Опубликовано в журнале «Конкуренция и право» № 3,
2019 г.
Начальник
Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России Тимофей Витальевич
Нижегородцев о том, чем объясняется
обязательность свода правил в рамках саморегулирования для всех участников рынка услуг
розничной торговли, как можно гарантировать принцип обязательности, почему
в отрасли должна быть только одна СРО и какие полномочия готово
делегировать ей государство.
– Истории
саморегулирования на потребительском рынке более восьми лет. Тимофей Витальевич,
как Вы оцениваете опыт применения этого института и какие нужны шаги,
чтобы повысить его эффективность?
– Опыт
применения неудачный. Институт саморегулирования не показал той
эффективности, на которую рассчитывали, принимая Закон № 315-ФЗ о СРО1. Этот инструмент
был опробован в нескольких отраслях, в частности в строительной
сфере, оценочной, финансовой. Однако как успешный институт и попытка
замены госрегулирования он не состоялся ни в одной из них.
Центральная
задача, которую необходимо решить, – обеспечение обязательности тех
требований, которые принимаются на уровне саморегулирования. Причем для всех
без исключения участников рынка.
Компания
может не входить в СРО, не участвовать в выработке ее
решений, но должна понимать, что все одобренные в рамках
саморегуляторики стандарты становятся частью обязательных правил в отрасли
и их нужно соблюдать. Надо исключить ситуации, когда одни добросовестно
выполняют требования и несут дополнительные издержки, а другие нет и получают
при этом преимущества.
Если мы
говорим о передаче СРО элементов госрегулирования, то должны
предусмотреть практически такой же порядок распространения требований и их
соблюдения бизнесом, как и тот, который действует для норм, установленных
государством. Как показала практика, добровольная модель с самоограничениями
не работает и работать не будет.
В Межотраслевом
экспертном совете по развитию потребительского рынка, куда входят ведущие
и наиболее активные объединения поставщиков, розничной торговли и потребителей,
есть процедуры выработки и принятия решений, но вот механизма обеспечения
их обязательности для участников нет. Все это разваливает процесс
саморегулирования с точки зрения восприятия рынком и делает его декларативным
и имитационным.
Что
касается саморегулирования, то на рынке услуг розничной торговли
инициативы, которые мы обсуждаем, – уже третий подход к снаряду.
Первый был после принятия в 2010 году Закона о торговле2.
Второй – после второго пакета поправок в 2016 году3.
Сам по себе второй пакет поправок возник, когда стало понятно, что
существующие противоречия не удается решить с помощью инструментов
саморегуляторики. Чтобы нынешние инициативы стали успешными и институт
саморегулирования по-настоящему начал работать, нужно обеспечить обязательность
решений СРО.
– Как
это сделать?
– С помощью
системы обеспечения обязательств в государстве. В данном случае должны
подключаться регуляторы в лице ФАС России, Роспотребнадзора или
другие по соответствующему предмету ведения и суды. Например, если
компания не соблюдает закрепленные на уровне саморегулирования требования,
чем наносит ущерб в том числе конкуренции, то сначала дело разбирает внутренний
арбитраж СРО.
Если его
решение игнорируется, подается жалоба в антимонопольный орган, который в порядке
преюдиции учитывает обстоятельства, принимает доказательства и материалы,
установленные и собранные при рассмотрении дела в СРО. Все это
ложится в основу административного расследования, что позволяет регулятору
в короткие сроки квалифицировать действия, вынести решение и уже
своими инструментами госконтроля в виде обязательного для исполнения предписания
или штрафа заставить нарушителя выполнять выработанные в отрасли правила.
Конечно, при необходимости
антимонопольный орган проводит дорасследование. Но в любом случае
работа в паре с саморегулируемой организацией в режиме
взаимодополнения улучшит ситуацию с выявлением нарушителей и максимально
упростит рассмотрение дел.
Аналогично
материалы арбитражного процесса в рамках саморегулирования должны ложиться
и в основу судебного дела, если компания оспаривает решение СРО или антимонопольного
органа.
– Нужны
поправки в законодательство, чтобы принцип преюдиции заработал?
– Да,
нужны изменения, которые дали бы ясный сигнал всем институтам
государственной власти, что решения СРО, выработанные и принятые по установленным
процедурам, являются источником определенных норм поведения бизнеса. Эти
решения должны восприниматься как новые стандарты, квалифицирующие
добросовестные и недобросовестные действия участников рынка.
