|
Роберт Яруллин,
специалист-эксперт отдела рекламы Татарстанского УФАС России
|
При рассмотрении дела о создании смешения с конкурентом или
его товаром возникают вопросы, на которые не всегда можно ответить
однозначно. Например, соответствуют ли действия компании признакам этого
правонарушения, имеются ли между сторонами дела конкурентные отношения
и обладает ли спорное обозначение различительной способностью. Найти
верные ответы помогут законодательные и регуляторные ориентиры как в российском,
так и в международном праве и правоприменении.
Суть нарушения в форме создания смешения
Одна из форм
недобросовестной конкуренции в сфере исключительных прав связана с созданием
смешения. Хозяйствующий субъект в таких случаях использует для продвижения
собственных товаров или услуг достижения и деловую репутацию других
компаний и коммерческую ценность средств индивидуализации их предприятий,
производимых ими товаров, оказываемых услуг.
Законодательный запрет на такую форму
недобросовестной конкуренции – дополнительный уровень защиты
правообладателями своих исключительных прав. Лица, чьи интересы нарушены, вправе
обратиться в суд с иском о восстановлении прав, возмещении
убытков, включая упущенную выгоду, возмещении вреда, причиненного имуществу, в порядке
ч. 3 ст. 37 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите
конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
Согласно ст. 10.bis Конвенции по охране
промышленной собственности (Парижской конвенции) подлежат запрету все действия,
которые могут каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении
предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента.
В российской правовой
системе этот вопрос регулируется ст. 14.6 Закона о защите конкуренции,
также устанавливающей запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с созданием
смешения.
Читайте
также
Антипов И. Борьба с «паразитами»:
как защититься от копирования или имитации вашего товара // Конкуренция и право.
2019. № 5. С. 28–37.
Признаки создания смешения
Специальные признаки
Для признания
факта смешения необходимо, чтобы:
- используемое
указанным образом средство индивидуализации обладало широкой различительной
способностью, известностью у потребителей, имело ассоциативную связь с правообладателем;
- товары
были введены в оборот на одном товарном рынке;
- существовала
вероятность, что потребитель перепутает товары и купит один вместо другого
либо у него возникнет впечатление связанности товаров между собой;
- ответчик
использовал элементы оформления оригинального товара на ином товаре.
Пример
Производитель шоколадных изделий использует в качестве
оформления упаковок своей продукции широко известное оформление другой
компании. Вероятнее всего, это создаст угрозу смешения и позволит
недобросовестному участнику рынка, используя деловую репутацию добросовестного
производителя и широкую различительную способность товарного знака,
привлечь потребительский спрос к своему товару и, следовательно,
получить преимущества в предпринимательской деятельности. Кроме того,
такие действия могут привести к убыткам других производителей шоколадных изделий,
которые для продвижения своей продукции не стали прибегать к использованию
широко известного оформления упаковки товара, популярного у потребителей.
Общие признаки
Действия можно
квалифицировать в качестве недобросовестной конкуренции, если они:
- осуществляются
хозяйствующим субъектом – конкурентом;
- направлены
на получение преимуществ в предпринимательской деятельности;
- противоречат
требованиям законодательства, обычаям делового оборота, требованиям
добропорядочности, разумности и справедливости;
- причиняют
или могут причинить убытки добросовестному конкуренту либо нанести ущерб его
деловой репутации.
Регуляторные ориентиры в российском
и международном праве
Перед антимонопольным органом могут возникнуть
вопросы в части приобретения обозначениями, тождественными товарным знакам,
различительной способности, а также о наличии либо отсутствии
конкурентных отношений между сторонами дела.
Пример
Ответчик, торгуя в розницу некими товарами в границах
города N., использует незарегистрированное обозначение,
схожее с товарным знаком заявителя. Заявителю принадлежит федеральная сеть
розничной продажи, но в городе N. розничных
магазинов у него нет и он реализует аналогичную продукцию через Интернет,
в том числе потребителям из этого города. Ответчик ссылается на отсутствие
конкурентных отношений в границах N. в связи с тем, что заявитель в нем деятельность
не ведет и, таким образом, его товарный знак в этом городе не представлен.
Найти ответы поможет
Руководство по осуществлению
административных процедур и действий в рамках предоставления
государственной услуги по государственной регистрации товарного знака,
знака обслуживания, коллективного знака и выдаче свидетельств на товарный
знак, знак обслуживания, коллективный знак, их дубликатов, утвержденное Приказом
Роспатента от 24.07.2018 № 128 (далее ‒ Руководство).
В пункте 2.9 разд. IV
Руководства, в частности, указано, что установлен открытый перечень
документов, которые могут служить доказательством приобретения обозначением
различительной способности. В него входят, например:
- контракты
и договоры, доказывающие значительные объемы производства и продажи
товаров/услуг, территориальный охват реализации товаров/услуг, а также
показывающие длительность использования обозначения для маркировки
заявленных товаров/услуг;
- материалы
рекламных кампаний (публикации в СМИ, реклама на телевидении, а также
упоминание в литературе, кино и т. д.);
- социологические
опросы, в которых делается акцент на приобретении различительной
способности заявленного обозначения (цвета) в отношении конкретного
перечня товаров/услуг, производимых заявителем: вопрос формулируется так, чтобы
доказать стойкую ассоциативную связь цветового знака с конкретным перечнем
товаров/услуг определенного производителя.
В пункте 4.1.2.3
Руководства приведена информация об анализе заявленного при регистрации
обозначения (и его элементов), способного ввести в заблуждение по вопросу
изготовителя.
Наличие
конкурентных отношений между заявителем и предполагаемым нарушителем, то
есть факт введения в оборот товаров на одном и том же рынке, –
общий признак недобросовестной конкуренции. С этой точки зрения стоит
обратить внимание на письмо ФАС России от 30.06.2017 № АК/44651/17
«О практике доказывания нарушений, квалифицируемых в соответствии с пунктом 2
статьи 14.6 „О защите конкуренции“».
При определении
нарушителя следует исходить из п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ
от 17.02.2011 № 11 «О некоторых вопросах применения Особенной
части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Согласно
этому положению ч. 2 ст. 14.33 КоАП РФ установлена
ответственность за недобросовестную конкуренцию, выразившуюся только во введении
в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной
деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации
юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг, а не за любое
незаконное использование таких результатов или средств. Следовательно,
субъектом административной ответственности за правонарушения,
предусмотренные названной нормой, может быть лишь лицо, которое первым ввело в оборот
товар с незаконным использованием результатов интеллектуальной
деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юрлица,
продукции, работ, услуг.
Следует также
обратить внимание на дату приоритета товарного знака заявителя и дату
начала использования сходного до степени смешения обозначения ответчика. Определить
границы товарных рынков и наличие либо отсутствие конкурентных отношений
между сторонами дела поможет Международная классификация товаров и услуг,
принятая в рамках Соглашения о Международной классификации товаров и услуг
для регистрации знаков от 15.06.1957, в классах которой
зарегистрирован товарный знак.