Столь распространенные микрофинансовые организации, которые
выдают «быстрые деньги», могут быть привлечены к ответственности
за нарушения законодательства о рекламе. Автор статьи, исходя
из практики Санкт-Петербургского УФАС, рассказывает, в каких именно
случаях реклама организаций, выдающих микрокредиты, считается незаконной
и каков порядок обращения в антимонопольный орган с письменными
заявлениями о подобных нарушениях.
У каждой станции метро, во всех людных местах мы
обязательно увидим вывески «До зарплаты», «Твои деньги», «Росденьги», «Заначка»,
«Деньга», зазывающие в микрофинансовые организации.
Микрофинансовая организация (далее также – МФО) –
это юридическое лицо, которое осуществляет микрофинансовую деятельность и сведения
о котором внесены в государственный реестр микрофинансовых
организаций (далее – реестр)[1].
Многие ли пользуются их услугами?
В Москве и Санкт-Петербурге доля взрослых, бравших
кредиты (займы) в МФО, составляет 1,6% в год. Это примерно 80 тыс.
человек. В городах-миллионниках – 3,9%, в иных городах –
2,8%. Больше всего займов брали сельские жители – 4,5%.
Займами в подобных организациях чаще пользуются люди с плохим
материальным положением (по собственным оценкам, «не всегда хватает
денег даже на еду») – с доходом менее 3000 руб. в месяц на человека.
Нередко в МФО обращаются субъекты малого и среднего
предпринимательства. В Северо-Западном федеральном округе 20,3% из них
получали деньги под проценты.
Самая незащищенная часть населения – это пенсионеры,
временно неработающие или безработные граждане, люди с низкими доходами,
которые фактически не могут разумно оценить свои экономические возможности,
чтобы вернуть заемные средства.
В условиях широкой доступности информации, в том
числе касающейся финансовой грамотности, многие все-таки идут в микрофинансовые
организации, забывая, что деньги придется отдавать с процентами,
на первый взгляд небольшими – 1% в день, 2% и т. д. Но если
взимается 1% в день, то за год набегает 365%. Это простая
арифметика, и все же и физические, и юридические лица оформляют
кредиты и займы на кабальных условиях, не понимая последствий таких
сделок.
На решение граждан и организаций об обращении
в МФО влияет в том числе реклама подобных услуг.
Незаконное размещение рекламных конструкций
В Санкт-Петербургское УФАС довольно часто поступают
обращения граждан на незаконную, по их мнению, рекламу МФО. При этом
бóльшая часть обращений не относится к рекламе, поскольку это
вывески, которые размещаются над входом в помещение такой организации.
Незаконно установленные рекламные конструкции, объекты для размещения
информации (например, щиты), консольные и настенные вывески, световые
коробы, кронштейны не относятся к рекламе. Эту деятельность
контролирует Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Городская
реклама и информация» (далее – ГКУ).
Если выявлены подобные конструкции, их владельцу выносится
предписания о демонтаже.
В случае если владелец не исполнил предписание в течение
месяца со дня его получения, рекламная конструкция может быть принудительно
демонтирована в соответствии с требованиями ст. 19 Закона
о рекламе[2].
ГКУ направляет материалы в Центр организации применения
административного законодательства Главного управления МВД по Санкт-Петербургу
и Ленинградской области для привлечения владельца к административной
ответственности.
По факту нарушения владелец может быть привлечен к административной
ответственности по ч. 2 ст. 18 Закона Санкт-Петербурга от 31 мая
2010 г. № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге».
Незаконное размещение рекламы МФО на фасадах
многоквартирных домов относится к общему имуществу дома.
Согласно ст. 39 ЖК РФ и Правилам содержания
общего имущества в многоквартирном доме[3]обязанность по надлежащему содержанию такого имущества возлагается на собственников
помещений.
В соответствии с п. 3.4.64 Положения об администрации
района[4]контроль за соблюдением законодательства о благоустройстве относится
к компетенции администраций районов Санкт-Петербурга.
Практика УФАС
Вернемся к рекламе микрофинансовых организаций.
Реклама – это информация, распространенная любым
способом, в любой форме и с использованием любых средств,
адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение
внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание
интереса к нему и его продвижение на рынке[5].
