Опубликовано в журнале «Конкуренция и право» № 5,
2019 г.
Заместитель
руководителя ФАС России Сергей Анатольевич
Пузыревский рассуждает о том, в каких
случаях комплаенс освобождает от ответственности и какие рекомендации
антимонопольное ведомство готово дать компаниям по его организации, а также
объясняет, почему нужно менять алгоритм выдачи предупреждений для рецидивистов
и на какие составы правонарушений можно распространить этот механизм оперативного
и мягкого реагирования.
– Сергей
Анатольевич, законопроект ФАС России об антимонопольном комплаенсе1 поступил на рассмотрение
Госдумы в краткой версии и без блока изменений в КоАП РФ
о «скидке» для компаний, внедривших эффективную систему
предупреждения рисков. Какими будут практическое влияние и правовые
последствия поправок в таком варианте, после того как их примут?
– Несмотря
на краткость,
законопроект в любом случае закрепляет основные правила и требования,
которые регламентируют порядок организации комплаенс-систем, и влечет определенные
правовые последствия.
Внедрение таких
систем – основание для того, чтобы снизить категорию риска компании при проведении
планового контроля. Соответственно, с проверками к ней будут
приходить реже, а то и вовсе освободят от них.
Другой фактор,
который может сработать: хозяйствующие субъекты самостоятельно выявляют и исключают
риски в виде претензий регулятора и возможных штрафов, а в случае
картеля –уголовную ответственность.
Есть и еще
один важный момент, который мы специально отметили при рассмотрении поправок
правительственной Комиссией по законопроектной деятельности. Пояснительная
записка к проекту усилена указанием: если хозяйствующий субъект согласовал
с ФАС России комплаенс-систему – совокупность правовых и организационных
мер по соблюдению антимонопольного законодательства и предупреждению
его нарушения – и придерживается установленных в рамках этой
системы правил, то регулятор не может признать его нарушителем.
– Возникает
вопрос: какие правовые последствия будет иметь это указание об освобождении
от ответственности компании, данное не на уровне закона, а в пояснительной
записке?
– Правовых
последствий нет. Но если антимонопольный орган сегодня выдал положительное
заключение о соответствии комплаенс-системы требованиям законодательства и констатировал,
что в этом случае нет правонарушения, с точки зрения логики он не может
завтра сказать, что оно теперь есть. Если же компания отклонилась от одобренного
регулятором поведения и не выполняет предписанных правил, тогда появляются
основания для претензий и расследования.
– А если
компания не считает, что не придерживается согласованного поведения,
она должна будет доказать обратное?
– В данном
случае обязанность доказывания будет лежать на антимонопольном органе. Он
должен обосновать, что имело место нарушение и хозяйствующий субъект не следует
правилам, которые были зафиксированы в комплаенс-системе и, по мнению
службы, соответствовали нормам законодательства.
– Чтобы
получить заключение, нужно будет направлять внутренние документы компании о системе
предупреждения рисков в центральный аппарат ФАС России?
– Разъяснения
антимонопольного законодательства дает только центральный аппарат. Посмотрим,
насколько это будет объемная работа. Если разовые обращения – центральный
аппарат справится, если массовые – может, подключим территориальные
управления.
– Законопроект
закрепляет набор только самых основных требований к содержанию
комплаенс-систем. Планирует ли антимонопольный орган дать бизнесу более
детальные ориентиры? В частности, чтобы стало понятно, как служба будет
оценивать механизмы предупреждения рисков при согласовании.
– Таких
разъяснений мы еще не разрабатывали. Но с принятием закона можно
к этой теме вернуться и подготовить определенные ориентиры
в виде рекомендаций на уровне, например, Президиума ФАС России. Уточнить,
как будет оцениваться комплаенс-система, дать матрицу ключевых рисков
в зависимости от статуса компании и рынка, на котором она
работает, описать, какое поведение рассматривается в качестве
добросовестного.
Ведомство уже выпустило
линейку разъяснений по широкому кругу вопросов. Они могут лечь
в основу рекомендаций в части комплаенса.
Допустим, если
компания доминирует на рынке, для нее основной риск –злоупотребление таким положением. Здесь нужно отработать договорную практику,
определить условия взаимодействия с контрагентами. Для компании – частого
участника торгов важно принять меры, позволяющие избежать картельного сговора,
очертить необходимые действия в ситуации, когда конкурент – участник
закупки обращается с сомнительным предложением.
Универсальной
матрицы рисков не будет, но их основной набор может быть
систематизирован и обобщен.
