Опубликовано в журнале «Конкуренция и право» № 4, 2016 г.
Прошу в жалобной книге
не писать посторонних
вещей.
Зам. начальника станции
Иванов 7-й.
А.П. Чехов. Жалобная книга
С начала 2016 г. вступил в силу четвертый
антимонопольный пакет, предусматривающий, в частности, административное
обжалование в строительстве. Попробуем разобраться, какую практическую
выгоду это дает предпринимателям.
К барьеру!
С 2016 г. в соответствии со ст. 18.1
Закона о защите конкуренции[1] антимонопольные органы рассматривают
жалобы на нарушение порядка включенных в исчерпывающие перечни
процедур в сферах строительства.
При этом процесс обжалования непосредственно процедуры
организации и проведения торгов и порядка заключения договоров,
установленный названной статьей, остался без изменений.
Рассматриваются жалобы быстро – за 7–14 рабочих
дней[2] и по горячим следам – не позднее
чем в течение трех месяцев со дня принятия акта и (или)
совершения действия (бездействия) уполномоченным органом и (или)
организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Заявители – юридические лица и индивидуальные
предприниматели – могут обжаловать акты и (или) действия
(бездействие) органов власти, включая органы местного самоуправления, либо организаций,
участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг,
должностных лиц указанных органов или организаций в части:
- нарушения установленных сроков осуществления процедуры,
включенной в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере
строительства;
- предъявления требования провести процедуру, не включенную
в такой исчерпывающий перечень.
При обжаловании действий (бездействия) организаций,
осуществляющих эксплуатацию сетей, помимо этого могут быть также обжалованы:
- незаконный отказ в приеме документов, заявлений;
- предъявление к заявителю, документам и информации
требований, не предусмотренных федеральными законами, нормативными
правовыми актами Российской Федерации и субъектов РФ.
Возможность обращения физических лиц в порядке ст. 18.1
Закона о защите конкуренции в антимонопольный орган не предусмотрена.
Перечень обжалуемых административных барьеров закрытый. Вместе
с тем при установлении в актах органов власти норм,
предъявляющих к заявителю, документам и информации требований, не предусмотренных
федеральным законодательством или законами субъекта РФ, либо
устанавливающих случаи незаконного отказа в приеме документов, заявлений,
такие акты могут быть обжалованы в антимонопольном органе в общем
порядке, регламентированном ст. 44 Закона о защите конкуренции.
Исчерпывающий перечень
Жалобы субъектов градостроительных отношений рассматриваются
антимонопольной службой в рамках утвержденных Правительством РФ
исчерпывающих перечней процедур в сферах строительства.
В настоящее время Постановлением Правительства РФ от 30 апреля
2014 г. № 403 утвержден исчерпывающий перечень процедур в сфере
жилищного строительства (далее – Исчерпывающий перечень).
Он содержит:
- процедуры, предусмотренные нормативными правовыми актами РФ;
- процедуры, связанные с особенностями осуществления
градостроительной деятельности на территориях субъектов РФ и муниципальных
образований.
Процедуры второй группы применяются, в случае если они
и порядок их проведения установлены нормативным правовым актом субъекта РФ
или муниципальным правовым актом представительного органа местного
самоуправления. Эта группа включает в себя десять процедур, в частности:
- предоставление разрешения на осуществление земляных
работ;
- согласование проведения работ в технических и охранных
зонах.
132 процедуры, включенные в первую группу, подразделяются
на такие, которые связаны:
- с предоставлением прав на земельный участок и подготовкой
документации по планировке территории в отношении земельных участков,
относящихся к землям населенных пунктов и имеющих вид разрешенного
использования, позволяющий осуществлять жилищное строительство;
- с заключением договоров подключения (технологического
присоединения) объектов капитального строительства к сетям
инженерно-технического обеспечения (к электрическим сетям), а также с архитектурно-строительным
проектированием;
- с осуществлением строительства, реконструкции;
- с предоставлением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию,
государственной регистрацией прав на построенный объект, заключением
договоров энерго-, тепло-, водо-, газоснабжения и водоотведения.
Из анализа очевидно, что в Исчерпывающем перечне
указаны процедуры, необходимые на всех этапах реализации проекта жилищного
строительства: от предоставления прав на земельный участок до предоставления
разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и присвоения ему
адреса.
В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ
от 30 апреля 2014 г.
№ 403 Минстрой России ведет реестр описаний включенных в Исчерпывающий
перечень процедур (далее – Реестр), где указаны в том числе:
- перечни случаев, когда требуется проведение процедуры,
и документов, которые заявитель обязан представить;
- основания для отказа в принятии заявления и для приостановления
процедуры;
- срок ее проведения;
- орган (организация), осуществляющий процедуру.
