Антимонопольная служба будет развивать инструменты гражданско-правовой
защиты пострадавших от нарушений в сфере конкуренции и готова
поддерживать инициаторов частных исков по взысканию убытков, рассказал
заместитель руководителя ФАС России, кандидат юридических наук Сергей Анатольевич
Пузыревский. Он объяснил, какой вариант обращения в суд наиболее эффективный
и чем выгоден с процессуальной точки зрения институт коллективных
исков.
– Сергей Анатольевич, законодательная база для такого
механизма восстановления имущественных прав, как взыскание убытков, есть: общие
нормы гражданского законодательства и специальные антимонопольного.
Почему, на Ваш взгляд, инструменты гражданско-правовой защиты работают
неэффективно?
– Из трех видов юридической ответственности за нарушения
антимонопольного законодательства – гражданско-правовой, административной
и уголовной – наиболее работоспособная и эффективная на сегодня
административная.
Гражданско-правовые иски о возмещении убытков с нарушителей
антимонопольного законодательства единичны. Притом что ежегодно мы фиксируем около
4500 нарушений, из них порядка 2000 совершены хозяйствующими
субъектами. После ряда серьезных дел, которые впоследствии были подтверждены
судами, плеяда исков о возмещении финансовых потерь не последовала.
Хотя правонарушения охватывали несколько регионов, а потери несли тысячи
потребителей.
Мы видим несколько причин, почему механизм
гражданско-правовой ответственности, несмотря на все наши усилия по его
реализации, не работает.
Во-первых, психологический фактор. У потребителя нет
уверенности, что он может справиться с монополистом. Многие считают, что
ссориться с экономически сильным субъектом не стоит и любое
судебное разбирательство только ухудшит условия общения с ним.
Во-вторых, доказать размер ущерба – непростая
юридическая задача, и, учитывая это, потенциальные истцы боятся отказа в иске
и неудач в суде, которые потом обернутся дополнительными судебными
издержками. Мол, пострадал от монополиста, да еще и взыскание
издержек получу.
– Что сделано для реализации уже существующих законодательных
норм и правовых подходов?
– К решению этой проблемы мы подошли в два этапа.
Приподнять завесу сложности и напомнить о праве пострадавших от антимонопольных
нарушений защищать свои права и предъявлять иски о возмещении
убытков, в том числе через суды, призваны два разъяснения ФАС России.
В мае 2016 года было утверждено Разъяснение № 6,
где определен порядок взыскания и определения размера убытков в общих
чертах. В октябре 2017 года – Разъяснение № 11, в котором
проанализированы различные правонарушения, конкретизированы аналитические
методы расчета убытков, даны многочисленные примеры. Это большая работа,
которую мы провели совместно с Ассоциацией антимонопольных экспертов.
В Евросоюзе соответствующая Директива по искам о взыскании
убытков вышла три года назад, в ноябре 2014 года. На базе
европейской практики мы подготовили разъяснения по этой теме применительно
уже к российским условиям.
– Кто основные адресаты разъяснений по убыткам?
– В первую очередь документы направлены на реализацию
антимонопольными органами своих полномочий. В силу определенных положений закона
мы должны рассчитывать размер убытков и ущерба, причиненных нарушением
антимонопольного законодательства. Например, в целях определения размера
ущерба как отягчающего административную ответственность обстоятельства.
Еще одна задача разъяснений – помочь пострадавшим от антимонопольных
правонарушений и самим нарушителям в определении убытков.
Разъяснения ориентированы также на суды. Понимая, что у истца
зачастую недостаточно информации для доказывания и расчета убытков,
суды, надеемся, будут активнее участвовать в определении их размера,
давать поручения по истребованию сведений и доказательств, которые
ответчик стремится закрыть. Если суд займет пассивную позицию, то определить
сумму финансовых потерь будет почти невозможно.
При этом судам нужно понимать, что безупречных
железобетонных расчетов убытков в антимонопольной сфере будет немного. Так,
нарушение может совершить производитель, а пострадает не прямой
потребитель, а косвенный. И все эти цепочки, оговорки должны быть
предметом серьезного исследования суда.
Поскольку документы утверждены Президиумом ФАС России, мы
рассчитываем на их применение судебной системой.
– По Вашему мнению, разъяснения станут действенным
инструментом для судов?
– Рассчитываем, что суды воспримут их позитивно, и документы
помогут им принимать решения по соответствующей категории дел. Любой методический
материал в условиях, когда их нет вообще, – подспорье.
