицензии на осуществление образовательной
деятельности с неверным видом образования, велик риск, что заявка
участника запроса котировок будет отклонена ввиду предоставления недостоверной
информации о соответствии этому единому требованию.
2. При закупках
образовательных услуг в качестве конкурентного способа заказчики чаще
всего вполне обоснованно выбирают электронный аукцион.
Из положений Закона № 44-ФЗ следует, что заказчик не вправе
устанавливать в извещении о проведении запроса
котировок в электронной форме требование к участникам закупок о представлении
лицензии в составе заявки. Котировочная комиссия также не имеет права
отклонять заявку за непредставление участником копии лицензии в составе
заявки.
3. Законом № 44-ФЗ
определено, что комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие
участников требованиям законодательства
РФ к лицам, осуществляющим оказание закупаемой услуги.
При этом
императивно установлено, что отстранение участника закупки от участия в определении
поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем
определения поставщика (подрядчика, исполнителя) может произойти в любой
момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению
закупок обнаружит, что участник не соответствует названным требованиям или
предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким
требованиям.
Особенно интересен случай отказа от заключения
контракта с победителем, если заказчик обнаружил, что участник закупки предоставил
недостоверную информацию. Такая ситуация характерна
для закупок, которые проводятся способом запроса котировок в электронной
форме.
Пример
Заказчик разместил в ЕИС
закупку в форме запроса котировок в электронной форме «обучение (переподготовка) граждан предпенсионного
возраста, состоящих в трудовых отношениях, по программе „Воспитатель
дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) в рамках реализации ФГОС“» (закупка
№ 0365200007119000006 на сайте zakupki.gov.ru).
Приказом Минтруда России от 18.10.2013
№ 544н «Об утверждении профессионального стандарта „Педагог
(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего,
основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)“»
определено, что воспитатель должен иметь высшее или
среднее профессиональное образование.
Однако заказчик в извещении
о проведении запроса котировок в электронной форме установил: «Требования,
предъявляемые к участникам запроса котировок в соответствии с пунктом 1
части 1 статьи 31 Закона: участник запроса котировок (исполнитель)
должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством
Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуги, являющейся
объектом закупки: иметь в наличии действующую лицензию на осуществление
образовательной деятельности, вид образования: профессиональное обучение, или
действующую лицензию на осуществление образовательной деятельности по образовательным
программам профессиональной подготовки».
Таким
образом, заказчик, установив в извещении о проведении запроса
котировок в электронной форме требование о наличии у участника
закупки по заявленной образовательной программе лицензии на осуществление
образовательной деятельности с видом образования «профессиональное
обучение», нарушил требования федеральных законов об образовании
и № 44-ФЗ.
Рекомендации
1. Если вы
намерены принять участие в закупке, в извещении и (или)
документации о которой установлено требование о наличии лицензии
на осуществление образовательной деятельности с неверным видом
образования, рекомендуем до окончания срока подачи заявок на участие
в закупке запрашивать разъяснения положений документации, а в случае
неудовлетворительного ответа заказчика – обжаловать соответствующие
положения документации. В противном случае появляется риск, что заявка участника
закупки будет признана не соответствующей требованиям документации
об электронном аукционе, поскольку заказчик, принимая решение о соответствии
или несоответствии, напрямую руководствуется ее положениями.
2. Минэкономразвития
России не рекомендует осуществлять закупки товаров, работ, услуг,
относящихся к лицензируемым видам деятельности, путем проведения запроса
котировок (письмо от 07.04.2017 № Д28и-1971 «О закупках товаров,
работ, услуг, относящихся к лицензируемым видам деятельности, путем проведения
запроса котировок»).
Позиция в пользу проведения закупок
образовательных услуг способом электронного аукциона, вероятно, объясняется
стремлением облегчить работу заказчика и минимизировать его риски на этапе
рассмотрения заявок. Ведь, принимая решение о соответствии или
несоответствии заявки требованиям документации о закупке, он может
наглядно проверить наличие лицензии.
3. Заказчик
не может отклонить заявку участника ввиду непредоставления лицензии
на осуществление образовательной деятельности, однако в силу норм
Закона № 44-ФЗ обязан проверить ее наличие, а также указанные
в ней вид и при необходимости подвид образования. Если
обнаружится, что участник не отвечает требованиям или предоставил
недостоверную информацию, заказчик обязан отказаться от заключения с ним
контракта.
Ошибка
3. Признание заявки индивидуального предпринимателя соответствующей требованиям
документации закупки образовательных услуг по ДПО
Законом об образовании
закреплен перечень видов образования, при этом по уровням общего и профессионального
образования, по профобучению реализуются основныеобразовательные программы, по дополнительному образованию –
дополнительные образовательные программы.
К дополнительным
образовательным программам относятся:
- дополнительные общеобразовательные программы – общеразвивающие,
предпрофессиональные;
- дополнительные профессиональные программы – повышения
квалификации, профессиональной переподготовки.
Индивидуальные
предприниматели осуществляют образовательную деятельность по основным и дополнительным
общеобразовательным программам, программам профессионального обучения (ч. 3
ст. 32 Закона об образовании).
Таким образом,
законодательством установлен исчерпывающий перечень образовательных программ,
которые могут реализовывать ИП и которые не включают дополнительные
профессиональные программы.
Такой
позиции придерживается Минобрнауки России. Согласно его письму от 09.10.2013 № 06-735 «О дополнительном профессиональном
образовании (вместе с „Разъяснениями о законодательном и нормативном
правовом обеспечении дополнительного профессионального образования“» индивидуальные
предприниматели могут осуществлять образовательную деятельность только по основным
и дополнительным общеобразовательным программам и программам профессионального
обучения (ч. 3 ст. 32 Закона об образовании), реализация ими дополнительных
профессиональных программ, по мнению министерства, законом не предусматривается.
Однако
на практике в закупках, объектом которых выступают услуги по ДПО,
принимают участие ИП.
Очевидно, что сводный реестр лицензий не может содержать информации
о наличии лицензии у индивидуального предпринимателя с правом на реализацию
дополнительных профпрограмм. Вместе с тем некоторые заказчики нарушают
требования Закона № 44-ФЗ при признании заявок таких ИП
соответствующими требованиям, установленным документацией об электронном
аукционе.
Пример
Подобную
ситуацию рассмотрел территориальный орган ФАС России по жалобе участника
закупки (жалоба № 201900105694000722 на сайте zakupki.gov.ru). Заказчик
при проведении электронного аукциона признал победителем ИП, в то
время как объектом закупки выступали услуги по ДПО – дополнительной
профессиональной программе повышения квалификации. Комиссия УФАС приняла
решение о нарушении заказчиком требований Закона № 44-ФЗ ввиду
признания заявки участника закупки соответствующей требованиям документации об электронном
аукционе.
Рекомендации
Рекомендуем в
извещении и (или) документации со ссылкой на нормы Закона об образовании
указывать, что участниками закупки образовательных услуг по программам ДПО не
могут быть индивидуальные предприниматели. Такую практику уже применяют многие
заказчики.