В статье отмечается тенденция сближения норм двух
федеральных законов, регулирующих закупки: от 18 июля 2011 г.
№ 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами
юридических лиц»[1]и от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной
системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд»[2].
При этом переход заказчиков на новые правила в связи с невыполнением
норматива закупок у субъектов малого предпринимательства оценивается
как своеобразное наказание, поскольку законодательно не определены и, следовательно,
неясны многие процедуры, механизмы и аспекты такого перехода.
История разработки Закона № 223-ФЗ началась с поручений
Правительства РФ от 19 июня 2009 г. № ВП-П13-3392 (п. 36,
99), 27 апреля 2010 г. № ВП-П13-2737 (п. 11). А с 1 января
2012 г. Закон вступил в силу, за исключением отдельных
положений.
На момент принятия решений о создании законодательной
базы для корпоративных закупок уже действовал Федеральный закон от 21 июля
2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров,
выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных
нужд»[3].
Стратегию развития закупочной деятельности еще в 2009 г. можно было
направить на формирование единого законодательства о закупках для разных
заказчиков. Логичнее было сразу принять не отдельный Закон № 223-ФЗ,
а главу о корпоративных закупках в Законе № 94-ФЗ с последующим
ее наследованием Законом № 44-ФЗ.
Сближение законов
Вопрос о сближении двух законов дискуссионный, но некоторые
нормы, а также действия законодателя и мнения должностных лиц ФАС
России свидетельствуют о том, что оно все же происходит.
1. Согласно п. 7 ч. 4 ст. 1 Закона № 223-ФЗ
заказчик выбирает аудиторскую организацию для проведения обязательного
аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с требованиями
Закона № 44-ФЗ.
2. Частью 1 ст. 17 Федерального закона от 26 июля
2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлены антимонопольные
требования к торгам, запросу котировок цен на товары и предложений.
Частью 5 той же статьи требования распространены на все закупки
товаров, работ, услуг, осуществляемые согласно Закону № 223-ФЗ.
3. Приняты изменения в Закон № 223-ФЗ, в соответствии
с которыми государственные и муниципальные унитарные предприятия
будут переведены на закупочную деятельность в рамках Закона
№ 44-ФЗ.
4. Исходя из ст. 15 Закона № 44-ФЗ при получении
бюджетных инвестиций юридическим лицом, не являющимся государственным или муниципальным
учреждением (унитарным предприятием), в случае реализации инвестиционных
проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению
объектов капитального строительства и осуществлении закупок в рамках
указанных инвестиций необходимо руководствоваться настоящим Законом.
5. Заказчики, являющиеся субъектами Закона № 223-ФЗ, но не разместившие
положения о закупке в установленном порядке, должны руководствоваться
при закупках Законом № 44-ФЗ.
6. По мнению статс-секретаря – заместителя руководителя
ФАС России А.Ю. Цариковского, Закон № 223-ФЗ окончательно доказал
свою неработоспособность, превратившись во вспомогательный инструмент для ухода
от закупок по нормам Закона № 44-ФЗ. Простой способ –
предоставить субсидии МУПам, ГУПам[4].
7. Согласно ч. 8.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ в случае:(1) невыполнения
заказчиком обязанности осуществить закупки у субъектов малого
предпринимательства в течение календарного года в объеме,
установленном Правительством РФ, (2) либо размещения недостоверной
информации о годовом объеме закупок у таких субъектов, включенной в предусмотренный
Законом № 223-ФЗ отчет, (3) или неразмещения отчета в единой
информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) положение о закупке
такого заказчика с 1 февраля очередного года и до завершения
такого года признается неразмещенным по требованиям Закона № 223-ФЗ.
В такой ситуации заказчик руководствуется Законом № 44-ФЗ.
На сближение двух законов указывает О.А. Беляева. По ее
словам, в действующем законодательстве уникальный случай, когда субъект
определяет правовой режим осуществления деятельности в зависимости от каких-либо
обстоятельств и условий. О.А. Беляева считает такую ситуацию
недопустимой: закон должен иметь однозначное применение, его нормы не должны
проникать за пределы регулируемой им сферы. «Если Закон о контрактной
системе, исходя из его буквального названия, – пишет автор, –
нацелен на обеспечение государственных и муниципальных нужд, то закупки
товаров работ, услуг лицами, которых подобных нужд не имеют, не должны
регулироваться данным Законом. Распространение требований Закона о контрактной
системе на «псевдозаказчиков» демонстрирует четкую тенденцию в стремлении
законодателя установить единые закупочные стандарты, и можно прогнозировать,
что в ближайшие годы Закон о контрактной системе приобретет форму
некого «закупочного кодекса», т.е. станет единым и единственным
федеральным законом, по правилам которого закупки будут осуществлять любые
лица безотносительно их соответствия статусу государственного или муниципального
заказчика (ст. 5–7 Закона о контрактной системе)»[5].
