|
Екатерина Баранникова,
эксперт,
Экспертный совет при Правительстве РФ, канд. юрид. наук
|
Сопоставив антимонопольное
регулирование трех крупнейших рынков, рассмотрим специфику правоприменительной
практики, наиболее яркие дела и прецеденты, которые уже повлияли или еще
только окажут воздействие на формирование основных тенденций в сфере
защиты конкуренции. Обращение к опыту США, Евросоюза и КНР поможет российским
компаниям эффективнее проводить внешнеэкономические сделки.
США
Регулирующие
органы
В США
полномочиями в сфере защиты конкуренции наделены Антимонопольное подразделение Министерства юстиции (U.S. Justice Department Antitrust Division; далее – DoJ)
и Федеральная торговая комиссия (Federal Trade Commission; далее – FTC).
Для DoJ приоритетное направление – интеллектуальная
собственность. FTC
решает более широкий круг вопросов, в частности согласовывает сделки по слияниям
и поглощениям.
На
практике можно отметить высокую степень бюрократизации процессов. Так, из-за сложностей
с кадровой политикой FTC
(медленного набора кворума комиссионеров) решения принимаются очень медленно.
Пример
The Walgreen Company подала
заявку о поглощении Rite Aid Corporation в 2015 г.,
и только в июне 2017 г. FTC рекомендовала уменьшить
количество приобретаемых активов компании.
Особенности
антимонопольной практики
В США соблюдаются
два заслуживающих поддержки основных принципа:
- «регуляционной гуманности» по отношению
к игрокам рынка,
- благополучия конечного
потребителя, то есть отсутствия отрицательного эффекта от принимаемых
мер.
Помимо этого, контролирующие
органы придерживаются и довольно
спорных приоритетов.
Рассматривая сделки по слияниям
и поглощениям, регулятор уходит от мягких рекомендаций к требованиям
по реструктуризации сделок. Пример – недавнее противодействие DoJ слиянию AT&T и Time Warner. Регулирующий орган строго
контролировал бизнес и существенно вмешивался в экономическую
деятельность корпораций. В итоге разбирательство по вертикальному
слиянию двух крупнейших в мире компаний на 85 млрд долл. перешло
в суд. В Федеральном суде Вашингтона 12 июня 2018 г. иск
американского DoJ против AT&T был решен в пользу этой
компании. Истец рассчитал, что антимонопольный эффект от слияния составит 436 млн
долл. благодаря повышению тарифов для потребителей. Этот судебный
прецедент, скорее всего, повлияет на последующие сделки по слияниям и поглощениям,
в частности The Walt Disney Co
и Fox
с потенциальным контрпредложением Comcast.
В голосовании FTC используется принцип
большинства по принятию решений вместо принципа наличия убедительных
доказательств в делах о нарушении конкуренции. В результате
возникает риск злоупотреблений и субъективности членов комиссии.
В
рамках борьбы с картелями особое внимание уделяется проверкам стартапов
и вопросам
интеллектуальной собственности. DoJ рекомендует компаниям, активно занимающимся инновациями, чаще проверять свои
действия на соответствие антимонопольным нормам. Однако сомнительно, чтобы
крупнейшие обороты картелей были сосредоточены в сфере инноваций, где
каждая компания – тем более стартап – стремится занять свое место на рынке
и предложить потребителям продукт или услугу, которые будут востребованы.
Основные
тенденции
По-прежнему
в целях борьбы с картелями регулятор строго контролирует организации,
занимающиеся контейнерными перевозками, и компании, которые производят и торгуют
лекарственными препаратами (дженериками). Но рассматриваются и новые виды
антиконкурентных практик и рынки. Возможно, вскоре появятся два показательных судебных
прецедента.
Первый
касается договоров между конкурентами о запрете переманивать сотрудников
друг у друга. Подобная практика, по мнению DoJ, антиконкурентна и нарушает
права сотрудников, поэтому планируется расследовать и выявлять подобные
соглашения. Более того, предлагается рассматривать заключение такого договора как
уголовное нарушение.
