Новости

ФАС России выдвинула требования к сделке на фармрынке
03 августа 2021 г.
Малый бизнес проверят на аффилированность с крупнейшими заказчиками
03 августа 2021 г.
Кассация подтвердила антиконкурентное соглашение в Подмосковье
03 августа 2021 г.
Суд округа признал ничтожным дорожный контракт в Челябинской области на полмиллиарда рублей
03 августа 2021 г.
Hamilton Medical AG подозревают в незаконной координации экономической деятельности на рынке поставок ИВЛ
03 августа 2021 г.
Минстрой России разработал механизм изменения госконтрактов из-за роста цен
18 марта 2021 г.
ФАС России выдала предписание по сделке Мосэнерго и Русэнергосбыта
03 августа 2021 г.
ЕЭК рассказала об изменениях в Методике расчета и порядке наложения штрафов за нарушения общих правил конкуренции на трансграничных рынках
24 ноября 2020 г.
ФАС России разъяснила вопросы дерегулирования цен на ряд услуг в портах
24 ноября 2020 г.
ComparetheMarket оштрафована на 17,9 млн фунтов стерлингов за установление паритета цен
19 ноября 2020 г.
Еще      Все новости
 Самое читаемое

Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 37931
Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
Количество просмотров 19877
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 19048
Сравнительная реклама в российском законодательстве
Количество просмотров 16782
Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
Количество просмотров 16742
Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 37931
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 19048
 Обзоры

 Анонcы

7-я практическая конференция «Управление юридическими рисками: статус 2020»
12–13 ноября 2020 г. пройдет 6-я практическая конференция «Управление юридическими рисками: статус 2020». Организатор – компания «Диалог Менеджмент Партнерс».!!!
Полный текст
Международная конференция Суда ЕАЭС «Новые вызовы интеграции ЕАЭС: правовое измерение»
25–27 ноября 2020 г. состоится ежегодная международная конференция Суда Евразийского экономического союза «Новые вызовы интеграции ЕАЭС: правовое измерение».
Полный текст
Тестовый анонс
Добро пожаловать в Ангарск!
Полный текст



О журнале Экспертный совет Архив Авторам Контакты
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Главная /  Аналитика /  Реклама микрофинансовых организаций
Реклама микрофинансовых организаций

Столь распространенные микрофинансовые организации, которые выдают «быстрые деньги», могут быть привлечены к ответственности за нарушения законодательства о рекламе. Автор статьи, исходя из практики Санкт-Петербургского УФАС, рассказывает, в каких именно случаях реклама организаций, выдающих микрокредиты, считается незаконной и каков порядок обращения в антимонопольный орган с письменными заявлениями о подобных нарушениях.

 

У каждой станции метро, во всех людных местах мы обязательно увидим вывески «До зарплаты», «Твои деньги», «Росденьги», «Заначка», «Деньга», зазывающие в микрофинансовые организации.

Микрофинансовая организация (далее также – МФО) – это юридическое лицо, которое осуществляет микрофинансовую деятельность и сведения о котором внесены в государственный реестр микрофинансовых организаций (далее – реестр)[1].

Многие ли пользуются их услугами?

В Москве и Санкт-Петербурге доля взрослых, бравших кредиты (займы) в МФО, составляет 1,6% в год. Это примерно 80 тыс. человек. В городах-миллионниках – 3,9%, в иных городах – 2,8%. Больше всего займов брали сельские жители – 4,5%.

Займами в подобных организациях чаще пользуются люди с плохим материальным положением (по собственным оценкам, «не всегда хватает денег даже на еду») – с доходом менее 3000 руб. в месяц на человека.

Нередко в МФО обращаются субъекты малого и среднего предпринимательства. В Северо-Западном федеральном округе 20,3% из них получали деньги под проценты.

Самая незащищенная часть населения – это пенсионеры, временно неработающие или безработные граждане, люди с низкими доходами, которые фактически не могут разумно оценить свои экономические возможности, чтобы вернуть заемные средства.

В условиях широкой доступности информации, в том числе касающейся финансовой грамотности, многие все-таки идут в микрофинансовые организации, забывая, что деньги придется отдавать с процентами, на первый взгляд небольшими – 1% в день, 2% и т. д. Но если взимается 1% в день, то за год набегает 365%. Это простая арифметика, и все же и физические, и юридические лица оформляют кредиты и займы на кабальных условиях, не понимая последствий таких сделок.

На решение граждан и организаций об обращении в МФО влияет в том числе реклама подобных услуг.

 

Незаконное размещение рекламных конструкций 

В Санкт-Петербургское УФАС довольно часто поступают обращения граждан на незаконную, по их мнению, рекламу МФО. При этом бóльшая часть обращений не относится к рекламе, поскольку это вывески, которые размещаются над входом в помещение такой организации.

Незаконно установленные рекламные конструкции, объекты для размещения информации (например, щиты), консольные и настенные вывески, световые коробы, кронштейны не относятся к рекламе. Эту деятельность контролирует Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Городская реклама и информация» (далее – ГКУ).

Если выявлены подобные конструкции, их владельцу выносится предписания о демонтаже.