Проблемы перехода к закупкам по Закону
№ 44-ФЗ
С нашей точки зрения, наибольшие проблемы может вызвать переход
на закупки по Закону № 44-ФЗ в связи с невыполнением
норматива закупок у субъектов малого предпринимательства (далее
также – СМП).
Во-первых, законом не установлена четкая процедура
доказывания невыполнения заказчиком нормативов закупок у названных
субъектов.
Во-вторых, законодательно не определен механизм
перехода заказчика на закупки по Закону № 44-ФЗ в случае
невыполнения обязанности осуществить закупки у субъектов малого
предпринимательства в течение календарного года в объеме,
установленном Правительством РФ.
В-третьих, отсутствует процедура доказывания размещения
недостоверной информации о годовом объеме закупок у таких субъектов. Закон
№ 223-ФЗ не раскрывает понятия «недостоверная информация»
применительно к нормативу закупок у них. Например, заказчик закупает
товары, работы, услуги у единственных поставщиков. Такой способ у большинства
заказчиков не предусматривает подачу участниками заявок и в их
составе деклараций о принадлежности к субъектам малого
предпринимательства. По факту участники являются такими субъектами и подтверждают
это, например, в заявках на конкурентные процедуры, проводимые этим же
заказчиком.
Таким образом, заказчик по итогам конкурентной
процедуры закупки включает ее в норматив субъектов малого
предпринимательства, а по итогам закупки у того же участника,
но у единственного поставщика включать в норматив уже не имеет
права[6].
В результате в годовом отчете появляется недостоверная информация, поскольку
в него не попадает закупка у участника-СМП.
При этом заказчик может изменить свое положение
о закупке и обяжет участников подавать декларации о принадлежности
к субъектам малого предпринимательства при закупке у единственного
поставщика. Норматив действует, отчетность формируется с искаженными данными.
В-четвертых, в Законе № 223-ФЗ императивная норма
перехода заказчика на закупки по Закону № 44-ФЗ при невыполнении
норматива закупок у СМП[7]ничем не подкреплена. Определено лишь право на обжалование неразмещения
или размещения в ЕИС недостоверной информации о годовом объеме закупки
у таких субъектов[8].
Частью 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ установлено, что участник
закупки, корпорация развития малого и среднего предпринимательства, органы
исполнительной власти субъектов РФ или созданные ими организации
вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном этим
органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ,
услуг в случаях неразмещения или размещения в ЕИС недостоверной
информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить
у субъектов малого предпринимательства.
Законом определен круг лиц, имеющих право обжаловать
действия заказчика. Есть орган, который будет принимать решение по выявленным
нарушениям. Но эта норма не дает права обжаловать действия заказчика
в случае невыполнения обязанности осуществить закупки у СМП в течение
календарного года в установленном объеме.
На наш взгляд, у участников закупки должно остаться право
обжаловать указанные выше действия заказчика, а у корпорации малого
и среднего предпринимательства, органов исполнительной власти субъектов РФ
или созданных ими организаций – появиться обязанность направлять сведения о выявленных
нарушениях в антимонопольный орган.
В-пятых, при выполнении нормативов закупок у субъектов
малого предпринимательства заложены цифры-ограничения по конкретным
закупкам – 200 и 400 млн руб., но не поясняется: это
с НДС или без НДС[9].
Правительство РФ установило, что если начальная (максимальная) цена
договора (цена лота) закупки:
- не превышает 200 млн руб. и закупаемые
товары, работы, услуги включены в перечень, то заказчик обязан
осуществить закупки таких товаров, работ, услуг у СМП;
- превышает 200 млн руб., но составляет не более
400 млн руб. и закупаемые товары, работы, услуги включены в перечень,
заказчик вправе осуществить закупки таких товаров, работ, услуг у СМП.
Большинство заказчиков исполняют эти требования, исходя из цены
с НДС. Однако по ряду закупок начальная (максимальная) цена договора
(цена лота) объявляется без этого налога. Не совсем понятно, каким
образом приводить к единому базису расчетные цифры закупок у субъектов
малого предпринимательства, если в нормативной базе нет общего подхода. Мы
рекомендуем заказчикам за единый базис взять цифры с учетом НДС.
В-шестых, отсутствует срок давности перехода заказчика на закупки
по Закону № 44-ФЗ при невыполнении норматива закупок у субъектов
малого предпринимательства. Частью 8.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ
предусмотрено, что в случае невыполнения заказчиком названных нормативов положение
о закупке заказчика с 1 февраля очередного года и до завершения
такого года признается неразмещенным в соответствии с требованиями настоящего
Закона и заказчик руководствуется положениями Закона № 44-ФЗ. При этом
в законодательстве нет нормы о том, что делать, если заказчик:
- не выполнил норматива;
- самостоятельно не перешел
на закупки по Закону № 44-ФЗ;
- не попал под мониторинг
до завершения года.