– Какой
круг регуляторных полномочий необходимо передать рынку?
– Разработку
и внедрение в соответствии с определенными процедурами и механизмами обязательных
для отрасли требований, определяющих добросовестность ведения бизнеса.
И это,
безусловно, позитивный момент, поскольку в законодательном процессе может быть
инерция: или опоздания с принятием необходимых поправок, или, наоборот,
преждевременные шаги в виде порой строгих ограничений. Кроме того,
регулятор не может бесконечно менять содержание законодательства, пытаясь
угнаться за развивающимися правоотношениями сетей и поставщиков. А в рамках
модели саморегулирования государство делегирует самой отрасли полномочия
вырабатывать свод правил, и она получает возможность оперативно реагировать
на быстро меняющиеся среду и практику.
Другое
направление в системе СРО – мониторинг и контроль за исполнением
принятых требований и решений. Причем саморегулируемая организация заинтересована
проводить тщательное наблюдение на предмет нарушений, чтобы обеспечить
выполнение установленных стандартов.
Также необходимо
создать и развивать внутренний арбитраж СРО, который должен рассматривать возникающие
споры. В случае если накопились нерешенные вопросы или когда участники
рынка не могут прийти к консенсусу и снять противоречия, СРО
должна подключать государство для обсуждения пула проблем и подготовки
пакета поправок.
– Сколько
саморегулируемых организаций на рынке услуг розничной торговли должно
функционировать?
– Конечно,
одна. Поскольку речь идет о передаче рынку части регуляторных функций
государства, формировании единой политики стандартов и контроля за их
исполнением в определенной сфере, нескольких СРО быть не может.
Иначе история
будет развиваться по тупиковому сценарию, вследствие которого саморегулируемые
организации неизбежно будут вынуждены конкурировать друг с другом. Как они
могут это делать? Снижать требования для привлечения новых членов и ослаблять
надзор над ними. В итоге искусственная и непозитивная
конкуренция приведет к обесцениванию правил и деградации контроля.
Согласитесь,
невозможно, чтобы множество органов власти занимались одними и теми же
вопросами, конкурируя между собой.
Кроме того,
уже сейчас участники рынка определенной категории товаров могут создавать
какие-то самодеятельные СРО, чтобы договориться о дополнительных
стандартах и установить для своего круга, например, правила по улучшению
корпоративного качества работы с целью получения конкурентных преимуществ.
Но пока это не приводит к ярким историям успеха в сфере
саморегулирования.
– Какой
должна быть структура саморегулируемой организации на рынке услуг
розничной торговли?
– Это
формальный и технический момент. У нас свадьба порой важнее жениха и невесты.
Если мы решим ключевые вопросы, которые мешают саморегулированию работать и развиваться,
то дальше сможем безопасно обсуждать самые причудливые формы и структуры.
Вообще рассматривалась
идея трехпалатной СРО: поставщики, торговые сети и регуляторы. Звучали
предложения включить еще палату потребителей. При этом логично выстроить
всю работу на базе ТПП РФ, которая обладает необходимыми ресурсами –
отделениями во всех регионах.
Исходим из того,
что палаты поставщиков, сетей и потребителей функционируют самостоятельно
и обращаются в палату регуляторов, когда возникают неразрешимые в рамках
саморегулирования противоречия. Далее совместно принимается решение, как эти
противоречия снять. Палата регуляторов, образно говоря, крышечка, которая в случае
возрастающего давления помогает выпустить лишний пар.
О личном
К какому типу Вы себя относите:
физик или лирик?
Я
ироничный биолог.
Ваша профессиональная мечта?
Победа
над равнодушием и некомпетентностью.
Что Вас вдохновляет?
Природа.
Интервью
подготовила
Оксана
Бодрягина,
шеф-редактор
журнала «Конкуренция и право»
____________________
1 Федеральный закон от 01.12.2007
№ 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».
2 Федеральный закон
от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного
регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
3 Федеральный закон
от 03.07.2016 № 273-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон „Об основах государственного регулирования торговой деятельности
в Российской Федерации“ и Кодекс Российской Федерации
об административных правонарушениях».