Мы, конечно, надеемся увидеть обзор судебной практики, а может
быть, и постановление Пленума Верховного Суда РФ по этой теме,
что для правоприменительной практики станет константой, а для пострадавших
от антимонопольных правонарушений – четким и понятным
ориентиром.
– Могут ли Разъяснения № 11 использоваться для расчета
размера ущерба в целях квалификации действий по статье 178 УК РФ?
– Единообразный подход к определению размера
ущерба должен действовать для всех видов юридической ответственности. В том
числе для уголовной, когда, принимая решение о передаче материалов
дела в правоохранительные органы, антимонопольная служба оценивает размер
ущерба и извлеченного незаконного дохода.
Есть определенная специфика по каждому из видов
ответственности, но методика должна быть единой.
– Есть вероятность, что Разъяснение № 11 потребует
регистрации в Минюсте России?
– Законом о защите конкуренции 1 Президиум ФАС России
наделен полномочиями давать разъяснения антимонопольного законодательства. В данном
случае разъясняем установленную Законом возможность взыскания убытков, а также
порядок определения их размеров, которые влияют на привлечение к административной
и уголовной ответственности. Мы действуем в рамках реализации
предоставленных Законом полномочий. Регистрации в Минюсте России, по нашему
мнению, здесь не требуется.
– На недавнем межведомственном совещании Вы
сказали, что ФАС России будет поддерживать инициаторов частных исков
по взысканию убытков. О каких вариантах поддержки идет речь?
– Наиболее эффективный вариант обращения с таким
иском – наличие решения антимонопольного органа, признавшего факт
нарушения, которое потом поддержал суд. Это становится публичным событием,
сигналом для пострадавших и проработанным с юридической точки
зрения основанием для дальнейших исков о взыскании убытков. Истцы не с нуля
пытаются собирать доказательственную базу и доказывать нарушение антимонопольного
законодательства, а так или иначе апеллируют к решению ФАС России.
Здесь есть процессуальные особенности. По мнению
юристов, не все обстоятельства по антимонопольным делам, которые
подтвердил суд, могут использоваться в качестве преюдициальных. Пострадавший
мог и не быть участником того процесса. Тем не менее суд,
рассматривающий иск о взыскании убытков, не сможет проигнорировать
принятое судебное решение.
Если антимонопольный орган будет привлечен к участию
в судебном разбирательстве в качестве третьего лица, то он
констатирует сам факт правонарушения. И если речь идет о размере
убытков, то мы, сохраняя нейтралитет в целях обеспечения справедливого
возмещения, можем высказать свое мнение – например, о том, какая цена
того или итого товара на том или ином рынке справедлива. Это мнение,
конечно, будет проанализировано судом наравне с другими доказательствами.
Но то, что антимонопольный орган представляет свою модель расчета, становится
существенным реальным доказательством.
К слову, около трети объема судебных разбирательств,
в которых участвуют антимонопольные органы, связаны с тем, что нас
привлекают в качестве третьих лиц. В частности, по делам о взыскании
убытков.
– А если речь идет о категории самостоятельных
исков, без решения антимонопольного органа?
– Не исключена поддержка ФАС России
и по самостоятельным искам. Пленум ВАС РФ в Постановлении
№ 30 2 в свое
время указал, что арбитражные суды при рассмотрении спора о нарушении
антимонопольного законодательства должны извещать антимонопольный орган, чтобы
он смог принять участие в деле. Кроме того, суд может привлечь нас по ходатайству
одной из сторон. Здесь юридически возможны разные ситуации.
Однако надо понимать, что при обращении в суд
напрямую сбор доказательств ложится на истца, которому процессуально
без активного участия суда и антимонопольного органа тяжело доказать
факт нарушения.
На случай, если дело одновременно рассматривается
и в суде, и в антимонопольном органе, Пленум ВАС РФ
в том же Постановлении рекомендовал судам откладывать разбирательство
до принятия решения антимонопольным органом, чтобы далее уже
на основе собранных доказательств вынести решение.
– Каким образом будет решаться вопрос
о коллективной ответственности нарушителей как солидарных ответчиков
по иску о возмещении убытков?
– Есть процессуальные вопросы, которые, возможно,
на определенном этапе нужно будет оговорить в законодательстве.
Правда, если судебная практика не даст по ним ориентиров.
