В декабре
2017 г. после трехлетних обсуждений были внесены изменения в законодательство 1,
предусматривающие электронизацию закупочного процесса, которые должны стать
основой для дальнейшей цифровизации системы закупок. В будущем автоматизация уменьшит
число нарушений и злоупотреблений в этой сфере, уверен заместитель руководителя
ФАС России
Рачик Ашотович Петросян. О том,
какие шаги уже сделаны, что запланировано на ближайшее время и почему изменения можно считать
положительными как для заказчиков и поставщиков, так и для антимонопольной службы, – в интервью журналу «Конкуренция и
право».
– В чем для поставщиков основные
плюсы перевода конкурентных закупок в электронную форму? Готовы ли
заказчики перейти в «цифру»?
– Электронизация закупок – технологическая основа высокой
конкуренции на торгах,
увеличения эффективности закупочной деятельности госзаказчиков и сокращения примитивных процедурных
ошибок.
Принципиальная
новация заключается в том,
что согласно поправкам в Закон
№ 44-ФЗ 2 госзакупки полностью переходят в электронную
форму, а в Закон № 223-ФЗ 3 – закупки у малого
и среднего бизнеса.
Формирование
заявки на бумаге останется в прошлом, а вместе с ним и расходы
на архаичную отправку заявок по почте или через курьера. Мы
прогнозируем сокращение числа случаев, когда заявки отклоняются в связи с неправильным
оформлением: сшивкой, нумерацией страниц и тому подобным.
Перевод
закупок в электронный вид обеспечит анонимность подачи заявок участников и их
рассмотрения заказчиками. Это станет преградой для необоснованных закупок у «своих»
поставщиков, снизит коррупционные риски, а также риски сговора.
Конечно,
мы понимаем, что недобросовестные участники закупочного процесса будут
изобретать новые виды злоупотреблений. Недавно антимонопольная служба сообщала
о таком виде нарушения, как запрограммированное искажение исходных
показателей к закупаемым товарам, работам и услугам. Но мы к этому
готовы – нарушения будут пресекаться быстро и безоговорочно.
Добросовестные участники всегда могут рассчитывать на защиту в ФАС
России своих прав и интересов.
Положения
о проведении всех закупок в рамках Закона № 44-ФЗ в электронной
форме вступают в силу 1 июля текущего года и могут применяться
на добровольной основе. С 1 января 2019 года эта форма
станет обязательной.
Для
заказчика процедура частично изменится, другим станет формат документов,
которые будут к нему поступать.
– Какие из этапов проведения
конкурентных закупок будут на «ручном управлении»?
– Пока в «ручном режиме» остается оценка
заявок участников, то есть присвоение баллов.
К
сожалению, мы потеряли более трех лет на подготовке и многоэтапном
согласовании законопроектов. Сегодня весь мир активно осваивает цифровизацию. А мы
только переходим к электронному формату.
Пока
закупочная система остается изолированной от рынка, недобросовестные
заказчики и участники действуют, исходя из своих искаженных интересов
и мотивов. С цифровизацией ситуация изменится коренным образом:
сделки будут осуществляться прозрачным образом и на условиях рыночной
эффективности – товары наилучшего качества станут приобретаться по наилучшей
цене.
Мы
идем в этом направлении. Тому примером такие проекты, как портал
поставщиков правительства города Москвы, единый агрегатор торгов, разрабатываемый
ГК «Ростех», и Каталог товаров, работ и услуг, структурирующий
сведения о закупках, Минфина России.
– Поддерживаете ли Вы предложение Минфина России
сократить число видов конкурсных процедур при госзакупках?
– Безусловно, полагаю целесообразным отказ от таких
устаревших процедур, как запрос котировок и запрос
предложений: по сути, они дублируют конкурс и аукцион в электронной
форме. Кроме того, процедура конкурса с ограниченным участием может быть
заменена на процедуру конкурса с дополнительными требованиями по аналогии
с аукционом.