– В марте 2018 года
антимонопольное ведомство перешло на риск-ориентированный подход в рамках
планового контроля2.
Каковы результаты его применения?
– Плановых
проверок и раньше было немного. После введения риск-ориентированного
подхода произошло снижение: в 2018 году по сравнению с 2017 годом
их стало меньше на 30 процентов. При этом основная масса хозяйствующих
субъектов, в отношении которой проводится плановый контроль, – это торговые
сети.
– А по внеплановым
проверкам какая картина? И обсуждается ли внедрение риск-ориентированных
элементов в их отношении?
– Число
таких проверок в 2018 году по сравнению с 2017 годом
снизилось на 59 процентов. Преобладающая часть из них – на предмет
картельных сговоров. По другим правонарушениям подобные проверочные мероприятия
составляют небольшую долю. Тем не менее, если будет необходимо, мы готовы
рассмотреть элементы риск-ориентированных критериев в рамках внепланового контроля.
Где нужно
вводить риск-ориентированное ранжирование, так это при рассмотрении
заявлений. Иными словами, определить категории жалоб и алгоритм нашего реагирования
на них. Одно дело, когда речь идет о конкретном субъекте – потенциальном
нарушителе, предметных обстоятельствах и серьезных аргументах, которые
после проверки вводных данных и анализа рынка требуют однозначной реакции
антимонопольной службы в виде процедуры возбуждения дела, проведения расследования
и соответствующих контрольных действий. Другое – когда
антиконкурентного поведения нет, ситуация продиктована объективными
экономическими факторами и вмешиваться не нужно.
Этот
вопрос надо рассматривать и обсуждать.
– Один
из самых, пожалуй, часто используемых инструментов мягкого регулирования –
институт предупреждений. Обсуждается вопрос о расширении сферы его
использования?
– Статистика
доказывает успешность применения этого института: в 2017 году 76 процентов
выданных предупреждений исполнены в срок и надлежащим образом, в 2018 году
показатель составляет 81 процент. Это свидетельствует об эффективности
механизма, который позволяет регулятору быстрее среагировать и оперативно исправить
антиконкурентную ситуацию на рынке, а бизнесу – избежать возбуждения
дела и административной ответственности.
В рамках
утвержденного Плана мероприятий «Трансформация делового климата»3 обсуждается
предложение Минэкономразвития России и предпринимательских объединений
распространить институт предупреждений на Закон о торговле4. Мы настороженно
относимся к инициативе, но готовы проанализировать, возможно ли
применение этого инструмента к случаям злоупотребления торговыми сетями по аналогии
с запретами, предусмотренными для компаний-доминантов. То есть
распространить только на те нарушения, которые зафиксированы в статье 13
Закона о торговле и коррелируют со статьей 10 Закона о защите
конкуренции5. Например, создание дискриминационных условий, навязывание невыгодных условий, необоснованные
отказ либо уклонение от заключения договора.
Надо
сделать обязательную оговорку: если компанию один раз предупредили и она
не исполнила предупреждение, второго раза не жди – сразу возбуждается
дело. Здесь не должно быть бесконечной вольницы.
– Правило,
что за повторное аналогичное нарушение компанию сразу ждет решение о возбуждении
дела, а не предупреждение, планируется распространить и на составы
по Закону о защите конкуренции?
– На
мой взгляд, мы должны к этому переходить. Одно дело, когда компания
оступилась, исправилась и дальше работает ровно, соблюдая антимонопольные
правила. И другое – если это систематический нарушитель, который
регулярно придерживается антиконкурентного стиля поведения. В последнем
случае нужны более жесткие требования.
Для нарушителей-рецидивистов
институт предупреждений не пройдет.
Интервью
подготовила
Оксана
Бодрягина,
шеф-редактор
журнала «Конкуренция и право»
Статистика антимонопольных проверок
382
плановые проверки проведены в 2017 г.
268
плановых проверок проведено в 2018 г.
12 766
внеплановых проверок проведено в 2017 г.
5250
внеплановых проверок проведено в 2018 г.
_____________________________
1 Проект федерального закона № 789090-7
«О внесении изменений в Федеральный закон „О защите
конкуренции“».
2 Постановление Правительства РФ
от 01.03.2018 № 213 «Об утверждении критериев отнесения
деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,
осуществляющих экономическую деятельность, к категориям риска при осуществлении
государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства
Российской Федерации».
3 Распоряжение Правительства РФ
от 17.01.2019 № 20-р.
4 Федеральный закон от 28.12.2009
№ 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой
деятельности в Российской Федерации».
5 Федеральный закон от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции».