Новости

ФАС России выдвинула требования к сделке на фармрынке
03 августа 2021 г.
Малый бизнес проверят на аффилированность с крупнейшими заказчиками
03 августа 2021 г.
Кассация подтвердила антиконкурентное соглашение в Подмосковье
03 августа 2021 г.
Суд округа признал ничтожным дорожный контракт в Челябинской области на полмиллиарда рублей
03 августа 2021 г.
Hamilton Medical AG подозревают в незаконной координации экономической деятельности на рынке поставок ИВЛ
03 августа 2021 г.
Минстрой России разработал механизм изменения госконтрактов из-за роста цен
18 марта 2021 г.
ФАС России выдала предписание по сделке Мосэнерго и Русэнергосбыта
03 августа 2021 г.
ЕЭК рассказала об изменениях в Методике расчета и порядке наложения штрафов за нарушения общих правил конкуренции на трансграничных рынках
24 ноября 2020 г.
ФАС России разъяснила вопросы дерегулирования цен на ряд услуг в портах
24 ноября 2020 г.
ComparetheMarket оштрафована на 17,9 млн фунтов стерлингов за установление паритета цен
19 ноября 2020 г.
Еще      Все новости
 Самое читаемое

Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 37931
Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
Количество просмотров 19877
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 19048
Сравнительная реклама в российском законодательстве
Количество просмотров 16783
Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
Количество просмотров 16742
Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 37931
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 19048
 Обзоры

 Анонcы

7-я практическая конференция «Управление юридическими рисками: статус 2020»
12–13 ноября 2020 г. пройдет 6-я практическая конференция «Управление юридическими рисками: статус 2020». Организатор – компания «Диалог Менеджмент Партнерс».!!!
Полный текст
Международная конференция Суда ЕАЭС «Новые вызовы интеграции ЕАЭС: правовое измерение»
25–27 ноября 2020 г. состоится ежегодная международная конференция Суда Евразийского экономического союза «Новые вызовы интеграции ЕАЭС: правовое измерение».
Полный текст
Тестовый анонс
Добро пожаловать в Ангарск!
Полный текст



О журнале Экспертный совет Архив Авторам Контакты
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Главная /  Аналитика /  Жалобная книга девелопера
Жалобная книга девелопера

Опубликовано в журнале «Конкуренция и право» № 4, 2016 г.

 

 

Прошу в жалобной книге 

не писать посторонних вещей. 

Зам. начальника станции 

Иванов 7-й.

 

А.П. Чехов. Жалобная книга

 

С начала 2016 г. вступил в силу четвертый антимонопольный пакет, предусматривающий, в частности, административное обжалование в строительстве. Попробуем разобраться, какую практическую выгоду это дает предпринимателям.

 

К барьеру! 

С 2016 г. в соответствии со ст. 18.1 Закона о защите конкуренции[1] антимонопольные органы рассматривают жалобы на нарушение порядка включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства.

При этом процесс обжалования непосредственно процедуры организации и проведения торгов и порядка заключения договоров, установленный названной статьей, остался без изменений.

Рассматриваются жалобы быстро – за 7–14 рабочих дней[2] и по горячим следам – не позднее чем в течение трех месяцев со дня принятия акта и (или) совершения действия (бездействия) уполномоченным органом и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Заявители – юридические лица и индивидуальные предприниматели – могут обжаловать акты и (или) действия (бездействие) органов власти, включая органы местного самоуправления, либо организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, должностных лиц указанных органов или организаций в части: 

  • нарушения установленных сроков осуществления процедуры, включенной в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства;
  • предъявления требования провести процедуру, не включенную в такой исчерпывающий перечень. 

При обжаловании действий (бездействия) организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей, помимо этого могут быть также обжалованы: 

  • незаконный отказ в приеме документов, заявлений;
  • предъявление к заявителю, документам и информации требований, не предусмотренных федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов РФ. 

Возможность обращения физических лиц в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции в антимонопольный орган не предусмотрена.

Перечень обжалуемых административных барьеров закрытый. Вместе с тем при установлении в актах органов власти норм, предъявляющих к заявителю, документам и информации требований, не предусмотренных федеральным законодательством или законами субъекта РФ, либо устанавливающих случаи незаконного отказа в приеме документов, заявлений, такие акты могут быть обжалованы в антимонопольном органе в общем порядке, регламентированном ст. 44 Закона о защите конкуренции.

 

Исчерпывающий перечень 

Жалобы субъектов градостроительных отношений рассматриваются антимонопольной службой в рамках утвержденных Правительством РФ исчерпывающих перечней процедур в сферах строительства.

В настоящее время Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2014 г. № 403 утвержден исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства (далее – Исчерпывающий перечень).

Он содержит: 

  1. процедуры, предусмотренные нормативными правовыми актами РФ;
  2. процедуры, связанные с особенностями осуществления градостроительной деятельности на территориях субъектов РФ и муниципальных образований. 

