Новости

ФАС России выдвинула требования к сделке на фармрынке
03 августа 2021 г.
Малый бизнес проверят на аффилированность с крупнейшими заказчиками
03 августа 2021 г.
Кассация подтвердила антиконкурентное соглашение в Подмосковье
03 августа 2021 г.
Суд округа признал ничтожным дорожный контракт в Челябинской области на полмиллиарда рублей
03 августа 2021 г.
Hamilton Medical AG подозревают в незаконной координации экономической деятельности на рынке поставок ИВЛ
03 августа 2021 г.
Минстрой России разработал механизм изменения госконтрактов из-за роста цен
18 марта 2021 г.
ФАС России выдала предписание по сделке Мосэнерго и Русэнергосбыта
03 августа 2021 г.
ЕЭК рассказала об изменениях в Методике расчета и порядке наложения штрафов за нарушения общих правил конкуренции на трансграничных рынках
24 ноября 2020 г.
ФАС России разъяснила вопросы дерегулирования цен на ряд услуг в портах
24 ноября 2020 г.
ComparetheMarket оштрафована на 17,9 млн фунтов стерлингов за установление паритета цен
19 ноября 2020 г.
Еще      Все новости
 Самое читаемое

Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 37931
Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
Количество просмотров 19877
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 19048
Сравнительная реклама в российском законодательстве
Количество просмотров 16783
Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
Количество просмотров 16742
Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 37931
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 19048
 Обзоры

 Анонcы

7-я практическая конференция «Управление юридическими рисками: статус 2020»
12–13 ноября 2020 г. пройдет 6-я практическая конференция «Управление юридическими рисками: статус 2020». Организатор – компания «Диалог Менеджмент Партнерс».!!!
Полный текст
Международная конференция Суда ЕАЭС «Новые вызовы интеграции ЕАЭС: правовое измерение»
25–27 ноября 2020 г. состоится ежегодная международная конференция Суда Евразийского экономического союза «Новые вызовы интеграции ЕАЭС: правовое измерение».
Полный текст
Тестовый анонс
Добро пожаловать в Ангарск!
Полный текст



О журнале Экспертный совет Архив Авторам Контакты
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Главная /  Аналитика /  Недобросовестная конкуренция в отношении...
Недобросовестная конкуренция в отношении общеизвестных товарных знаков

Опубликовано в журнале «Конкуренция и право» № 6, 2016 г.


Необходимое условие полноценного перехода к рыночной экономической системе – это конкуренция. Но она не всегда бывает добросовестной, а значит, есть потребность в развитом антимонопольном законодательстве и тщательном регулировании поведения субъектов в конкурентной среде. В XXI в. особенно остро стоит проблема защиты интеллектуальной собственности от недобросовестной конкуренции. Это касается прежде всего товарных знаков и фирменных наименований. В связи с быстрым развитием информационных технологий повышается актуальность вопроса об их эффективной правовой защите как во всем мире, так и в России.

 

Общеизвестный товарный знак появляется в условиях широкого признания на рынке. Кто из нас не знает продукции компаний Coca-Cola, Starbucks или Mercedes? Под общеизвестностью понимается большая известность обозначения товаров кругу их потребителей. Однако вместе с известностью товарные знаки получают коммерческую привлекательность, что и создает риск недобросовестной конкуренции. Признание товарного знака общеизвестным предполагает повышенный уровень его защиты. Это обусловлено, с одной стороны, необходимостью контролировать соблюдение конкурентного баланса на рынке, а с другой – защитой интересов потребителей от введения их в заблуждение (что особо подчеркивается в п. B ст. 6-quinquies Парижской конвенции[1]).

 

Определения понятий 

Недобросовестная конкуренция в отношении общеизвестных товарных знаков хорошо исследована за рубежом.

Во французском праве ее дефиниция сформулирована известными учеными-правоведами (Х. Деже, И. Сен-Галь). И. Сен-Галь, в частности, дал определение недобросовестной конкуренции, ввел концепцию паразитизма, разделяя его на два вида: характеризующийся незаконным присвоением доходов от использования чужой продукции и характеризующийся незаконным извлечением выгоды из чужой репутации.