Когда речь идет о картеле, должна быть, на мой
взгляд, солидарная ответственность каждого из участников картельного
сговора при возмещении убытков, причиненных таким антиконкурентным
соглашением. Если на практике ответчики станут прикрываться отсутствием
прямых договорных отношений с истцом, придется законодательно подправить
этот процессуальный момент.
Другая спорная ситуация – когда
производитель-нарушитель находится, условно говоря, на четыре ступени выше
пострадавшего лица. В таком случае, думаю, пострадавшему правильнее
предъявлять иск к тому, кто непосредственно совершил правонарушение,
и доказывать, что именно он надлежащий ответчик. Не исключаю, что
отсутствие прямых договорных отношений опять же может стать препятствием,
и тогда такую возможность предъявления иска нужно специально закрепить
на уровне закона.
– Минюст России подготовил законопроект о коллективных
исках 3. Если он
будет принят, как, на Ваш взгляд, это скажется на практике по делам
о взыскании убытков?
– Чтобы был существенный толчок, активизирующий
реализацию прав пострадавших возмещать убытки, необходимы более эффективные
процессуальные механизмы. В качестве таковых мы видим институт
коллективных исков. Благодаря ему экономическое и процессуальное
противостояние сторон по этой категории дел более или менее выровняется.
Такая инициатива выгодна и с процессуальной точки
зрения. Согласитесь, по нагрузке несопоставимы ситуации, когда подан один
иск по факту одного правонарушения с тысячью пострадавшими и когда,
соответственно, тысяча исков. Процессуально объемная для судебной системы тема
может быть реализована достаточно компактно.
Коллективные иски также важны с точки зрения
единообразия судебной практики: при определенном наборе доказательств
принимается общее решение о том, чтобы удовлетворить иск для всех
субъектов-истцов или отказать в удовлетворении, если оснований для взыскания
убытков не было.
– В текущей редакции законопроекта в перечне
правоотношений, к которым применимы коллективные иски, антимонопольная
сфера не указана.
– Мы направили свои замечания на этот законопроект,
с тем чтобы антимонопольные дела были включены в перечень категорий
дел, по которым могут подаваться коллективные иски. Сейчас в проекте
фактически открытый перечень, но мы предлагаем на уровне АПК РФ, ГПК РФ,
а возможно, и КАС РФ закрепить применимость таких исков в антимонопольной
сфере.
– Институт коллективных исков будет реализован в сфере
тарифного регулирования и закупок?
– В сфере тарифов не исключаем. Потребители
страдают и при неверном принятии тарифных решений. Возможно, мы
выступим с инициативой.
Что касается закупок, то, думаю, в подавляющем
большинстве случаев этот вопрос можно будет решить с помощью антимонопольного
регулирования. Статья 17 Закона о защите конкуренции позволяет
пострадавшим обратиться с иском в случае любых ограничений
конкуренции при организации торгов.
– Глава ФАС России, выступая на конференции
«Антимонопольное регулирование в России» газеты «Ведомости», сказал, что
ведомство начинает широкую кампанию по обучению утвержденной методике
определения размера убытков. Как и какими силами будет проходить обучение?
– Трудность определения размера убытков заключается и в сложных
экономических конструкциях, поэтому, конечно, популяризация методики и обучение
ей очень важны.
Активно транслировать подходы утвержденных разъяснений по убыткам,
обучать методикам, объяснять, делать их понятными будем на базе наших учебно-методических
центров в Казани и Москве. Планируем задействовать профильные
кафедры, которых у нас уже больше 50, площадки научно-методических советов
кафедр, чтобы и будущих юристов обучить. Кроме того, будут задействованы
площадки наших региональных семинаров-совещаний, куда приглашаются в том
числе судьи.
– Ждать ли новых разъяснений ФАС России по убыткам?
– Думаю, принятые документы – это первые шаги. Возможно,
в дальнейшем появятся и другие разъяснительные материалы. Если
предложенные механизмы не станут максимально эффективными, продолжим
работу в этом направлении и будем упрощать и детализировать их
на конкретных примерах и цифрах.
Самый эффективный механизм тот, что самый простой.
Интервью подготовила Оксана Бодрягина,
шеф-редактор журнала «Конкуренция и право»
1 Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции».
2 Постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.2008
№ 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи
с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства».
3 Проект федерального закона «О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части
урегулирования порядка рассмотрения коллективных исков» (ID проекта на портале regulation.gov.ru:
01/05/09-17/00073156).