Если
конкурент распространяет о вашей компании либо продукции ложные, неточные или
искаженные сведения, это может не только принести материальные убытки, но
и испортить деловую репутацию. Однако такие действия грозят как минимум
предупреждением, полученным от антимонопольной службы. В этом можно
убедиться на примере двух кейсов из практики УФАС по Республике
Татарстан.
Статьей
14.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите
конкуренции» (далее –
Закон о защите конкуренции) установлен запрет на дискредитацию,
то есть на распространение ложных, неточных или искаженных сведений,
которые могут причинить убытки другому хозяйствующему субъекту и (или)
нанести ущерб его деловой репутации.
Недобросовестные
компании используют дискредитацию, чтобы подорвать доверие потребителей и контрагентов
к конкуренту или его продукции и привлечь к собственному товару.
С этой целью они распространяют ненадлежащие сведения, к которым в том
числе относится неполная информация о конкуренте, его товарах и услугах.
Выявляя
подобные нарушения, антимонопольные органы в пределах своих полномочий
возбуждают и рассматривают дела, принимают решения, выдают предписания и предупреждения.
Примерами могут послужить предупреждения УФАС по Республике Татарстан
(далее –
Татарстанское УФАС) двум компаниям: ООО «Открытие» (далее – «Открытие») и ПАО «Мобильные
ТелеСистемы» (далее – МТС).
Введение в заблуждение
В Татарстанское
УФАС поступило обращение, в котором указывалось на неправомерные
действия «Открытия» (далее также –
Общество). Они выражались в использовании на упаковке товарного знака
Mätti указания «финский контроль качества» и «финские хлопья», что, по мнению
заявителя, вводит потребителей в заблуждение о месте происхождения
этой продукции.
Фактические
обстоятельства
Согласно
представленным компанией документам и пояснениям, ранее она сменила
наименование с ООО «ПАК ТАЙМ» на ООО «Открытие», о чем сделана
запись в ЕГРЮЛ.
Основной вид
деятельности «Открытия» –
производство пищевых продуктов. Общество выпускает порционные овсяные каши,
готовые завтраки (мюсли, кукурузные хлопья, шоколадные и медовые шарики), самостоятельно
фасует мюсли на своей производственной площадке, расположенной в Высокогорском
районе Республики Татарстан.
В мае 2016 г.
Общество заключило договор оказания услуг с финской компанией KLC Kymen
Laboratories Ltd.
Она занимается микробиологическими и химическими исследованиями продуктов
питания, производимых «Открытием», и тем самым подтверждает достоверность
указанного на упаковке обозначения «финский контроль качества». Наименование
Mätti используется на основании лицензионного договора от 12.01.2015,
заключенного с другой финской компанией – Top Hill Trading, владельцем товарного
знака Mätti.
По договору
поставки овсяные хлопья для производственных нужд «Открытие» закупает у ОАО
«Завод контрактного производства ПАК ТАЙМ». Однако, как стало известно
Татарстанскому УФАС, последнюю закупку хлопьев из-за границы завод осуществил
в марте 2015 г. у голландской компании Ravensbergen Food B.V. Информация
об иных поставках иностранного сырья отсутствует.
Из пояснений
«Открытия» следует, что финские хлопья входят только в состав мюсли и в производстве
других продуктов не используются. Тем не менее в результате мониторинга
сайта интернет-магазина Общества, где представлена его продуктовая линейка,
выяснилось, что на упаковках каш с товарным знаком Mätti содержится
указание «финские хлопья высшего качества». Более того, на сайте в каталоге
продукции отмечается: «выращены в экологически чистых районах Финляндии».
«Открытие»
также использует схожее с флагом Финляндии изображение на своих
упаковках, размещая его рядом с обозначениями «финский контроль качества»
и «финские хлопья». Поясняя этот факт, Общество заявило, что изображение
не является финским флагом.
Решение антимонопольного
органа
Татарстанское
УФАС пришло к выводу, что на упаковках продукции «Открытия»
содержатся обозначения (изображения), схожие с флагом Финляндии.
Обществу, поскольку
в его действиях обнаружены признаки нарушения Закона о защите
конкуренции, выдано предупреждение о необходимости прекратить указывать на упаковках
обозначение «финские хлопья» и размещать изображение, схожее с финским
флагом, и не вводить потребителей в заблуждение относительно
наличия поставляемых из Финляндии компонентов. Предупреждение антимонопольного органа исполнено в указанные сроки.
На что
следует обратить внимание
Введение
в заблуждение –
это следствие распространения не негативной информации, как при дискредитации,
а позитивной, касающейся деятельности самого распространителя и (или)
его товара. Однако, чтобы действия компании были признаны актом
недобросовестной конкуренции, эта информация должна не соответствовать
действительности.
Место производства может означать как страну, так и более узкий географический объект, на территории
которого был производен товар. Введение в заблуждение возможно как вследствие
ложных указаний о таком месте, так и вследствие использования
обозначений, ассоциирующихся у потребителей с каким-либо
географическим объектом. Например, цветовое сочетание, напоминающее флаг
страны.