В американском праве существуют понятия дилюции (dilution) и смешения (confusion), касающиеся разных аспектов недобросовестной конкуренции. Р. Коллман выделяет[2] две группы случаев нарушения прав на товарные знаки: связанные с конкуренцией и не связанные с нею. В судебной практике и законодательстве США закреплен глубоко проработанный подход к проблеме защиты общеизвестного товарного знака[3].

Определение дилюции дается в Federal Trademark Dilution Act[4]. Применительно к общеизвестным товарным знакам следует говорить о двух видах дилюции. Во-первых, это так называемое dilution by tarnishment, или «порочащее ослабление». Оно предполагает, что у потребителя возникает определенная ассоциация, вытекающая из схожести товарного знака с общеизвестным, которая наносит вред репутации последнего. Во-вторых, это dilution by blurring, или «ослабление путем размывания», которое предполагает, что у потребителя возникает ассоциация, вытекающая из схожести товарного знака с общеизвестным, которая значительно ослабляет своеобразие знаменитого знака.

В свою очередь, смешение (confusion) можно определить как случаи регистрации товарного знака, сходного с тем, что был зарегистрирован раньше. Использование такого знака вводит потребителя в заблуждение относительно источника происхождения товаров. Более детальное определение смешения, а также критерии его возникновения даны в делах Dranoff-Perlstein Assocs. v. Sklar[5] и A&h Sportswear, Inc. v. Victoria's Secret Stores, Inc.[7]. В последнем споре Апелляционный суд США постановил, что доказывать степени возможного смешения или ошибки необязательно, если в результате регистрации сходного товарного знака появляется сама возможность совпадения обозначений.

 

Опасности дилюции 

Дилюция опаснее смешения, поскольку наносит больший урон и к тому же имеет направленный характер. В этом случае компания, владеющая оригинальным товарным знаком, теряет клиентов, а следовательно, и материальную выгоду, ее репутации и рекламной ценности товарного знака может быть нанесен ущерб.

Ярким примером dilution by tarnishment служит дело Moseley v. V Secret Catalogue, Inc.[8], в котором суд пришел к выводу, что репутация общеизвестного товарного знака является запятнанной, когда он семантически связан с новым товарным знаком, используемым для продажи интимных товаров.

Случай порочащего ослабления можно найти в деле Chemical Corp. of America v. Anheuser-Busch, Inc.[9] Предполагается, что потребитель видит разницу между ядом для насекомых и напитком, однако суды решили, что данная реклама могла бы вызвать у потенциальных покупателей подсознательную ассоциацию яда для насекомых с пивом.

Можно привести и другие примеры дилюции. Французская судебная практика признала пародии особым случаем нарушения прав на товарные знаки, что логично: пародия по сути сходна с дилюцией (а именно с порочащим ослаблением), она так же наносит ущерб репутации компании. В деле One Tel v. Nicolas M, 2000, суд вынес решение в пользу истца – широко известной во Франции компании, признавая нарушением права на товарный знак использование и регистрацию одного товарного знака, который фактически пародирует другой.

Классическим примером размывания (dilution by blurring) можно назвать дело Tiffany & Co. v. Tiffany Productions[10]. Сторона истца ссылалась на тот факт, что использование в кинофильмах ответчика имени и обозначения Tiffany вызвало путаницу и заставило людей поверить, что истец был каким-либо образом связан с компанией ответчика.

Очень часто в зарубежной судебной практике апеллируют именно к урону, нанесенному репутации компании (goodwill) и рекламной ценности товарного знака. Возмещение материального ущерба в таких спорах – это по большей части второстепенный фактор. Так, в деле Starbucks Corp. v. Wolfe’s Borough Coffee, Inc.[11]истец утверждал, что репутации его компании был нанесен ущерб из-за использования ответчиком в названии одного из сортов своего кофе слова Charbucks, созвучного названию компании Starbucks. Здесь видится ослабление общеизвестного товарного знака путем размывания.

 

Опасности смешения 

Смешение – второй распространенный вид нарушения права на общеизвестный товарный знак. Обычно говорят о смешении товаров: покупатель, надеясь приобрести определенный товар, принимает один продукт за другой. Но приобретенный продукт нередко страдает низким качеством, что плохо сказывается на репутации правообладателя товарного знака.

