Сергей Павлов,
заместитель руководителя УФАС по Республике Татарстан
Уже не первый раз предметом
рассмотрения антимонопольной службы становятся нарушения в сфере
торговли продовольственными товарами в местах лишения свободы. Как
выяснил регулятор и подтвердили суды, создана антиконкурентная система
организации продажи товаров для нужд подозреваемых и обвиняемых,
содержащихся под стражей.
Обстоятельства дела ФГУП «Калужское»
В октябре 2017 г. Татарстанское УФАС
выявило признаки нарушения ФГУП «Калужское» ФСИН России (далее – ФГУП
«Калужское») требований п. 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона
от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования
торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон
о торговле).
Антимонопольный орган установил, что
ФГУП «Калужское» реализует в розницу продовольственные товары через
24 торговых объекта, расположенных на территории исправительных
учреждений Республики Татарстан. Эта деятельность ведется посредством
организованной унитарным предприятием торговой сети.
Согласно представленной
в антимонопольный орган информации, ФГУП «Калужское» заключало
и исполняло агентские договоры, которыми обязалось от своего имени, но
за счет принципала совершить юридические и иные действия, направленные
на продажу товара принципала, в том числе оказывать услуги розничной
продажи товара третьим лицам. Как следует из спецификаций к договорам,
предметом реализации выступали продтовары.
Позиция антимонопольного органа
По мнению Татарстанского УФАС, действия
ФГУП «Калужское» нарушили требования п. 5 ч. 1 ст. 13 Закона о торговле.
Управление возбудило дело и создало комиссию по его рассмотрению.
Комиссия установила, что торговые
объекты на основании договоров безвозмездного пользования объектами
нежилого фонда, закрепленными на праве оперативного управления
за учреждениями ФСИН России, были переданы предприятию в целях
организации розничной торговли продуктами питания и предметами первой
необходимости для нужд осужденных.
Фактически деятельность ФГУП «Калужское»
заключается в осуществлении торговой деятельности посредством
организации торговой сети в значении, придаваемом этому понятию п. 8
ст. Закона о торговле. Следовательно, на ФГУП распространяются положения
этого Закона, в том числе ст. 13.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 13 Закона о торговле
запрещено заключение договора, по которому продукция передается
для реализации третьему лицу без перехода к такому лицу права
собственности на поставленный товар (договоры комиссии, поручения,
агентский или смешанный договор). В нарушение этой нормы ФГУП
«Калужское» заключило 10 агентских договоров. Предприятие не покупало
товар напрямую у поставщика, а лишь выступало в качестве площадки, где
этот товар продается, что противоречит действующему законодательству.
По результатам рассмотрения дела
о нарушении антимонопольного законодательства комиссия Татарстанского
УФАС вынесла решение о признании ФГУП «Калужское» нарушившим требования
п. 5 ч. 1 ст. 13 Закона о торговле путем заключения и исполнения
агентских договоров, по которым продукция передается для реализации
унитарному предприятию без перехода к нему права собственности на товар.
ФГУП «Калужское» выдано предписание об устранении нарушения. Предприятию предстоит прекратить реализацию
схемы, когда товар по факту перепродается, а не покупается у поставщика
для последующей продажи в магазинах, принадлежащих торговой сети. Также
рассматривается вопрос о возбуждении административного производства,
в результате которого на юридическое лицо компании может быть наложен
штраф от 2 млн руб.
В настоящее время законность решения
и предписания оспаривается в Арбитражном суде Республики Татарстан.
Однако доводы антимонопольного органа ранее уже были подтверждены
арбитражными судами по итогам рассмотрения дел № А72-14542/2015,
А28-8418/2016.
Бэкграунд
Деятельность ФГУП «Калужское»
по реализации товаров на территориях учреждений ФСИН России уже
рассматривалась антимонопольной службой.
В начале 2017 г. Комиссия ФАС России признала,
что действия ФСИН России, направленные на изменение системы организации
продаж (реализации) продуктов питания, предметов первой необходимости,
а также других промтоваров для нужд подозреваемых и обвиняемых,
содержащихся под стражей на территориях исправительных учреждений
в Москве, привели к ограничению конкуренции и нарушили ч. 1 ст. 15
Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
(далее – Закон о защите конкуренции).
Начиная с осени 2013 г. Федеральная
служба исполнения наказаний направляла начальникам своих территориальных
органов телеграммы и письма с требованиями заключить:
- между подчиненными исправительными учреждениями и ФГУП «Калужское»
договоры о передаче на основе безвозмездного пользования объектов
нежилого фонда, закрепленных на праве оперативного управления
за территориальными органами и ФГУПами ФСИН России;
- между следственными изоляторами и названным унитарным предприятием
соглашения о взаимодействии и осуществлять организацию торговой
деятельности исключительно через это предприятие.
ФГУП «Калужское» стало единственным
хозяйствующим субъектом, который распоряжениями ФСИН России был допущен
к организации торговли и поставок в следственные изоляторы. В результате
прекратились прямые договорные отношения с организациями, поставлявшими
товары в СИЗО до того, как Федеральная служба исполнения наказаний
направила телеграммы и письма.
Из действовавших ранее сайтов, через которые продавались (реализовывались) товары, был оставлен один – skladsizo.ru.
Сократилось количество поставщиков.
И, как следствие, увеличились фактические расходы подозреваемых
и обвиняемых (либо их родственников) на приобретение товаров, включенных
в Перечень предметов первой необходимости, обуви, одежды и других
промышленных товаров, а также продуктов питания, которые подозреваемые
и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках
и передачах и приобретать по безналичному расчету (приложение № 2
к Правилам внутреннего распорядка воспитательных колоний
уголовно-исполнительной системы, утв. Приказом Минюста России
от 06.10.2006 № 311). Причем увеличение расходов не было связано
с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара.
Введение административного барьера помешало иным хозяйствующим субъектам, помимо ФГУП «Калужское», войти на рынки.
ФАС России приняла решение о наличии
в действиях ФСИН России нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите
конкуренции. Нарушение выразилось в создании антиконкурентной системы
организации продаж (реализации) товаров для нужд лиц, содержащихся
под стражей. Выводов о том, что только сам факт организации продаж через
ФГУП «Калужское» является нарушением Закона о защите конкуренции,
служба не делала.
Решение и предписание ФАС России
о совершении действий, необходимых для устранения нарушения ч. 1 ст. 15
Закона о защите конкуренции, были обжалованы в Арбитражный суд
г. Москвы. Их законность подтверждена судами первой, апелляционной
и кассационных инстанций.