Качество товара –
это совокупность его потребительских свойств. В свою очередь, под потребительским
свойством понимают такое свойство товара, которое проявляется в процессе
удовлетворения потребностей покупателя. Введение в заблуждение может выражаться
не только в создании ложного впечатления о том, что те или иные
свойства имеются, но и ложного представления о том, в какой степени
они проявляются.
Способ изготовления означает применяемые при производстве технологии, комплектующие материалы
и другие условия производства товара. Введение в заблуждение
относительно изготовителя тоже возможно как вследствие ложных указаний о происхождении
товара, так и вследствие использования обозначений, ассоциирующихся у потребителей
с другой компанией.
Перечень
обстоятельств, о которых потребитель может быть введен в заблуждение,
открытый.
Распространение недостоверной информации
В Татарстанское
УФАС поступило заявление о неправомерных действиях МТС, выразившихся в распространении
недостоверной информации об услугах и качестве интернет-связи и телевидения,
предоставляемых ПАО «Таттелеком» (Казань).
Фактические
обстоятельства
В
результате проведенного анализа установлено, что обе компании осуществляют аналогичный
вид деятельности –
реализуют услуги интернет-связи и телевидения на территории
Республики Татарстан, а значит, являются конкурентами. И МТС,
распространяя не соответствующую действительности информацию о товарах
(услугах) конкурента, может дискредитировать его деловую репутацию. При этом
распространяемые данные не имеют ссылки и подтверждения на официальные
технические испытания товара (услуги) ПАО «Таттелеком» (далее – «Таттелеком»).
Известный оператор
связи утверждал, что «Таттелеком», ПАО «Ростелеком» и АО «ЭР-Телеком Холдинг»
(Дом.ру) предоставляют услуги по воздушным и оптоволоконным линиям,
что приводит к плохому качеству сигнала, и только МТС пользуется подземными
линиями, поэтому погодные и иные факторы не влияют на подачу и качество
сигнала. Между тем ранее Татарстанское УФАС установило, что у «Таттелекома»
также есть подземные линии связи.
Кроме того, МТС
сообщала о повышении конкурентом тарифов на услуги интернет-связи и телевидения.
Эта информация не была достоверной, впоследствии не подтвердилась, однако
с ее помощью компания дискредитировала и наносила ущерб деловой
репутации «Таттелекома».
Решение
антимонопольного органа
Татарстанское
УФАС пришло к выводу, что в результате «Таттелекому» причинен (может
быть причинен) материальный вред в виде потери клиентов и негативного
восприятия товаров (услуг). Распространяемая МТС информация содержит признаки
неточности, искаженности и ложности, вводит (может ввести) потребителей в заблуждение,
создает некорректное, неверное и негативное отношение к товару
(услуге), предоставляемой и реализуемой «Таттелекомом», в том числе к его
качеству, потребительским свойствам, а также дискредитирует и производит
некорректное сравнение товаров (услуг).
В связи с наличием
в действиях МТС признаков нарушения п. 1 ст. 14.1 и п. 1–3
ст. 14.3 Закона о защите конкуренции, выразившихся в распространении
недостоверных сведений, Татарстанское УФАС на основании ст. 39.1 этого
Закона предупредило компанию о необходимости прекратить распространение
информации, порочащей честь и деловую репутацию «Таттелекома».
Предупреждение исполнено в установленные сроки.
На что
следует обратить внимание
Не любое
распространение не соответствующих действительности сведений, дискредитирующих
другую компанию, признается актом недобросовестной конкуренции, а лишь
такое, которое непосредственно может предоставить компании преимущества перед конкурентами
и причинить им вред.
Эта форма
недобросовестной конкуренции имеет три признака:
― распространение информации;
― ее недостоверность (ложность,
неточность, искаженность);
― причинение вреда (нанесение ущерба
деловой репутации).
Распространение информации – это любые действия, в результате
которых информация стала известна третьим лицам (или хотя бы одному
из них). Способ распространения не имеет значения: это может быть
публичное выступление, интервью в СМИ, деловое письмо.
Ложность означает полное несоответствие информации действительному положению дел.
Искаженность –
интерпретация хозяйствующим субъектом информации о существующем или
состоявшемся факте, действии, событии применительно к конкуренту в такой
форме, которая повлечет ее неверное, негативное восприятие третьими лицами,
включая потребителей.
Неточность –
распространение хозяйствующим субъектом информации о конкуренте не в полном
объеме, что не позволяет всесторонне ее воспринять, получить исчерпывающе
верное представление об излагаемом факте, действии или событии.
Распространение
информации, снижающей уровень доверия к конкуренту, но являющейся
достоверной, не относится к данной форме недобросовестной
конкуренции.
Игорь
Павлов,
заместитель
руководителя УФАС по Республике Татарстан