
Вадим Владимиров, руководитель УФАС по Санкт-Петербургу
Марина Нериновская, руководитель пресс-службы УФАС по Санкт-Петербургу
Во время главных футбольных событий 2017-го и 2018 г. пресс-служба Санкт-Петербургского УФАС полноценно информировала бизнес и граждан о запрете на незаконное использование символики FIFA. Благодаря этому за период проведения мундиаля в Санкт-Петербурге было зафиксировано всего шесть нарушений. Авторы статьи делятся успешным опытом в сфере защиты прав на интеллектуальную собственность.
«Желтые карточки» Кубка конфедераций – 2017
Что было сделано
Своеобразной тренировкой для Санкт-Петербургского УФАС стал Кубок конфедераций, проходивший в 2017 г.
Кто и как может использовать символику FIFA? Где распространяется реклама пива официальных спонсоров мероприятия? На каком расстоянии от стадиона организации, не являющиеся официальными спонсорами кубка, вправе распространять свою рекламу?
На эти и другие вопросы УФАС отвечало в своих публикациях, на пресс-конференции, в интервью. В доступном виде эти сведения размещались не только на официальном сайте Управления, но и на его страницах в соцсетях.
Там же публиковались разъяснения ФАС России о том, какое использование символики международной футбольной федерации может считаться нарушением федеральных законов от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) и от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).
Во время проведения кубка потенциальным нарушителям в рамках действовавшего на тот момент законодательства выдавались предупреждения. Это мягкая форма антимонопольного реагирования, она не предполагает административного наказания в виде штрафа. Иными словами, предупреждение – что-то вроде желтой карточки в футболе. В соцсетях УФАС широко использовало это понятие, и даже был составлен словарь футбольно-антимонопольных терминов.
Пример одного из постов

«Дорогие друзья! Несколько минут назад завершились последние матчи группового этапа – впереди полуфиналы Кубка конфедераций 2017.
А мы продолжаем пополнять „Футбольно-антимонопольный словарь“, и на очереди у нас такое понятие, как футбольный финт.
Футбольный финт – это обманный прием, вследствие которого соперника вводят в заблуждение.
Как вы уже догадались, ведение в заблуждение – это также одна из форм недобросовестной конкуренции, которая запрещена Законом о защите конкуренции.
Напомним, например, что использование символики Кубка конфедераций FIFA 2017 и последующего за ним чемпионата мира по футболу FIFA 2018 может повлечь нарушение Закона о защите конкуренции (в части недобросовестной конкуренции) и Закона о рекламе: spb.fas.gov.ru/news/10137.
Специалисты контролирующего органа как члены Координационной группы по защите бренда FIFA при обнаружении признаков нарушения законодательства готовы незамедлительно принимать соответствующие меры антимонопольного реагирования.
Что, собственно, и сделано. #СПбУФАС уже выдало несколько предупреждений хозсубъектам, которые неправомерно использовали символику Кубка. Официальное сообщение еще впереди, так что следите за нашими новостями!
#футбол #КубокКонфедераций2017 #FIFA2017 #football #footballtime».
Трудно дать численную оценку вкладу этого словаря в защиту имущественных прав FIFA. Точно известно только, что подписчиков на страницах УФАС во «ВКонтакте» и Facebook стало больше. А значит, расширилась аудитория, которой были интересны сообщения о контроле за использованием символики во время чемпионата.
Каковы результаты
Во время проведения Кубка конфедераций Санкт-Петербургское УФАС выдало 11 предупреждений.
Среди получивших желтые карточки были крупные сетевые магазины «Семья» (ООО «Торговый дом „Интерторг“») и «М.видео» (ООО «М.видео Менеджмент»). Организации распространяли рекламные материалы с использованием символики FIFA, хотя не имели на это разрешения международной футбольной федерации.
Сообщения о нарушителях и нарушениях, распространяемые пресс-службой УФАС, широко тиражировали городские СМИ, что помогло профилактике.
«Красные карточки» ЧМ-2018
Что было сделано
Еще во время Кубка конфедераций было понятно, что предстоящий чемпионат – мероприятие более масштабное. Сейчас, когда вся статистика по этим футбольным праздникам в открытом доступе, можно их сравнить (см. табл.).