– Действие Закона № 223-ФЗ не распространяется,
в частности, на закупки у юридических лиц, взаимозависимых с заказчиком.
Эксперты видят в этом лазейку.
– Пока
жалоб на такую проблему к нам не поступало. Если эта лазейка
будет использоваться, мы ее закроем. При этом важно отметить, что отказ от законодательного
навязывания процедур закупок внутри группы лиц нам кажется абсолютно верным
шагом.
– В положении о закупках материнской
компании могут быть установлены случаи, когда к ней возможно присоединение
и других юридических лиц, не только дочерних. Помимо этого, для связанных
между собой заказчиков предусмотрена возможность типового положения о закупках.
Как это скажется на их эффективности?
– Что
ж, такое присоединение – пример позитивной практики унификации закупочных
процедур. Заказчики, присоединившиеся к положению, будут устанавливать в закупочной
документации единые требования как к участникам закупок, так и к способу
проведения процедуры. Это положительно повлияет на оптимизацию закупочной
деятельности отдельных видов юридических лиц и будет способствовать повышению
открытости и прозрачности закупок.
Эти
новогодние поправки мы считаем шагом вперед. Их вступление в силу позволит
более четко регламентировать процедуры проведения закупок, сократит число
возможных злоупотреблений заказчиков.
С
закреплением перечня оснований для обжалования участники закупок отдельных
видов юридических лиц смогут успешнее защищать свои права в антимонопольном
органе.
– Были анонсированы системные разъяснения,
касающиеся применения обновленного законодательства о закупках. Когда их ждать?
– Такие разъяснения выпускаются регулярно,
по мере сбора и обобщения практики. Точно могу сказать, что на второй,
третий и четвертый кварталы запланирован выпуск разъяснений для территориальных
органов ФАС России.
– Какие предполагаются дальнейшие шаги по автоматизации
закупочных процессов по законам № 223-ФЗ и 44-ФЗ? Планируется ли
ввести механизм предупреждений?
– Мы намерены совершенствовать процедуру закупок, внедряя
цифровые технологии. В частности, речь идет об общей автоматизации
процессов закупки с помощью введения единых алгоритмов: стандартизированного
описания объекта закупки на основе данных Каталога, планирования с дополнительным
уведомлением потенциальных аккредитованных в ЕИС компаний о планируемой
закупке, нормирования, выбора способа закупки, использования нормативно-правовых
актов по импортозамещению, формирования извещения, документации,
протоколов, проекта контракта.
Кроме
того, предполагается автоматизация проверки правоспособности организаций участвовать
в закупке, к примеру проверка по базам данных наличия саморегулируемых
организаций.
Дальнейшая
автоматизация ожидает и систему контроля закупок. Мы хотим внедрить концепцию
предотвращения правонарушения вместо наказания за него. Превентивные меры
всегда более эффективны: предупредить перелом может быть трудно, но это лучше,
чем ходить потом в гипсе. Уже сейчас системы искусственного интеллекта в состоянии
спрогнозировать наиболее вероятные риски, в том числе нарушения
законодательства, что даст нам возможность их предотвратить.
Интервью подготовила
Оксана Бодрягина,
шеф-редактор журнала «Конкуренция
и право»
О
личном
Что
для Вас самое сложное в работе?
В сутках всего 24 часа, а важных
и интересных задач, которые должны быть решены как можно скорее, гораздо
больше.
Вы
совершаете непредсказуемые поступки?
Достаточно и того, что сама жизнь
непредсказуема и хаотична.
Что
Вас вдохновляет?
Когда то, что ты делаешь, приносит пользу,
когда помог людям.
1Федеральные
законы от 31.12.2017 № 504-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон „О контрактной системе в сфере закупок
товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных
нужд“» и № 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации».
2Федеральный
закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере
закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных
и муниципальных нужд».
3Федеральный
закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг
отдельными видами юридических лиц».