В таком случае заказчик может быть привлечен к административной
ответственности по ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП РФ за закупку
товаров, работ, услуг, если она в соответствии с Законом № 223-ФЗ
должна осуществляться в порядке, предусмотренном Законом № 44-ФЗ. За такое
нарушение срок давности привлечения к ответственности установлен. Но не установлен
срок давности перехода на закупки по Закону № 44-ФЗ за невыполнение
норматива закупок у субъектов малого предпринимательства.
Получается, что заказчик, который не выполнил норматива
за прошлый год, до конца года не приступил к закупкам по Закону
№ 44-ФЗ, выполнил норматив в текущем году или продолжил
осуществлять закупки в следующем году в соответствии с Законом
№ 223-ФЗ, уже не может быть переведен на закупки по Закону
№ 44-ФЗ.
Наконец, при введении нормы о переходе заказчика к закупкам
по Закону № 44-ФЗ в случае невыполнения норматива закупок у субъектов
малого предпринимательства, очевидно, не предусматривались последствия такого
перехода.
Закупки по Закону № 44-ФЗ потребуют от заказчика
выполнить не только «закупочные», но и кадровые, организационные
мероприятия, а именно:
- создать контрактную службу или назначить контрактного
управляющего в соответствии с настоящим Законом;
- разработать и утвердить положение о контрактной
службе, должностные инструкции контрактных управляющих;
- получить ключ усиленной электронной подписи в органах
Федерального казначейства[10];
- зарегистрироваться (перерегистрироваться) в ЕИС[11];
- настроить личный кабинет пользователя в ЕИС;
- выбрать электронную торговую площадку для проведения
закупок в электронной форме;
- создать комиссию по закупкам в соответствии с Законом
№ 44-ФЗ;
- организовать обучение работников, задействованных в сфере
закупок;
- осуществить планирование закупок в соответствии с Законом
№ 44-ФЗ.
Заказчик должен выполнить эти мероприятия в максимально
короткие сроки, чтобы закупочная деятельность организации (а при определенных
обстоятельствах и вся деятельность организации) не остановилась из-за перехода
на новые правила.
Получается, что осуществление корпоративных закупок в соответствии
с Законом № 44-ФЗ изначально рассматривается как наказание. Иначе
как понимать норму о переходе от положений Закона № 223-ФЗ
из-за невыполнения норматива закупок у субъектов малого
предпринимательства к положениям Закона № 44-ФЗ?
Дмитрий Исютин-Федотков,
старший юрист Адвокатского бюро г. Москвы
«Асташкевич и партнеры»,
кандидат юридических наук (PhD), доцент
[1] Далее – Закон
№ 223-ФЗ.
[2] Далее – Закон № 44-ФЗ.
[3] Далее – Закон № 94-ФЗ.
Примечание:
изучению указанного в данной статье вопроса посвящен №1 журнала «Конкуренция и
право» за 2016 г., основная тема которого – исследование применения Закона №
223-ФЗ. Подробнее об этом в интервью с начальником Управления контроля
размещения государственного заказа ФАС России Т.П. Демидовой.
[4] См.: ФАС: 223-ФЗ доказал свою
несостоятельность. URL: http://bujet.ru/article/294560.php.
[5] Беляева О.А. О некоторых вопросах эффективности
законодательства о закупках // Аукционный
вестник. 2016. № 279. С. 2. URL: http://auctionvestnik.ru/pdf/AV_279.pdf.
[6] Согласно требованиям
Положения об особенностях участия
субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров,
работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и
порядке расчета указанного объема (утв. Постановлением Правительства РФ от 11 декабря
2014 г. № 1352; далее – Положение) независимо от способа
закупки принадлежность участников к СМП подтверждается декларацией по утвержденной
форме. При этом, как указано в письме Минэкономразвития России
от 26 апреля 2016 г. № Д28и-1053, в случае если
декларация не соответствует требованиям законодательства, подавший ее участник
не может быть отнесен к субъектам малого и среднего
предпринимательства. Иными словами, даже если декларация имеется,
но не соответствует требованиям законодательства, закупка
у участника, являющегося по факту субъектом малого
предпринимательства, не идет в годовой отчет для выполнения установленного
объема.
[7] См.: ч. 8.1. ст. 3
Закона № 223-ФЗ.
[8] См.: ч. 10 ст. 3
Закона № 223-ФЗ.
[9] См.: п. 18, 19 Положения.
[10] ФАС России хочет предложить унифицировать электронную подпись, чтобы ее можно
было использовать в разных сферах. Предполагается, что обладатель такой
подписи сможет использовать ее при любой необходимости. См.: К сентябрю
ФАС внесет предложения по унификации ЭП. URL: http://www.is-zakupki.ru/news/k-sentyabryu-fas-vneset-predlozheniya-po-unifikatsii-ep.
[11] См.: приказ Казначейства России от 30 декабря 2015 г. № 27н
«Об утверждении Порядка регистрации в единой информационной системе в сфере
закупок и признании утратившим силу приказа Федерального казначейства от 25 марта
2014 г. № 4н».