Второй
возможный прецедент связан с Chinese air cargo. В ноябре
2017 г. DoJ обвинило компанию Chinese Airlines в возможном картельном
сговоре с другими китайскими авиаперевозчиками. Подобное обращение в отношении
компаний иностранных юрисдикций это подразделение сделало впервые. Учитывая
активное участие Министерства транспорта КНР в тарифообразовании и согласовании
авиамаршрутов, предъявленное обвинение может иметь геополитический резонанс.
Рассмотрим
еще несколько ярких дел, которые формируют тенденции в антимонопольной
практике США.
Ohio v. American Express. Дело
рассматривается с октября 2010 г., проходя через суды высших
инстанций, встречные иски и апелляции.
В начале рассмотрения дела суд признал ненадлежащей практику,
когда продавцы подталкивают покупателей к тому, чтобы пользоваться
определенной картой. Например, если потребитель использует American Express, ему предоставляется скидка, потому что у продавца
заключен выгодный договор с этой компанией, а другие платежные
системы создают дополнительные затраты.
В октябре 2017 г. Верховный суд США истребовал материалы у судов
нижестоящих инстанций, обозначив, что в предыдущих рассмотрениях не учтены
права покупателя: возможно, как раз для него предложение продавца также
было выгодно.
Дело Ohio v. American Express интересно тем, что касается
двустороннего рынка банковских карт. В частности, Верховный суд США должен
определить, как достичь баланса между выгодами и затратами разных участников
трансакции, какая сторона должна нести бремя доказывания и т. д.
Этот прецедент повлияет в том числе на рынки цифровых услуг и программного
обеспечения.
Animal
Science Products Inc. v. Hebei Welcome Pharmaceutical Co. Ltd. („Vitamin C“). Дело
рассматривается с 2005 г.
Американская компания Animal Science Products Inc.
подала иск на четырех китайских производителей витамина С, на долю
которых приходится более 50% его мирового производства. Поводом для иска стал
картельный сговор о фиксации цен на мировом рынке. Ответчики заявили,
что были вынуждены пойти на эту меру по требованию китайского
правительства, и Министерство торговли КНР поддержало их в суде.
Суд первой инстанции принял сторону истца, а суд второй инстанции
отменил это решение с мотивировкой, что нарушена подсудность дела.
В ноябре 2017 г. DoJ убедило Верховный суд США истребовать материалы дела в связи с вопросом
о том, должен ли принцип взаимности в международном праве
распространяться на принятие Соединенными Штатами позиции иностранного
суда в отношении дела, истец в котором субъект американской
юрисдикции.
Евросоюз
Регулирующие
органы
Полномочиями
в сфере защиты конкуренции в пределах Евросоюза наделена Еврокомиссия.
Она активно применяет антимонопольные нормы ЕС и оценивает с точки
зрения следования им коммерческую практику компаний.
Особенности
антимонопольной практики
Безусловно, «Брекзит» оказывает сильное влияние на антимонопольную
правоприменительную практику ЕС. Может потребоваться, чтобы заявки
о слияниях и поглощениях c участием
компаний из Великобритании подавались на рассмотрение как в этой
стране, так и на уровне ЕС, что повышает затраты и риски
участников сделки.
Остается
открытым вопрос, смогут ли истцы, учитывая процесс выхода Великобритании
из ЕС, по-прежнему выбирать эту страну в качестве места рассмотрения
иска. Другая предпочтительная для них страна – Германия.
Кроме того, в планах стоит задача разгрузить аппарат Еврокомиссии. Планируется
расширить полномочия национальных антимонопольных органов и создать
стимулы для их сотрудничества и гармонизации правоприменения.
Директива об этом запланирована к рассмотрению весной 2019 г.
и будет имплементирована странами – членами ЕС к 2021 г.