В деле McDonald’s Corp. v. MacJoy Fastfood Corp.[12] суд подчеркнул, что существенными элементами смешения как особого вида нарушения прав на товарный знак являются (1) вводящее в заблуждение сходство в общем внешнем виде товара и (2) намерение обмануть потребителей и конкурента. В данном случае ответчик использовал помимо сходного названия продукта питания слоган на упаковках, сходный с тем, что заявитель размещал на своих коробках.

Еще один случай – смешение с промышленной или торговой деятельностью конкурента. Нарушение права видится в сходстве между продукциями истца и ответчика, на основании которого можно сделать ошибочный вывод, что компания истца каким-либо образом связана с производством данных товаров. Широко известным здесь является дело Colorado National Co. v. Colorado Nat. Bank of Denver[13].

 

Проблемы в российском правопримении и пути их решения 

Одни ученые и юристы-практики утверждают, что недобросовестной конкуренции в отношении общеизвестного товарного знака не существует. Другие занимают противоположную позицию. Кто же из них прав?

Из анализа судебной практики можно сделать следующие выводы.

Во-первых, недобросовестная конкуренция применительно к товарным знакам понимается за рубежом значительно шире, чем в России[14], а понятия дилюции в законодательстве РФ вовсе нет. Во-вторых, следует отметить особенность объекта охраны от нарушения права. Зарубежное регулирование отдает предпочтение судебной защите имиджа, репутации компании и рекламной ценности товарного знака. В частности, Верховный суд Канады в решении по делу Veuve Clicquot Ponsardin v. Boutiques Cliquot подчеркнул, что использование ответчиком сходных обозначений значительно снижает ценность деловой репутации компании[15].

Российская судебная практика не может похвастаться большим количеством дел, связанных с недобросовестной конкуренцией в отношении общеизвестных товарных знаков. В основном это случаи смешения. К примеру, в споре Vasheron & Сonstantin и «Тессир Партнерс ЛТД» Президиум ВАС РФ признал действия ответчика актом недобросовестной конкуренции и указал на недопустимость недобросовестного использования экономических преимуществ истца и его известности среди потребителей[16]. Еще один пример смешения можно найти в рассмотренном Президиумом ВАС РФ деле по иску ОАО «Московская кондитерская фабрика «Красный Октябрь» к ЗАО «Кондитерская фабрика «Славянка»[17]. Российский правоприменитель развил эту линию в Постановлении Президиума ВАС РФ по делу ИП Ельчищева В.В. и ООО «Владлайн»[18].

Некоторые российские исследователи считают дискуссионной возможность признания актом недобросовестной конкуренции действий хозяйствующего субъекта по реализации товаров с размещением на них обозначений, сходных до степени смешения с общеизвестным товарным знаком. Так, Д.А. Гаврилов анализируя ситуацию на рынке трикотажных изделий, пишет о сомнительности наличия конкурентных отношений между хозяйствующими субъектами[19].

Положение о том, что в отношении общеизвестных товарных знаков не может существовать недобросовестной конкуренции, на наш взгляд, не соответствует действительности. Общеизвестный товарный знак – это средство индивидуализации, в силу определенных обстоятельств широко известное публике. В отношении него случаи смешения и особенно размывания даже более критичны. Некачественные товары, которые выпускает конкурирующая компания, легко могут испортить репутацию производителя, но главное – это приводит к снижению потребления конкретных товаров и, как следствие, к уменьшению прибыли компании.

Кроме того, в российской практике часто происходит подмена одних понятий другими. На теоретическом уровне выделяется множество видов недобросовестной конкуренции, никак не структурированных. В результате возникает путаница в понятиях «смешение» и «размывание» (последнее, по сути, представляет собой дилюцию). Это можно объяснить разницей в этапах экономического развития, ведь интеллектуальное право тесно связано с развитием не только социума, но и производительных сил.

