Как известно, конкуренция – основной двигатель
экономики, механизм совершенствования предмета торговли, промышленности и науки.
Законодатель ее поддерживает, но устанавливает определенные рамки, в которых
она должна осуществляться. Чтобы выявить особенности российского института
защиты от недобросовестной конкуренции, понятие которой раскрывается
в Федеральном законе от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
необходимо для начала исследовать историю его развития.
Законодательные основы
В России административная ответственность за недобросовестную
конкуренцию впервые появилась в Законе РСФСР от 22 марта 1991 г.
№ 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках» (далее – Закон). Она наступала не за нарушения
законодательства, а за неисполнение предписаний об их прекращении.
Более того, административная ответственность за данный вид правонарушения
не была дифференцирована, а размер штрафа определялся антимонопольным
органом без каких-либо установленных законом правил.
30 мая 1995 г. вступила в силу новая редакция
этого Закона[1], которая перевела
измерение штрафа в новую единицу – минимальный размер оплаты труда
(МРОТ). А 1 июля 2002 г., после введения в действие КоАП РФ,
нормы Закона утратили силу.
КоАП РФ закрепил общие положения и принципы
законодательства об административном правонарушении. Кроме того, были установлены
административная ответственность и виды наказаний за совершение такого
правонарушения, введен единый порядок производства по административным делам.
В этот период действовала административная ответственность
лишь за невыполнение в срок предписания антимонопольного органа (ст. 19.5
КоАП РФ)[2]. К.Ю. Тотьев
называет такую модель двухуровневой. Исходя из нее меры административной
ответственности выступают не столько как способы предупреждения,
сколько в роли субсидиарного средства, направленного на то, чтобы обеспечить
исполнение предписания антимонопольного органа. По мнению К.Ю. Тотьева,
такая модель не побуждает нарушителя воздержаться от нарушения на стадии
его подготовки, а мотивирует взвесить плюсы и минусы продолжения
начатого.
Совершенствование правового регулирования
После принятия Закона о защите конкуренции правовое
регулирование в сфере недобросовестной конкуренции значительно
расширилось. Закон отвечал современным реалиям и послужил базисом для последующего
внесения изменений в КоАП РФ.
В 2007 г.[3] Кодекс были введены ст. 14.31,
14.32, 14.33, где административная ответственность наконец стала дифференцироваться
в зависимости от квалификации нарушений: за злоупотребление
доминирующим положением; за сговоры и картели; за недобросовестную
конкуренцию.
Дифференцируя меры наказания, законодатель исходил
из того, насколько большой ущерб то или иное нарушение может нанести конкуренции
и экономике страны в целом.
За совершение действий, квалифицируемых как недобросовестная
конкуренция, предусмотрена ответственность по ст. 14.33 КоАП РФ.
Причем установлено два состава: общий и специальный. Последний касается
наиболее злостной недобросовестной конкуренции, в частности введения в оборот
товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной
деятельности (товарные знаки, изобретения, патенты и т. п.),
принадлежащих другому лицу.
С течением времени основные формы недобросовестной
конкуренции, предусмотренные Законом о защите конкуренции, стали требовать
доработки. Законодатель усовершенствовал их, приняв четвертый антимонопольный
пакет[4].
Реформа была связана с необходимостью уточнить перечень
форм недобросовестной конкуренции с учетом сложившейся судебной и административной
практики, сближения российских норм о недобросовестной конкуренции с европейской
практикой применения антимонопольного законодательства. Это было особенно
актуально ввиду вступления России в ВТО и участия в Таможенном
союзе, что сильно влияло на состояние внутреннего рынка и требовало
более совершенного его регулирования со стороны государства как арбитра
между независимыми участниками рыночных отношений.
Четвертый антимонопольный пакет внес ясность в понятие
«недобросовестной конкуренции» и наполнил его конкретизирующими деталями,
что определенно способствует более правильному применению института защиты
от такого правонарушения.
