Представители
Евразийской экономической комиссии подчеркивают, что приоритет в их
работе – не наказание за нарушение общих правил конкуренции
на трансграничных рынках, а превентивный контроль. Для его
реализации ЕЭК использует различные механизмы и постоянно внедряет новые.
Как работают основные из них, рассказывает член Коллегии (министр)
по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК Серик Макашевич Жумангарин.
– Серик Макашевич,
на какой стадии находится работа по внедрению на уровне ЕАЭС
инструментов предостережения и предупреждения за нарушение общих
правил конкуренции на трансграничных рынках?
– Поправки
о введении механизмов предостережения и предупреждения включены
в проект Протокола1 о внесении изменений
в Договор о ЕАЭС. Это масштабный документ. В него вошли изменения,
касающиеся не только
конкуренции, государственных закупок, но и таможни, макроэкономической
политики и многих других вопросов. На заседании Высшего Евразийского
экономического совета, которое прошло 1 октября 2019 года, главы
государств – членов Союза подписали Протокол.
– Как
будут действовать эти институты? По каким составам станут выдавать
предостережения и предупреждения?
– Предупреждение
может выдаваться игрокам рынков ЕАЭС, если они своими действиями нарушили общие
правила конкуренции, установленные статьей 76 Договора о ЕАЭС. По сути, само предупреждение –
это акт Комиссии о необходимости устранить нарушение правил конкуренции, а также
причины и условия, способствовавшие возникновению этого нарушения. Процедура
подготовки, выдачи, направления предупреждения и продления срока его
выполнения определена Порядком рассмотрения заявлений № 972.
Субъект
рынка, получивший предупреждение, должен будет рассмотреть его в указанный
срок и уведомить ЕЭК о выполнении, приложив подтверждающие материалы.
В противном случае Комиссия вынесет определение о проведении
расследования.
Предостережение
может быть вынесено должностному лицу хозсубъекта, а также физическим
лицам на основании публичного заявления о планируемом поведении на трансграничном
рынке, если такое поведение может привести к нарушению общих правил
конкуренции и при этом нет причин для принятия определения о начале
расследования. Порядок вынесения предостережения будет утверждать Комиссия.
– В
каких случаях рассчитывать на получение предупреждения нельзя?
– Всего
в трех. Если выявлены признаки: запрещенных соглашений между
хозсубъектами, злоупотребления доминирующим положением, которое выразилось в установлении
либо поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара,
а также повторного аналогичного нарушения общих правил конкуренции
в течение 24 месяцев после выдачи предупреждения либо после принятия
решения по итогам рассмотрения дела.
– ЕЭК
осваивает новую превентивную меру, которой нет ни в одной стране
Союза: предложение о совершении действий, направленных на устранение
признаков нарушения и обеспечение конкуренции на трансграничных
рынках. Расскажите об этом подробнее.
─ Вопрос
о либерализации предпринимательской среды рассматривается уже давно. А институт
предложения как раз либерализационная мера, инструмент «мягкого права».
Я сам
много лет занимался поддержкой предпринимательства. Одним из первых
законов, в написании которого я участвовал как вице-министр
национальной экономики Республики Казахстан, был закон о создании
Национальной палаты предпринимателей. Тогда мы сократили регуляторные процедуры
настолько, что их почти не осталось. И более чем из тысячи
разрешительных документов сейчас существует около 200. Их легко получать, весь
процесс автоматизирован.
Но
все-таки бизнес волнует немного другое: само наказание. Понимание этого привело
к идее ввести такой контроль, при котором проверяющий не мог бы
наказать проверяемого.
Около года
назад в Казахстане
мы ввели понятие профилактического контроля.Проверяющий указывает проверяемому субъекту на выявленные нарушения и не наказывает
его, а объясняет, что нужно исправить, и устанавливает разумные сроки
для исполнения.
Это основополагающая
вещь. Можно сколько угодно вносить поправки в законодательство, но прежде
необходимо менять климат. И тогда правила игры станут партнерскими.