На наш взгляд, целесообразно было бы принять точку зрения американских коллег, но при этом учесть слабость законодательного регулирования этого вопроса в России в рамках интеллектуального и конкурентного права. Одно из возможных вариантов решения проблемы – закрепление в нормативно-правовых актах общего и специального характера дефиниций размывания и смешения с общеизвестным товарным знаком, а также ответственности за такого рода недобросовестную конкуренцию. Дополнительная конкретизация позволит сделать защиту интересов правообладателей более эффективной, а также внесет ясность в правовую трактовку этих понятий.

Общеизвестный товарный знак – неотъемлемая часть современной системы интеллектуального права. Для защиты правообладателей от недобросовестной конкуренции должны быть предусмотрены действенные средства в национальном законодательстве и международных соглашениях. Можно надеяться, что с развитием релевантных положений интеллектуального и конкурентного права проблема в конце концов будет устранена.

 

Вероника Сокур,

студентка юридического факультета 

МГУ им. М.В. Ломоносова



[1]В частности, утверждается, что товарный знак может быть лишен охраны, если он вводит в заблуждение общественность. См.: Конвенция по охране промышленной собственности (заключена в Париже 20 марта 1883 г.).

[2]Callman R.Trademark Infringement and Unfair Competition. URL: http://scholarship.law.duke.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=2403&context=lcp.

[3]Ralph S. Brown Jr. Advertising and the Public Interest: Legal Protection of Trade Symbols // YALE L. J. 1948. Vol. 57. URL: http://digitalcommons.law.yale.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=3707&context=fss_papers.

[4]FederalTrademarkDilutionAct 1995 (FTDA), 15 USC 15 § 1125: «Признается дилюцией (dilution) такое действие, которое приводит к ослаблению или невозможности идентификации и снижению различительной способности товаров или услуг независимо от наличия или отсутствия конкуренции между владельцем общеизвестного товарного знака и другими сторонами».

[5]Dranoff-Perlstein Assocs. v. Sklar, 967 F.2d 852, 862 (3d Cir. 1992).

[6]A&h Sportswear, Inc.; Mainstream Swimsuits, Inc. v. Victoria's Secret Stores, Inc.; Victoria's Secret Catalogue, Inc., 237 F.3d 198 (3d Cir. 2000).

[7]Coca-Cola Co. v. Clay, 324 F.2d 198 (C.C.P.A. 1963).

[8]Moseley v. V Secret Catalogue, Inc., (01-1015) 537 U.S. 418 (2003) 259 F.3d 464.

[9]Chemical Corporation of America v. Anheuser-busch, Incorporated, 306 F.2d 433 (5th Cir. 1962).

[10]Tiffany & Co. v. Tiffany Productions, 264 N. Y. Supp. 459 (1932), aff'd, 237 App. Div. 8os, 260 N. Y. Supp. 821 (1932), af'd, 262 N. Y. 482, 188 N. E. 30 (1933).

[11]Starbucks Corp. v. Wolfe's Borough Coffee, Inc., № 12-364 (2d Cir. 2013).

[12]McDonald’s Corp. v. MacJoy Fastfood Corp. G.R., № 166115, 1st Div., Dec., February 2, 2007.

[13]Colorado National Co. v. Colorado Nat. Bank of Denver, 95 Colo. 386, 389, 36 P. 2d 454 (1934)

[14] Так, в Федеральном законе от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» четко отграничиваются только случаи смешения (ст. 14.6).

[15]Veuve Clicquot Ponsardin v. Boutiques Cliquot, Ltee., (2006) 1 S.C.R. 824 (Can.) SCC 23.

[16] См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 24 апреля 2012 г. № 16912/11 по делу № А40-73286/10-143-625.

[17] См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 27 сентября 2011 г. № 3602/11 по делу № А08-8099/2009-30.

[18] См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 23 апреля 2013 г. № 14186/12 по делу № А51-11170/2011.

[19] См.: Гаврилов Д.А. Пресечение актов недобросовестной конкуренции в сфере исключительных прав // Предпринимательское право. 2010. № 4.


29 декабря 2016 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.











 Опрос

Какие принятые в 2021 г. законодательные инициативы, по Вашему мнению, наиболее значимы для развития конкуренции в РФ?

  
  
  
  
  
  
  
      





 



 
При любом использовании материалов сайта www.cljournal.ru указание на источник и гиперссылка обязательны.