Процедуры второй группы применяются, в случае если они и порядок их проведения установлены нормативным правовым актом субъекта РФ или муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления. Эта группа включает в себя десять процедур, в частности:

- предоставление разрешения на осуществление земляных работ;

- согласование проведения работ в технических и охранных зонах.

132 процедуры, включенные в первую группу, подразделяются на такие, которые связаны: 

  1. с предоставлением прав на земельный участок и подготовкой документации по планировке территории в отношении земельных участков, относящихся к землям населенных пунктов и имеющих вид разрешенного использования, позволяющий осуществлять жилищное строительство;
  2. с заключением договоров подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (к электрическим сетям), а также с архитектурно-строительным проектированием;
  3. с осуществлением строительства, реконструкции;
  4. с предоставлением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, государственной регистрацией прав на построенный объект, заключением договоров энерго-, тепло-, водо-, газоснабжения и водоотведения. 

Из анализа очевидно, что в Исчерпывающем перечне указаны процедуры, необходимые на всех этапах реализации проекта жилищного строительства: от предоставления прав на земельный участок до предоставления разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и присвоения ему адреса.

В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 30 апреля 2014 г. № 403 Минстрой России ведет реестр описаний включенных в Исчерпывающий перечень процедур (далее – Реестр), где указаны в том числе:

- перечни случаев, когда требуется проведение процедуры, и документов, которые заявитель обязан представить;

- основания для отказа в принятии заявления и для приостановления процедуры;

- срок ее проведения;

- орган (организация), осуществляющий процедуру.

Так, в отношении процедуры № 59 «Предоставление разрешения на строительство» из Реестра можно почерпнуть следующую информацию: 

  • процедура и порядок ее проведения установлены ст. 51 Градостроительного кодекса РФ;
  • процедура осуществляется во всех случаях строительства и реконструкции объекта капитального строительства;
  • указан закрытый перечень документов, которые заявитель обязан представить для ее проведения;
  • основания для отказа в принятии заявления и документов не установлены;
  • перечислены случаи отказа в выдаче разрешения на строительство;
  • срок проведения процедуры установлен от 0 до 10 календарных дней;
  • необходимые документы подаются на бумажном носителе или в электронной форме;
  • по результатам процедуры органом местного самоуправления без взимания платы выдается разрешение на строительство. 

При этом согласно Реестру законами субъекта РФ полномочия между органами местного самоуправления и органами государственной власти данного субъекта РФ могут перераспределяться.

Помимо того что утвержден Исчерпывающий перечень, сегодня разрабатываются перечни для сетей электроснабжения, для сетей водоснабжения и водоотведения, для объектов нежилого значения, а также оптимизируются уже существующие процедуры.

 

Наука и жизнь 

Административное обжалование в строительстве – абсолютно новый инструмент антимонопольного реагирования. Рассмотрим, как это может выглядеть на практике.

Инспекцией УФАС по Тульской области (далее – Тульское УФАС, Управление) проводилась плановая проверка соблюдения органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. В результате было выявлено два постановления местной администрации, утвердивших административные регламенты предоставления муниципальных услуг по выдаче разрешений на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию.

Анализ регламентов выявил несоответствие сроков осуществления обеих процедур, включенных в Исчерпывающий перечень. Девелопер, которому, к примеру, разрешение на строительство выдавалось бы исходя из установленных данным регламентом сроков, вправе был бы обжаловать в антимонопольный орган их нарушение. По результатам рассмотрения такой жалобы и выявления нарушений применялись бы меры антимонопольной и административной ответственности.

Помимо этого Тульским УФАС в административных регламентах были выявлены нарушения в установленных администрацией перечнях документов, представляемых для получения разрешений.

Управление по результатам анализа административных регламентов выдало администрации муниципального образования два предупреждения о приведении процедур, включенных в Исчерпывающий перечень, в соответствии с требованиями градостроительного и антимонопольного законодательства.

Администрация муниципалитета согласилась с выявленными Тульским УФАС нарушениями. В настоящее время предупреждения исполнены в полном объеме.

Пример: 

Тульским УФАС по обращению девелопера было рассмотрено дело № 03-03/18-2015[3] о нарушении антимонопольного законодательства муниципальной администрацией при организации и проведении открытого аукциона по продаже права на заключение договора комплексного освоения территории в целях строительства жилья экономического класса (далее – аукцион).

В результате анализа информационного обеспечения аукциона и аукционной документации были выявлены крупные нарушения.

Управлению пришлось продираться сквозь дебри путаницы. Так, на официальном сайте администрации было размещено извещение о проведении аукциона, а в официальном печатном издании – о проведении конкурса. Но в результате все же было установлено, что юридическим волеизъявлением администрации стало заключение в рамках ст. 46.6–46.8 Градостроительного кодекса РФ договора о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономкласса.

Из совокупности норм Градостроительного и Земельного кодексов РФ вытекает, что судьба земельного участка следует за комплексным освоением территории, на которой предполагается строительство жилья экономкласса.