В России
этот вопрос только обсуждается. Недавно министр финансов Антон Силуанов
говорил о необходимости ввести такой механизм.
Все перечисленное –
единая политика в области предпринимательства. В свое время в Казахстане
она была реализована и дала результаты. В прошлом году республика впервые
вошла в тридцатку рейтинга Всемирного банка Doing Business и заняла
28-е место.
Механизм
предложений – временная мера. Действует он так: если выявлены признаки
нарушения общих правил конкуренции, ЕЭК в срок, не превышающий десяти
рабочих дней со дня регистрации заявления (материалов) в Комиссии,
разрабатывает проект предложения о совершении действий, направленных
на устранение этого нарушения. Проект направляется на согласование
в уполномоченные органы и заявителю, если таковой имеется,
а также в порядке информирования лицу, чьи действия привели к этому
нарушению.
Предложение
не будет разрабатываться в тех же трех случаях, что я упомянул
ранее как исключения для выдачи предупреждений.
Комиссия
планирует использовать механизм предложений до вступления в силу
Протокола о внесении изменений в Договор, предусматривающих введение
в действие предостережения и предупреждения3.
Вводя
подобные институты, мы рассчитываем, что бизнес откликнется на либеральные
меры и предложения и предприниматели исполнят наши предписания.
– Могут
ли хозсубъекты, получившие предложение ЕЭК, внести в него коррективы?
– Да.
Если в ЕЭК поступают замечания или предложения, она проводит совещание –
очно или по видео-конференц-связи – с участием уполномоченных
органов, заявителя и потенциального нарушителя, чтобы выработать
согласованную позицию.
Если
уполномоченные органы либо заявитель не одобрили проект предложения,
Комиссия в течение десяти рабочих дней дорабатывает его с учетом
замечаний и проводит совещание повторно.
Предложение
считается согласованным, если на повторном совещании его приняли
большинством голосов. Тогда оно направляется участникам для рассмотрения.
Если
в течение десяти рабочих дней хозсубъект, в действиях которого
выявлены признаки нарушения, не представит письменного согласия с предложением,
ЕЭК вынесет определение о возобновлении рассмотрения заявления. Если же
такое согласие получено, Комиссия информирует об этом заявителя.
А тот в свою очередь в течение десяти дней после получения
подтверждения должен направить в ЕЭК письмо об отзыве своего
заявления.
– Сколько
раз Комиссия воспользовалась этим механизмом?
– За 2018 год
и девять месяцев 2019 года выдано одиннадцать предложений
о добровольном восстановлении конкуренции. Пять из них подготовлены
по признакам недобросовестной конкуренции – одно согласовано
и исполнено в полном объеме. Еще шесть по признакам
злоупотребления доминирующим положением – три согласованы и переданы
нарушителям для исполнения мер, предусмотренных предложением.
– Как
идет работа над поправками в Договор о ЕАЭС, которые введут возможность
проведения консультаций представителей бизнеса с членами ЕЭК
по рассмотрению дела о нарушении общих правил конкуренции
на трансграничных рынках? Каким будет этот механизм?
– Поправка
вошла в проект Протокола, который уже упоминался.
Механизм
проведения таких консультаций будет подробно описан в подзаконном
акте – Порядке проведения расследований № 984. Сейчас мы
активно его совершенствуем.
– В апреле
2018 года ЕЭК запустила новый формат – заседания Общественной
приемной блока по конкуренции и антимонопольному регулированию.
Поделитесь статистикой работы приемной и планами по ее развитию.
– В 2018 году
в заседаниях Общественной приемной приняли участие представители около
200 компаний. Более 40 предпринимателей обратились
за индивидуальными консультациями – по итогам регистрируются
заявления о возможных признаках нарушений общих правил конкуренции.
В 2019 году в заседаниях поучаствовали представители около 500 компаний,
ряд из них получили индивидуальные консультации.
В Москве
заседания проводятся постоянно. Кроме того, в этому году состоялись
выездные заседания в Минске, Бресте, Витебске и Могилеве.