Основные
тенденции
В
результате имплементации большинством стран – членов Евросоюза Директивы
об убытках возросло число исков о нарушении конкуренции, подаваемых частными
лицами. При этом, в отличие от США, в ЕС требуется детальное
доказывание и обоснование расчетов в антимонопольных спорах (дела ICAP,
Printeos и др.).
Еврокомиссия продолжит разбирать налоговые споры как
разновидность антимонопольных нарушений (дела McDonald’s, Engie, Ikea, Apple).
Рассматриваются
операции компаний, антиконкурентный эффект которых ранее не учитывался.
Примером
служат судебное разбирательство и штраф Google в размере 2,4 млрд
евро за предоставление собственного рейтинга e-commerce d в начале поисковых
запросов, что ущемляло права иных агрегаторов системы электронной коммерции.
Еврокомиссия
опасается, что у потребителей ограничен доступ к предложениям e-commerce, поэтому, вероятно, появятся
заключения, направленные на обеспечение широкого доступа. Возможно,
проблема больше связана с big data,
перенасыщением информацией и стандартными поисковыми алгоритмами, чем с умышленными
деяниями участников рынка электронной коммерции.
Есть и исключения
из правила: когда e-commerce намеренно ограничивается и это
считается правомерным. Так, Суд ЕС принял решение в пользу Coty в деле о запрете
уполномоченным ретейлерам размещать информацию о продаже некоторых товаров
на сторонних сайтах и торговых площадках, если товар люксовый и его
имидж от такого размещения может пострадать.
Как и в США,
в Евросоюзе контролируются сделки по слияниям и поглощениям. При этом
особое внимание уделяется соблюдению процедурных требований и необходимости
представления детальной информации о планируемых сделках. Кроме того, Еврокомиссия
оценивает потенциальный эффект от сделки с точки зрения уменьшения инноваций в отрасли
не только среди объединяющихся компаний, но и в целом (Dow/DuPont).
В делах о картельных
сговорах следует отметить применение высоких штрафов. Так, в деле о картеле
грузовиков к компаниям Daimler
и Scania применены пока самые
высокие санкции за всю историю деятельности Еврокомиссии. Полагаем, эта тенденция
сохранится.
КНР
Регулирующие
органы
В Китае
случаи нарушения конкуренции рассматривает Государственная администрация по расследованиям
в промышленности и торговле (State Administration for Industry and Commerce Investigations). В 2017 г. она
провела 13 расследований по злоупотреблениям доминирующим положением
и антиконкурентным действиям, преимущественно в отраслях фармацевтики
и энергетики с участием локальных компаний.
Борьбой с картелями
занимается Национальная комиссия по развитию и реформам (National Developmentand Reform Commission; далее – NDRC). После нескольких лет
расследований она оштрафовала 18 локальных производителей суммарно на 69 млн
долл. в 2018 г.
Особенности
антимонопольной практики и основные тенденции
В октябре
2017 г. в Китае были приняты правила о системе оценки
справедливой конкуренции. Эта программа ведется NDRC и направлена
на устранение антиконкурентных требований в закупочных нормах
государства и муниципалитетов. Кроме
того, NDRC
выпустила рекомендации о «ценовом поведении» для торговых ассоциаций.
Министерство торговли КНР в 2017 г. одобрило с условиями
семь крупных сделок по слияниям и поглощениям.
В частности, Dow/DuPont,
Brocade/Broadcom и Agrium / Potash Corp. Принятое решение обсуждалось с участием
антимонопольных органов США, Южной Кореи, ЕС. Скорее всего, и в дальнейшем
министерство продолжит рассматривать
крупные глобальные сделки с привлечением иных юрисдикций.
Штрафы в
рамках контроля экономконцентрации активно применяются: в 2017 г. к девяти
компаниям были применены соответствующие санкции за непредставление или позднее
представление информации о проведении сделок.