|
Анна Миняева,
ведущий
специалист – эксперт отдела контроля закупок УФАС России по Омской
области
|
Специалисты по закупкам выделяют как положительные,
так и отрицательные стороны процесса цифровизации. Изучив внесенные в законодательство
о контрактной системе изменения, можно утверждать, что преимуществ
от электронной процедуры закупок и для заказчиков,
и для поставщиков больше. За исключением тех сфер, в которых
усиление цифровой составляющей нецелесообразно по объективным причинам,
например в связи с обеспечением безопасности РФ.
В 2017 г. многие положения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) были реформированы в части осуществления
закупок (Федеральный закон от 31.12.2017
№ 504-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О контрактной
системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд“»). В частности, усилена
электронная составляющая.
Рассмотрим подробнее внесенные законодателем изменения,
а также их возможные последствия для всех сторон закупочного
процесса.
Процедурные особенности
Цифровизированные закупки проводятся
в виде:
- конкурса: открытого; с ограниченным участием; двухэтапного;
- лектронного аукциона;
- запросов: предложений; котировок.
Порядок заключения контракта по результатам
электронной процедуры сегодня регламентирован ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ.
В установленных решением
Правительства РФ случаях закрытые способы определения поставщиков (закрытый и двухэтапный
конкурсы, конкурс с ограниченным участием, аукцион) могут проводиться в электронной
форме. Однако это необходимо согласовывать с уполномоченным Правительством
РФ федеральным органом исполнительной власти.
При «обычных» или закрытых
электронных процедурах заказчик сообщает информацию о закупке
неограниченному или ограниченному кругу лиц. Для этого он размещает в единой
информационной системе (ЕИС) извещения о проведении закупки или направляет
приглашения принять участие в закрытых способах определения поставщиков
(подрядчиков, исполнителей).
Между тем нормами Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что заявка
на участие в закрытой конкурентной закупке предоставляется в запечатанном
конверте. Таким образом, закрытые
способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сегодня остаются «за бортом»
электронных закупок.
Сведения о цифровизированной
закупке формируются, обрабатываются, хранятся, а также предоставляются
посредством единой информационной системы в сфере закупок в Интернете
(далее – официальный сайт ЕИС). А значит, любой пользователь может
ознакомиться с информацией, находящейся в общедоступной части официального
сайта ЕИС.
Закрытые способы определения
поставщиков (подрядчиков, исполнителей) применяются только в случаях,
поименованных в законе, в том числе при закупках: товаров,
работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения
о таких нуждах составляют гостайну; товаров, работ, услуг, сведения о которых
составляют гостайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации
о закупке или в проекте контракта.
Отличительная особенность закрытой конкурентной закупки –
в том, что информация о ней не размещается на официальном сайте ЕИС. При ее
проведении заказчик обеспечивает конкуренцию, направляя не менее чем двум
лицам, способным поставить товары, выполнить работы, оказать услуги,
приглашения, и прикладывает документацию о закупке.Но прежде он
исследует рынок и с учетом предмета закупки определяет, какие
организации отвечают его требованиям.
Те, кому адресованы приглашения, должны соответствовать установленным
законодательством требованиям (п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ).
Так, если предметом закупки являются услуги, деятельность по оказанию
которых относится к лицензируемым, то приглашения необходимо направлять хозяйствующим
субъектам с соответствующей лицензией.
О.А. Беляева рассматривает закрытые способы закупок
как торги с ограниченным участием, поскольку приглашения и документация
не размещаются в ЕИС, а направляются определенному кругу лиц1. По мнению
В.М. Корякина, именно вследствие того, что заказчик направляет приглашения
на участие в закрытых торгах ограниченному кругу лиц, применение таких
способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) создает
коррупционные риски2.
Таким образом, принципиальное
отличие закрытых закупок состоит в том, что участвовать в них могут лишь
компании, получившие специальные приглашения от заказчика.
Минэкономразвития России еще в 2005 г. обратил
внимание на участившиеся случаи безосновательного ограничения числа
участников закрытого конкурса на поставку продукции для нужд обороны
и безопасности в части, составляющей гостайну. Министерство обратилось
к государственным заказчикам с просьбой направить приглашения на участие
в закрытом конкурсе всем хозяйствующим субъектам, указанным в перечне
организаций, имеющих соответствующие лицензии (письмо Минэкономразвития России
от 26.04.2005 № 5713-АШ/Д07 «О порядке проведения закрытых
конкурсов на размещение заказов на поставку товаров (работ, услуг)»).
Считаем целесообразным для случаев применения закрытых
способов закупок в связи с необходимостью соблюдения режима гостайны
возложить на заказчиков обязанность приглашать к участию максимально
возможное количество лиц, имеющих соответствующие лицензии и способных
поставить товары (выполнить работы, оказать услуги).
Среди нововведений следует также
обратить внимание на применение участниками закупки программно-аппаратных
средств электронной площадки. Согласно п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением
случая, предусмотренного ч. 3.1 настоящей статьи, должна содержатьсогласие его участника на поставку товара, выполнение работы или оказание
услуги на условиях, предусмотренных документацией об аукционе и не подлежащих
изменению по результатам его проведения. Такое согласие дается с применением
программно-аппаратных средств.
Положительные и отрицательные
стороны электронных закупок
Положительные черты:
- процесс осуществления закупок выходит
на новый уровень в рамках цифровизации всей экономики России;
- минимизирована возможность
сговора заказчика с участниками закупок, что способствует снижению
коррупционных рисков;
- быстрая скорость и удобство
получения информации и осуществления закупки позволяют большему числу потенциальных
поставщиков принять участие в закупочной процедуре;
- заказчики
и участники закупки, а также уполномоченные органы власти
и учреждения освобождаются от «бумажной волокиты», сопровождающей
подачу документов;
- автоматизация и стандартизация
процесса ведут к единообразию в сфере закупок;
- цифровизация может стать гарантом
соблюдения таких принципов контрактной системы, как открытость и прозрачность,
обеспечение конкуренции.
Отрицательные черты:
- бремя расходов, связанных с оплатой
электронной площадки и наличием усиленной квалифицированной электронной
подписи, может быть слишком большим для подавляющего числа участников
закупки – субъектов малого предпринимательства и социально
ориентированных некоммерческих организаций;
- цифровизация требует от заказчика
привлекать квалифицированных специалистов, обладающих навыками работы с электронной
информацией;
- в некоторых случаях
использование электронной формы невозможно, в частности это касается закупок,
которые проводятся закрытым способом.
____________________
1 Беляева О.А. Контрактная
система: закрытые способы закупок // Аукционный вестник. 2013. 15 нояб.
С. 1.
2 Корякин В.М. Противодействие
коррупции в сфере закупок для нужд обороны и военной
безопасности: монография. М., 2014. С. 238.