А в сентябре мы запустили формат серии заседаний в городах
Республики Казахстан: Актобе, Уральске, Усть-Каменогорске, Алматы, Нур-Султане,
Павлодаре, Кокшетау, Петропавловске и Костанае. До конца года также проведем
их в российских городах: Брянске, Смоленске, Омске, Новосибирске,
Екатеринбурге, Оренбурге и Самаре. Выездные заседания запланированы
в Армении – Ереване, Гюмри, а также в Киргизии –
Бишкеке и Оше.
Бизнесмены
часто задают вопросы о составе и содержании нормативных правовых
актов, входящих в право ЕАЭС, об ответственности за нарушения
общих правил конкуренции на трансграничных рынках Союза, о порядке
подачи заявлений/материалов в ЕЭК и требованиях к ним,
а также вопросы в сфере государственных закупок. К примеру,
в Республике Беларусь предпринимателей в большей степени волновали
проблемы госзакупок на территории ЕАЭС.
На
заседаниях Общественной приемной нередко звучат вопросы, решение которых
не входит в компетенцию блока по конкуренции
и антимонопольному регулированию. Поэтому в 2019 году мы начали
приглашать к участию и другие блоки Комиссии.
Отмечу,
что выездные встречи с предпринимателями в рамках Общественной
приемной организовываются при содействии антимонопольных органов
государств ЕАЭС, торгово-промышленных палат и общественных организаций
по поддержке бизнеса.
– Звучала
идея о внедрении в контексте ЕАЭС института антимонопольного
комплаенса. Как Вы оцениваете перспективы такого нововведения?
– Для
начала поясню, что подразумевается под институтом антимонопольного комплаенса.Если, к примеру, нарушение законодательства выявил проверяющий,
то предприятию придется заплатить высокую цену в виде штрафов,
судебных издержек и репутационных потерь. Если же предприятие самостоятельно
смогло обнаружить, предотвратить или прекратить нарушение, отрицательные
последствия для него будут существенно меньше.
Этот
институт широко применяется в мировой практике. Вопрос о его введении
в право ЕАЭС государствами-членами пока не обсуждался. Подобный
механизм закреплен только в законодательстве Республики Казахстан.
На очереди – Российская Федерация. Если от стран ЕАЭС поступит
предложение начать переговоры о внедрении комплаенса в союзное право,
Комиссия готова будет присоединиться.
– В этом
году подразделение Конференции ООН по торговле и развитию – ЮНКТАД,
занимающееся вопросами конкуренции и защиты прав потребителей, подготовило
экспертный обзор конкурентного права ЕАЭС. В числе прочего рекомендовано
разработать программу смягчения наказания для нарушителей конкуренции
на трансграничных рынках Союза. Обсуждается ли на уровне ЕЭК введение
такой программы и, если да, какая модель ее применения рассматривается?
– По результатам
экспертного обзора конкурентного права ЕАЭС мы получили от ЮНКТАД полезные
рекомендации. Одна из них – разработать программу смягчения
наказания, она же программа освобождения от ответственности,
для более эффективной борьбы с картелями.
Наличие
такого инструмента изначально было предусмотрено Договором о ЕАЭС5, однако
ни механизма реализации, ни детального документа до сих пор
не существовало.
Вскоре
будут приняты и вступят в силу изменения в Договор, которые
наделяют Совет ЕЭК полномочиями разработать Порядок освобождения
от ответственности при добровольном заявлении от «первого
сдавшегося» хозяйствующего субъекта. Речь идет только об антиконкурентных
соглашениях. В ближайшее время мы направим все силы на подготовку
проекта самого Порядка и его согласование.
Подготовить
проект также помогут результаты научно-исследовательской работы, проделанной
для нас НИУ «Высшая школа экономики». Университет изучил опыт
привлечения к ответственности и освобождения от нее
за нарушение антимонопольного законодательства в странах ЕАЭС
и за рубежом.
– На Ваш
взгляд, предприниматели в полной мере осознают ответственность
за нарушение правил конкуренции и риски, которые могут в итоге
сделать компанию объектом антимонопольного расследования ЕЭК?