В случае если владелец не исполнил предписание в течение месяца со дня его получения, рекламная конструкция может быть принудительно демонтирована в соответствии с требованиями ст. 19 Закона о рекламе[2].

ГКУ направляет материалы в Центр организации применения административного законодательства Главного управления МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области для привлечения владельца к административной ответственности.

По факту нарушения владелец может быть привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 18 Закона Санкт-Петербурга от 31 мая 2010 г. № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге».

Незаконное размещение рекламы МФО на фасадах многоквартирных домов относится к общему имуществу дома.

Согласно ст. 39 ЖК РФ и Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме[3]обязанность по надлежащему содержанию такого имущества возлагается на собственников помещений.

В соответствии с п. 3.4.64 Положения об администрации района[4]контроль за соблюдением законодательства о благоустройстве относится к компетенции администраций районов Санкт-Петербурга.

 

Практика УФАС 

Вернемся к рекламе микрофинансовых организаций.

Реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке[5].

МФО не чуждаются распространения рекламы своих услуг и с помощью SMS.

Так, Санкт-Петербургское УФАС в 2016 г. рассмотрело дело, когда МФО распространяла таким образом рекламу следующего содержания: «Мы вам верим! И денег дадим! 70 000 р. За звонок! Деньги будут 88005554464». В этом тексте антимонопольный орган усмотрел нарушение Закона о рекламе, так как отсутствовала существенная информация об условиях предоставления кредита. В частности, организация выдавала кредит только людям, достигшим 21 года, с определенным материальным положением (нарушение ч. 7 ст. 5 Закона), не было и наименования юридического лица, которое оказывает финансовые услуги (нарушение ч. 1 ст. 28). Компания была привлечена к административной ответственности.

Недавно Комиссия Санкт-Петербургского УФАС признала нарушение ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе в действиях другой МФО, которая разместила на фасаде дома рекламу микрозаймов «Заначка. Магазин денег. Деньги наличными на любой срок». Причем была рассмотрена именно реклама, а не рекламная конструкция на фасаде дома. Размещение рекламной конструкции, как уже отмечалось, контролируется администрацией районов.

В сентябре 2016 г. был выявлен факт незаконной рекламы ООО «Сити Трейд», размещенной в газете. Речь идет о рекламе займов под заголовком «Куда вложить сбережения под большие проценты?..». Санкт-Петербургское УФАС установило, что у организации нет права на привлечение денежных средств населения, в том числе посредством заключения договоров займа. В реестре информации о наличии у этого Общества статуса микрофинансовой организации не содержится. Обществу было предписано снять ненадлежащую рекламу во всех источниках ее распространения.

 

Ликбез для жалобы 

Упорство, с каким некоторые МФО продолжают нарушать закон, лишний раз свидетельствует о недобросовестности этих кредитных институтов.

Обнаружив ненадлежащую, по вашему мнению, рекламу микрофинансовых организаций, вы вправе обратиться с письменным заявлением в антимонопольный орган[6].

К сожалению, в большинстве случаев в обращениях отсутствует информация, необходимая для установления признаков нарушения Закона о рекламе.

В заявлении обязательно должно быть указано: 

  • фамилия, имя, отчество и адрес места жительства заявителя;
  • наименование организации, в действиях которой заявитель видит признаки нарушения законодательства, и место осуществления его деятельности;
  • существо предполагаемого нарушения законодательства о рекламе. 

Требуется описать факты, свидетельствующие о наличии признаков нарушения, сообщить о способе, времени и месте размещения рекламы с указанием точного адреса.

Кроме того, к заявлению должно быть приложено изображение рекламы с фотофиксацией прилегающей территории и иные документы, имеющие значение для рассмотрения обращения. Вся текстовая и изобразительная информация должна быть читаема, в противном случае антимонопольный орган не сможет сделать вывод о наличии или отсутствии признаков нарушения.

Если не представлены необходимые документы, информация, позволяющие сделать обоснованный вывод о наличии либо отсутствии признаков нарушения Закона о рекламе, антимонопольный орган вправе отказать в рассмотрении заявления.

 

Вячеслав Тукаев,

заместитель руководителя

Санкт-Петербургского УФАС России



[1] См.: Федеральный закон от 2 июля 2010 г. № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».

[2] Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее также – Закон).

[3] Утв. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2008 г. № 491.

[4] Утв. Постановлением правительства Санкт-Петербурга от 26 августа 2008 г. № 1078.

[5] См.: ст. 3 Закона о рекламе.

[6] Разъяснения, как правильно составить заявление, даны на сайте Санкт-Петербургского УФАС – URL: http://spb.fas.gov.ru/news/9950. В письменном виде обращение можно направить по факсу: 8 (812) 313-04-15. Обращение также может быть направлено по электронной почте (to78@fas.gov.ru) или Почтой России по адресу: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, Федеральная антимонопольная служба по Санкт-Петербургу.


28 ноября 2016 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.











 Опрос

Какие принятые в 2021 г. законодательные инициативы, по Вашему мнению, наиболее значимы для развития конкуренции в РФ?

  
  
  
  
  
  
  
      





 



 
При любом использовании материалов сайта www.cljournal.ru указание на источник и гиперссылка обязательны.