Так, в отношении процедуры № 59 «Предоставление
разрешения на строительство» из Реестра можно почерпнуть следующую
информацию:
- процедура и порядок ее проведения установлены ст. 51
Градостроительного кодекса РФ;
- процедура осуществляется во всех случаях строительства
и реконструкции объекта капитального строительства;
- указан закрытый перечень документов, которые заявитель
обязан представить для ее проведения;
- основания для отказа в принятии заявления и документов
не установлены;
- перечислены случаи отказа в выдаче разрешения на строительство;
- срок проведения процедуры установлен от 0 до 10
календарных дней;
- необходимые документы подаются на бумажном носителе или в электронной
форме;
- по результатам процедуры органом местного
самоуправления без взимания платы выдается разрешение на строительство.
При этом согласно Реестру законами субъекта РФ
полномочия между органами местного самоуправления и органами
государственной власти данного субъекта РФ могут перераспределяться.
Помимо того что утвержден Исчерпывающий перечень, сегодня
разрабатываются перечни для сетей электроснабжения, для сетей
водоснабжения и водоотведения, для объектов нежилого значения, а также
оптимизируются уже существующие процедуры.
Наука и жизнь
Административное обжалование в строительстве –
абсолютно новый инструмент антимонопольного реагирования. Рассмотрим, как это
может выглядеть на практике.
Инспекцией УФАС по Тульской области (далее –
Тульское УФАС, Управление) проводилась плановая проверка соблюдения органами
местного самоуправления антимонопольного законодательства. В результате было
выявлено два постановления местной администрации, утвердивших административные
регламенты предоставления муниципальных услуг по выдаче разрешений на строительство
и на ввод объекта в эксплуатацию.
Анализ регламентов выявил несоответствие сроков
осуществления обеих процедур, включенных в Исчерпывающий перечень. Девелопер,
которому, к примеру, разрешение на строительство выдавалось бы исходя
из установленных данным регламентом сроков, вправе был бы обжаловать в антимонопольный
орган их нарушение. По результатам рассмотрения такой жалобы и выявления
нарушений применялись бы меры антимонопольной и административной
ответственности.
Помимо этого Тульским УФАС в административных
регламентах были выявлены нарушения в установленных администрацией
перечнях документов, представляемых для получения разрешений.
Управление по результатам анализа административных
регламентов выдало администрации муниципального образования два предупреждения
о приведении процедур, включенных в Исчерпывающий перечень, в соответствии
с требованиями градостроительного и антимонопольного
законодательства.
Администрация муниципалитета согласилась с выявленными
Тульским УФАС нарушениями. В настоящее время предупреждения исполнены в полном
объеме.
Пример:
Тульским УФАС по обращению девелопера было рассмотрено
дело № 03-03/18-2015[3] о нарушении антимонопольного
законодательства муниципальной администрацией при организации и проведении
открытого аукциона по продаже права на заключение договора комплексного
освоения территории в целях строительства жилья экономического класса
(далее – аукцион).
В результате анализа информационного обеспечения
аукциона и аукционной документации были выявлены крупные нарушения.
Управлению пришлось продираться сквозь дебри путаницы. Так,
на официальном сайте администрации было размещено извещение о проведении
аукциона, а в официальном печатном издании – о проведении
конкурса. Но в результате все же было установлено, что
юридическим волеизъявлением администрации стало заключение в рамках ст. 46.6–46.8
Градостроительного кодекса РФ договора о комплексном освоении
территории в целях строительства жилья экономкласса.
Из совокупности норм Градостроительного и Земельного
кодексов РФ вытекает, что судьба земельного участка следует за комплексным
освоением территории, на которой предполагается строительство жилья
экономкласса.
Кроме того, согласно подп. 15 п. 8 ст. 39.11
ЗК РФ земельный участок, находящийся в муниципальной собственности,
не может быть предметом аукциона, если он предназначен для размещения
здания или сооружения в соответствии с государственной
программой Российской Федерации, государственной программой субъекта РФ
или адресной инвестиционной программой.
Пунктом 6.8 паспорта государственной программы Тульской
области «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Тульской
области»[4] предусмотрена региональная адресная
программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом
необходимости развития малоэтажного строительства на 2013–2017 гг. Муниципалитет
был включен в данную программу, по которой должны были переселить 392
жителей аварийных многоквартирных домов, занимающих 209 жилых помещений. Иными
словами, земельный участок, указанный в извещении, не мог быть
предметом аукциона.