Кроме того, согласно подп. 15 п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если он предназначен для размещения здания или сооружения в соответствии с государственной программой Российской Федерации, государственной программой субъекта РФ или адресной инвестиционной программой.

Пунктом 6.8 паспорта государственной программы Тульской области «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Тульской области»[4] предусмотрена региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного строительства на 2013–2017 гг. Муниципалитет был включен в данную программу, по которой должны были переселить 392 жителей аварийных многоквартирных домов, занимающих 209 жилых помещений. Иными словами, земельный участок, указанный в извещении, не мог быть предметом аукциона.

Администрация при разработке извещения и аукционной документации допустила смешение процедур, установленных нормами Градостроительного и Земельного кодексов РФ и регулирующих комплексное освоение территории в целях строительства жилья экономкласса. По сути, была установлена процедура, не включенная в Исчерпывающий перечень.

В обращении в антимонопольный орган девелопер также указал, что неправомерно не был допущен к участию в аукционе. Однако при рассмотрении дела Комиссия установила, что участником аукциона может быть признано юридическое лицо, соответствующее следующим обязательным требованиям: 

  • осуществление юридическим лицом деятельности в качестве застройщика не менее чем три года;
  • наличие у юридического лица свидетельства о допуске к работам по организации строительства. 

Для подтверждения выполнения этих требований заявители представляют:

- копии: разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию; актов приемки объектов; документов, подтверждающих ввод в эксплуатацию;

- выписку из реестра членов саморегулируемой организации с указанием сведений о наличии у заявителя свидетельства о допуске к работам по организации строительства объектов, строительство которых предусмотрено договором о комплексном освоении территории в целях возведения жилья экономкласса, право на заключение которого является предметом аукциона.

При этом исходя из ч. 17 ст. 46.7 Градостроительного кодекса РФ заявитель не допускается к участию в аукционе, в частности, в случае подачи заявки на участие в аукционе лицом, не соответствующим установленным ст. 46.8 настоящего Кодекса требованиям к участникам аукциона.

Изучив представленные документы, Комиссия установила, что девелопер вправе заключать договоры на осуществление организации работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, стоимость которых по одному договору не превышает 10 млн руб.

Между тем согласно извещению о проведении аукциона минимальная общая площадь жилых помещений экономкласса составляет 2600 кв. м, а цена квадратного метра общей площади жилья – 32 644 руб. Общая стоимость строительства по договору комплексного освоения территории в целях строительства жилья экономкласса – 84 874 400 руб. Таким образом, заявителю в любом случае было бы отказано в допуске к участию в аукционе ввиду несоответствия требованиям ст. 46.8 Градостроительного кодекса РФ.

Отметим, что заявление девелопера рассматривалось Тульским УФАС в 2015 г., когда действовали старые правила. С 10 января 2016 г. доводы об осуществлении процедур, не включенных в Исчерпывающий перечень, о недопуске заявителя к участию в аукционе по продаже права на заключение договора аренды земельного участка в целях жилищного строительства и т.д. подлежат рассмотрению в порядке, установленном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

 

Подводя итоги 

В строительной сфере административное обжалование в антимонопольные органы имеет очевидные плюсы: 

  1. незабюрократизированность процесса;
  2. небольшой срок рассмотрения жалоб;
  3. по итогам рассмотрения уполномоченному органу и организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть выданы обязательные для исполнения предписания устранить нарушения порядка проведения процедур, включенных в исчерпывающие перечни; а названной организации – в том числе предписание о заключении или о расторжении договора, об изменении его условий, если податель жалобы заявил такое требование;
  4. административная ответственность должностных лиц органов власти по ст. 14.9.1 КоАП РФ за нарушение порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни. Ответственность организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей, предусмотрена ст. 9.21 этого же Кодекса. 

Кроме того, в рамках ст. 18.1 Закона о защите конкуренции рассматриваются порядок и сроки осуществления административных процедур в строительстве без увязывания выявленных нарушений с ограничением, устранением, недопущением конкуренции или созданием условий, которые могли бы повлечь ограничение, устранение, недопущение конкуренции, т.к. по результатам рассмотрения жалоб антимонопольный орган, в первую очередь, принимает решение об обоснованности или необоснованности доводов, изложенных заявителем.

 

Анастасия Ростиславова,

начальник отдела

контроля органов власти

УФАС по Тульской области



[1] Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

[2] Для сравнения: максимальный срок рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства составляет девять месяцев.

[3]Полный текст решения по делу № 03-03/18-2015 размещен на сайте Тульского УФАС tula.fas.gov.ru в разделе «Решения».

[4] См.: Приложение к Постановлению правительства Тульской области от 19 ноября 2013 г. № 660.


01 сентября 2016 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.











 Опрос

Какие принятые в 2021 г. законодательные инициативы, по Вашему мнению, наиболее значимы для развития конкуренции в РФ?

  
  
  
  
  
  
  
      





 



 
При любом использовании материалов сайта www.cljournal.ru указание на источник и гиперссылка обязательны.