– Не все
приняли новую реальность функционирования общих трансграничных рынков,
сохраняется инерция традиционного поведения. Это связано с низкой
осведомленностью предпринимателей о новых правилах конкуренции как
в части ответственного поведения, так и в части защиты своих
прав. На выездных заседаниях Общественной приемной антимонопольного блока
Комиссии мы объясняем в том числе общие правила конкуренции
на трансграничных рынках ЕАЭС, принципы работы Комиссии. И видим
большой интерес бизнеса к таким заседаниям, где можно не только
почерпнуть много нового, но и рассказать о своих проблемах
ведения предпринимательской деятельности в ЕАЭС.
В условиях
становления интеграционного объединения бизнесу нужно привыкнуть к новым
правилам игры и тесно сотрудничать с Комиссией и национальными
антимонопольными органами.
В этом
вопросе нас активно поддерживают общественные организации: Евразийская
антимонопольная ассоциация, Ассоциация антимонопольных экспертов,
торгово-промышленные палаты. В качестве примера отмечу проведенное
в июне 2019 года Международное совещание – круглый стол
по конкуренции на площадке Торгово-промышленной палаты РФ. В нем
приняли участие руководители антимонопольных органов государств ЕАЭС, судьи
Суда ЕАЭС, представители ЮНКТАД и ОЭСР, зарубежных компаний
и ассоциаций третьих стран, деловых кругов Союза.
Хорошим
подспорьем стала разработанная нами «Белая книга» «Конкуренция
на трансграничных рынках Евразийского экономического союза». В ней
дана основная информация, которая поможет предпринимателям защитить свои права.
Электронная версия книги размещена на официальных сайтах ЕЭК,
антимонопольных органов союзных государств, торгово-промышленных палат
и ассоциаций бизнеса.
Кроме
того, в 2019 году опубликовано учебное пособие «Конкурентное право
в Евразийском экономическом союзе», где проанализировано право ЕАЭС
и законодательство союзных государств в сфере конкуренции.
– Какой
совет можно дать предпринимателям, чтобы они могли спрогнозировать или
минимизировать риски на трансграничных рынках?
– Во-первых,
бизнесменам нужно понимать, что в рамках ЕАЭС созданы трансграничные
рынки, на которых практика недобросовестной конкуренции, антиконкурентных
соглашений, злоупотребления доминирующим положением должна быть исключена. За соблюдением
антимонопольного законодательства мы будем следить.
Во-вторых,
предприниматели должны знать, какими полномочиями обладает ЕЭК, каким образом
они могут к нам обратиться. Эти знания – их возможность защитить
собственные права. Для осведомления мы и проводим выездные заседания
Общественной приемной.
В-третьих,
надо помнить, что антимонопольный комплаенс – очень хорошая практика. В мире
он вводится во многих компаниях. На мой взгляд, это отличный
инструмент по предотвращению нарушений общих правил конкуренции на трансграничных
рынках ЕАЭС.
Мы открыты
для диалога с предпринимателями и заинтересованы в нем. Наша
главная задача – создать равные условия всем представителям бизнеса на трансграничных
рынках Евразийского экономического союза.
Интервью
подготовила
Алена
Авраменко,
руководитель
отдела информации
журнала
«Конкуренция и право»
____________________
1 Распоряжение Евразийского
межправительственного совета от 27.07.2018 № 14 «О проекте Протокола о внесении изменений
в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая
2014 года».
2 Порядок рассмотрения заявлений
о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках, утв.
Решением Совета ЕЭК от 23.11.2012 № 97.
3 Решение Совета ЕЭК
от 18.04.2018 № 39 «О внесении
изменений в Порядок рассмотрения заявлений (материалов) о нарушении
общих правил конкуренции на трансграничных рынках».
4 Порядок проведения расследования
нарушений общих правил конкуренции на трансграничных рынках, утв. Решением
Совета ЕЭК от 23.11.2012 № 98.
5 Пункт 19 разд. IV
Приложения 19 к Договору о ЕАЭС.