Администрация при разработке извещения и аукционной
документации допустила смешение процедур, установленных нормами Градостроительного
и Земельного кодексов РФ и регулирующих комплексное освоение
территории в целях строительства жилья экономкласса. По сути, была установлена
процедура, не включенная в Исчерпывающий перечень.
В обращении в антимонопольный орган девелопер также
указал, что неправомерно не был допущен к участию в аукционе. Однако
при рассмотрении дела Комиссия установила, что участником аукциона может
быть признано юридическое лицо, соответствующее следующим обязательным
требованиям:
- осуществление юридическим лицом деятельности в качестве
застройщика не менее чем три года;
- наличие у юридического лица свидетельства о допуске
к работам по организации строительства.
Для подтверждения выполнения этих требований заявители
представляют:
- копии: разрешений на ввод объектов капитального
строительства в эксплуатацию; актов приемки объектов; документов,
подтверждающих ввод в эксплуатацию;
- выписку из реестра членов саморегулируемой организации
с указанием сведений о наличии у заявителя свидетельства о допуске
к работам по организации строительства объектов, строительство
которых предусмотрено договором о комплексном освоении территории в целях
возведения жилья экономкласса, право на заключение которого является
предметом аукциона.
При этом исходя из ч. 17 ст. 46.7 Градостроительного
кодекса РФ заявитель не допускается к участию в аукционе, в частности,
в случае подачи заявки на участие в аукционе лицом, не соответствующим
установленным ст. 46.8 настоящего Кодекса требованиям к участникам
аукциона.
Изучив представленные документы, Комиссия установила, что девелопер
вправе заключать договоры на осуществление организации работ по строительству,
реконструкции и капитальному ремонту, стоимость которых по одному
договору не превышает 10 млн руб.
Между тем согласно извещению о проведении аукциона
минимальная общая площадь жилых помещений экономкласса составляет 2600 кв. м,
а цена квадратного метра общей площади жилья – 32 644 руб.
Общая стоимость строительства по договору комплексного освоения территории
в целях строительства жилья экономкласса – 84 874 400 руб. Таким
образом, заявителю в любом случае было бы отказано в допуске к участию
в аукционе ввиду несоответствия требованиям ст. 46.8 Градостроительного
кодекса РФ.
Отметим, что заявление девелопера рассматривалось Тульским
УФАС в 2015 г., когда действовали старые правила. С 10 января
2016 г.
доводы об осуществлении процедур, не включенных в Исчерпывающий
перечень, о недопуске заявителя к участию в аукционе по продаже
права на заключение договора аренды земельного участка в целях
жилищного строительства и т.д. подлежат рассмотрению в порядке,
установленном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.
Подводя итоги
В строительной сфере административное обжалование в антимонопольные
органы имеет очевидные плюсы:
- незабюрократизированность процесса;
- небольшой срок рассмотрения жалоб;
- по итогам рассмотрения уполномоченному органу и организации,
осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть выданы обязательные для исполнения
предписания устранить нарушения порядка проведения процедур, включенных в исчерпывающие
перечни; а названной организации – в том числе предписание о заключении
или о расторжении договора, об изменении его условий, если податель
жалобы заявил такое требование;
- административная ответственность должностных лиц органов
власти по ст. 14.9.1 КоАП РФ за нарушение порядка
осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни.
Ответственность организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей, предусмотрена ст. 9.21
этого же Кодекса.
Кроме того, в рамках ст. 18.1 Закона о защите
конкуренции рассматриваются порядок и сроки осуществления административных
процедур в строительстве без увязывания выявленных нарушений с ограничением,
устранением, недопущением конкуренции или созданием условий, которые могли бы
повлечь ограничение, устранение, недопущение конкуренции, т.к. по результатам
рассмотрения жалоб антимонопольный орган, в первую очередь, принимает решение
об обоснованности или необоснованности доводов, изложенных заявителем.
Анастасия Ростиславова,
начальник отдела
контроля органов власти
УФАС по Тульской области
[1] Федеральный закон от 26 июля 2006 г.
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
[2] Для
сравнения: максимальный срок рассмотрения дела о нарушении
антимонопольного законодательства составляет девять месяцев.
[3]Полный текст решения по делу № 03-03/18-2015 размещен на сайте
Тульского УФАС tula.fas.gov.ru в разделе «Решения».
[4] См.: Приложение к Постановлению
правительства Тульской области от 19 ноября 2013 г. № 660.