Формы недобросовестной конкуренции
С принятием четвертого антимонопольного пакета для каждой
формы недобросовестной конкуренции введена отдельная статья. Это способствует
более успешной правоприменительной деятельности: благодаря подробной квалификации
действий хозяйствующих субъектов как актов недобросовестной конкуренции исключается
вольность толкования административными органами этого понятия.
Законом прямо запрещены следующие формы недобросовестной
конкуренции:
- дискредитация, т. е. распространение ложных, неточных
или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту-конкуренту
или нанести вред его деловой репутации (ст. 14.1);
- введение в заблуждение в отношении характера,
способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества
товара, его производителя и иных свойств (ст. 14.2);
- некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых
и реализуемых товаров с другими хозяйствующими субъектами либо
производимыми и реализуемыми ими товарами (ст. 14.3);
- приобретение и использование исключительного права на средства
индивидуализации (ст. 14.4);
- продажа, обмен, иное введение в оборот товара с незаконным
использованием результатов интеллектуальной деятельности (ст. 14.5);
- смешение с деятельностью хозяйствующего
субъекта-конкурента либо с его товарами или услугами (ст. 14.6);
- незаконное получение, использование, разглашение информации,
составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну (ст. 14.7).
При этом законодатель оставил перечень открытым, что может
быть связано с находчивостью российских бизнесменов и предпринимателей.
Среди действий, подпадающих под понятие
недобросовестной конкуренции, но не вошедших в перечень, можно
указать получение преимуществ при осуществлении предпринимательской
деятельности путем использования репутации другого хозяйствующего субъекта, в том
числе не являющегося конкурентом, путем использования принадлежащих ему
средств индивидуализации (товарных знаков, наименований лица и т. д.)
либо путем создания впечатления о причастности к предпринимательской
деятельности такого хозяйствующего субъекта (о партнерстве, наличии правопреемства
и т. п.).
Примеры из практики
Наиболее часто встречаются на практике факты, связанные
с созданием сходства до степени смешения между торговыми знаками
и обозначениями. Это нарушение характерно для хозяйствующих субъектов,
которые выводят новый продукт на рынок, где уже имеется его аналог. Чтобы завоевать
определенную долю рынка и привлечь потребителей, недобросовестные
участники нередко в наименованиях своих организаций и продуктов
подражают известным компаниям.
Так, УФАС по Республике Татарстан (далее также –
Управление) рассмотрено дело в отношении ООО «Ростгорстрах», название и оформление
названия которой почти полностью повторяло фирменное и юридическое
наименование известной страховой компании «Росгосстрах». Действия «подражателя»
были квалифицированы как недобросовестная конкуренция.
Еще один яркий пример – дело в отношении
чайно-кофейного магазина «Этикеть», товарный знак которого фактически повторял
знак, правообладателем которого является ООО «Чайная гильдия» (далее также –
Общество).
В октябре 2015 г. Управлению стало известно, что в Казани
открылся чайно-кофейный магазин «Этикетъ», на вывеске которого фактически
повторяются решения товарных знаков, а именно плашка прямоугольной формы с округлыми
выступами по бокам темного цвета со светлой рамкой внутри,
принадлежащие ООО «Чайная гильдия».
В ходе рассмотрения дела Комиссия УФАС по Республике
Татарстан выяснила, что в феврале 2012 г. Обществу установлен
приоритет в использовании товарного знака «Гильдия», что подтверждается соответствующим
свидетельством.
Таким образом, индивидуальный предприниматель использует
элементы товарных знаков, правообладателем которого является «Чайная гильдия».
Совпадают и зарегистрированные Обществом и магазином виды
деятельности: розничная торговля чаем, кофе, какао. А значит, возникает
возможность смешения или введения потребителей в заблуждение. Незаконное
использование предпринимателем чужого товарного знака содержит признаки
совершения акта недобросовестной конкуренции.
Александр Груничев,
руководитель УФАС по Республике Татарстан