МФО не чуждаются распространения рекламы своих услуг и с помощью
SMS.
Так, Санкт-Петербургское УФАС в 2016 г. рассмотрело
дело, когда МФО распространяла таким образом рекламу следующего содержания: «Мы
вам верим! И денег дадим! 70 000 р. За звонок! Деньги будут
88005554464». В этом тексте антимонопольный орган усмотрел нарушение Закона
о рекламе, так как отсутствовала существенная информация об условиях предоставления
кредита. В частности, организация выдавала кредит только людям, достигшим
21 года, с определенным материальным положением (нарушение ч. 7
ст. 5 Закона), не было и наименования юридического лица, которое
оказывает финансовые услуги (нарушение ч. 1 ст. 28). Компания была
привлечена к административной ответственности.
Недавно Комиссия Санкт-Петербургского УФАС признала
нарушение ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе в действиях другой
МФО, которая разместила на фасаде дома рекламу микрозаймов «Заначка.
Магазин денег. Деньги наличными на любой срок». Причем была рассмотрена
именно реклама, а не рекламная конструкция на фасаде дома. Размещение
рекламной конструкции, как уже отмечалось, контролируется администрацией
районов.
В сентябре 2016 г. был выявлен факт незаконной рекламы ООО
«Сити Трейд», размещенной в газете. Речь идет о рекламе займов под заголовком
«Куда вложить сбережения под большие проценты?..». Санкт-Петербургское
УФАС установило, что у организации нет права на привлечение денежных
средств населения, в том числе посредством заключения договоров займа. В реестре
информации о наличии у этого Общества статуса микрофинансовой
организации не содержится. Обществу было предписано снять ненадлежащую
рекламу во всех источниках ее распространения.
Ликбез для жалобы
Упорство, с каким некоторые МФО продолжают нарушать
закон, лишний раз свидетельствует о недобросовестности этих кредитных
институтов.
Обнаружив ненадлежащую, по вашему мнению, рекламу микрофинансовых
организаций, вы вправе обратиться с письменным заявлением в антимонопольный
орган[6].
К сожалению, в большинстве случаев в обращениях
отсутствует информация, необходимая для установления признаков нарушения
Закона о рекламе.
В заявлении обязательно должно быть указано:
- фамилия, имя, отчество и адрес места жительства
заявителя;
- наименование организации, в действиях которой заявитель
видит признаки нарушения законодательства, и место осуществления его
деятельности;
- существо предполагаемого нарушения законодательства о рекламе.
Требуется описать факты, свидетельствующие о наличии
признаков нарушения, сообщить о способе, времени и месте размещения
рекламы с указанием точного адреса.
Кроме того, к заявлению должно быть приложено
изображение рекламы с фотофиксацией прилегающей территории и иные
документы, имеющие значение для рассмотрения обращения. Вся текстовая и изобразительная
информация должна быть читаема, в противном случае антимонопольный орган
не сможет сделать вывод о наличии или отсутствии признаков
нарушения.
Если не представлены необходимые документы, информация,
позволяющие сделать обоснованный вывод о наличии либо отсутствии
признаков нарушения Закона о рекламе, антимонопольный орган вправе
отказать в рассмотрении заявления.
Вячеслав Тукаев,
заместитель руководителя
Санкт-Петербургского УФАС России
[1] См.: Федеральный закон
от 2 июля 2010 г. № 151-ФЗ «О микрофинансовой
деятельности и микрофинансовых организациях».
[2] Федеральный закон
от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее
также – Закон).
[3] Утв. Постановлением
Правительства РФ от 13 августа 2008 г. № 491.
[4] Утв. Постановлением правительства
Санкт-Петербурга от 26 августа 2008 г. № 1078.
[5] См.: ст. 3 Закона о рекламе.
[6] Разъяснения, как правильно составить
заявление, даны на сайте Санкт-Петербургского УФАС – URL: http://spb.fas.gov.ru/news/9950. В письменном
виде обращение можно направить по факсу: 8 (812) 313-04-15. Обращение также
может быть направлено по электронной почте (to78@fas.gov.ru) или Почтой
России по адресу: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13,
Федеральная антимонопольная служба по Санкт-Петербургу.