Статистика по Кубку конфедераций – 2017 и ЧМ-2018
Мероприятие |
Период проведения |
Число городов |
Число стадионов |
Число матчей |
Количество посетителей стадионов |
Кубок конфедераций – 2017 |
С 17 июля по 2 августа |
4 |
4 |
16 |
628 304 |
ЧМ-2018 |
С 14 июня по 15 июля |
11 |
12 |
64 |
3 031 768 |
По заполняемости стадионов чемпионат стал в пять раз более посещаемым мероприятием, чем кубок. Только стадион «Санкт-Петербург» посетили почти 450 тыс. болельщиков. А нарушений имущественных прав FIFA за все время проведения чемпионата Санкт-Петербургское УФАС установило в два раза меньше. И на это есть две основные причины.
Причина 1. Изменилось законодательство.
В 2018 г. был принят Федеральный закон от 23.04.2018 № 91-ФЗ «О внесении изменений в статью 20 Федерального закона „О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ и статью 53 Федерального закона „О защите конкуренции“».
От «желтых карточек» законодатель и регулятор перешли к «красным». Поправки в закон позволили антимонопольным органам возбуждать дела по признакам нарушения правил добросовестной конкуренции, предусмотренных Федеральным законом от 07.06.2013 № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
При этом с учетом плотного графика проведения чемпионата и в связи с необходимостью оперативно пресекать выявленные нарушения были максимально сокращены сроки рассмотрения дел. Так же быстро на нарушителей налагались и административные штрафы.
Причина 2. Официальный представитель FIFA по вопросам защиты бренда и интеллектуальной собственности – Агентство интеллектуальной собственности (далее – Агентство) на своем сайте разместило товарные знаки федерации, полный список партнеров и спонсоров чемпионата, а также каталог лицензионной продукции и Руководство по использованию символики (далее – Руководство). И все это было сделано в очень удобной и наглядной форме.
До начала чемпионата многие компании обращались в Санкт-Петербургское УФАС с вопросами. Например, могут ли они на упаковке печенья разместить изображение футбольного мяча? Можно ли в материалах по проведению внутрикорпоративного мини-чемпионата использовать слова «чемпионат» и «футбол»? Разрешено ли, приглашая болельщиков в спорт-бар, на доске объявлений написать слово «матч»?
На эти и другие вопросы, на первый взгляд смешные, легко можно было найти ответы в Руководстве (см. рис.).
Примеры из Руководства


УФАС оставалось только донести эту информацию до представителей городского бизнеса. В ход пошли стандартные пиар-инструменты.
1. Пресс-релизы. В пресс-релизах, разосланных до начала чемпионата, обращалось внимание на необходимость строго и точно соблюдать требования законодательства РФ при размещении рекламы, проведении маркетинговых акций и продаже товаров. Кроме того, были даны полезные ссылки на сайты ФАС России, где собраны все разъяснения законодательства, и Агентства.
2. Пресс-конференция. За несколько недель до начала чемпионата в ТАСС совместно с представителями Северо-Западного таможенного управления, Управления Роспотребнадзора по г. Санкт-Петербургу и Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности состоялась пресс-конференция. Прямую трансляцию можно было посмотреть на странице УФАС во «ВКонтакте».
Руководитель Санкт-Петербургского УФАС Вадим Владимиров на мероприятии рассказал о том, чем грозит компаниям нарушение имущественных прав FIFA.
3. Размещение описания нарушений в СМИ и Интернете. Управление обязательно описывало все допущенные нарушения, не скрывая названий компаний. Информация размещалась на сайте УФАС, в соцсетях и СМИ.
Самыми успешными по охвату стали:
- интервью Вадима Владимирова газете «МЕТРО», которое называлось «На старт! Внимание! Гол!»: ежедневно «МЕТРО» прочитывают более 2 млн человек;
- сюжет на «Бизнес FM»: ежедневно это радио слушают более 317 тыс. человек;
- сюжет на телеканале «Город+»: общий охват видеосюжета – больше 65 тыс. человек;
- семинар-совещание в форме видео-конференц-связи с представителями СМИ Северо-Западного федерального округа, организованного Управлением Роскомнадзора по СЗФО: присутствовали 125 представителей СМИ этого федерального округа, 25 из них петербургские;
- размещение поста с информацией об использовании символики FIFA в Facebook в группе prspb, которая на тот момент объединяла более 4,5 тыс. петербургских пиар-специалистов, представлявших различные городские компании и агентства.
Каковы результаты
Результат превзошел все ожидания.
ФАС России и ее территориальные органы во время проведения ЧМ-2018 установили 84 факта нарушения имущественных прав FIFA. Зафиксированные в Санкт-Петербурге 6 нарушений составляют всего 7% от общего количества дел.