Новости

ФАС России выдвинула требования к сделке на фармрынке
03 августа 2021 г.
Малый бизнес проверят на аффилированность с крупнейшими заказчиками
03 августа 2021 г.
Кассация подтвердила антиконкурентное соглашение в Подмосковье
03 августа 2021 г.
Суд округа признал ничтожным дорожный контракт в Челябинской области на полмиллиарда рублей
03 августа 2021 г.
Hamilton Medical AG подозревают в незаконной координации экономической деятельности на рынке поставок ИВЛ
03 августа 2021 г.
Минстрой России разработал механизм изменения госконтрактов из-за роста цен
18 марта 2021 г.
ФАС России выдала предписание по сделке Мосэнерго и Русэнергосбыта
03 августа 2021 г.
ЕЭК рассказала об изменениях в Методике расчета и порядке наложения штрафов за нарушения общих правил конкуренции на трансграничных рынках
24 ноября 2020 г.
ФАС России разъяснила вопросы дерегулирования цен на ряд услуг в портах
24 ноября 2020 г.
ComparetheMarket оштрафована на 17,9 млн фунтов стерлингов за установление паритета цен
19 ноября 2020 г.
Еще      Все новости
 Самое читаемое

Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 37931
Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
Количество просмотров 19877
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 19048
Сравнительная реклама в российском законодательстве
Количество просмотров 16783
Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
Количество просмотров 16742
Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 37931
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 19048
 Обзоры

 Анонcы

7-я практическая конференция «Управление юридическими рисками: статус 2020»
12–13 ноября 2020 г. пройдет 6-я практическая конференция «Управление юридическими рисками: статус 2020». Организатор – компания «Диалог Менеджмент Партнерс».!!!
Полный текст
Международная конференция Суда ЕАЭС «Новые вызовы интеграции ЕАЭС: правовое измерение»
25–27 ноября 2020 г. состоится ежегодная международная конференция Суда Евразийского экономического союза «Новые вызовы интеграции ЕАЭС: правовое измерение».
Полный текст
Тестовый анонс
Добро пожаловать в Ангарск!
Полный текст



О журнале Экспертный совет Архив Авторам Контакты
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Главная /  Аналитика /  ГОЗ: зона ответственности ФАС России
ГОЗ: зона ответственности ФАС России

Опубликовано в журнале «Конкуренция и право» № 4, 2016 г.


С 1 января 2015 г. на ФАС России возложены полномочия по осуществлению контроля в сфере государственного оборонного заказа (далее также – ГОЗ). В рамках реализации полномочий ФАС России  по нормативному правовому регулированию в сферах, отнесенных к компетенции антимонопольного ведомства и в целях повышения эффективности контроля и надзора,  в 2015–2016 гг. была проведена большая работа по совершенствованию законодательства в сфере государственного оборонного заказа. В результате значительно изменилось правовое регулирование общественных отношений в этой сфере, выросла эффективность контроля и усилилась ответственность за правонарушения.

 

1. Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 159-ФЗ[1]: 

  • внесены изменения, направленные на обеспечение защиты публичных интересов РФ в сфере ГОЗ;
  • установлены запреты (ч. 3 ст. 8) на действия (бездействие) головного исполнителя (исполнителей), которые приводят или могут привести к необоснованному завышению цены продукции, неисполнению либо ненадлежащему исполнению государственного контракта;
  • подробно регламентированы функции и полномочия ФАС России как контролирующего органа, определены порядок и правила проведения проверок, порядок возбуждения, рассмотрения и обжалования дел о нарушении законодательства в этой сфере. 

В КоАП РФ были введены нормы, устанавливающие дополнительные виды ответственности за совершение административных правонарушений: 

  • за отказ или уклонение поставщика (исполнителя, подрядчика) от заключения госконтракта по ГОЗ (ст. 7.29.2);
  • за нарушение должностным лицом головного исполнителя срока и порядка оплаты поставляемых (выполняемых, оказываемых) товаров (работ, услуг), в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования (ч. 2.1 ст. 14.55);
  • за грубое нарушение условий госконтракта, совершенное лицом, указанным в ч. 1, 2 или 2.1 ст. 14.55 Кодекса (ч. 3 ст. 14.55);
  • за ликвидацию или перепрофилирование головным исполнителем без согласования с государственным заказчиком производственных мощностей, обеспечивающих поставки продукции по ГОЗ (ст. 14.55.1);
  • за совершение действий (бездействие) головного исполнителя, исполнителя, которые приводят или могут привести к необоснованному завышению цены продукции, неисполнению либо ненадлежащему исполнению госконтракта (ст. 14.55.2);
  • за нарушение требования о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности в сфере ГОЗ (ч. 1 ст. 15.37);
  • за воспрепятствование осуществлению законной деятельности должностного лица федерального органа исполнительной власти, выполняющего функции по контролю и надзору в сфере ГОЗ, или должностных лиц его территориальных органов (ст. 19.4.2);
  • за непредставление информации и документов или представление заведомо недостоверных информации и документов в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в федеральный орган исполнительной власти, выполняющий функции по контролю и надзору в сфере ГОЗ (ст. 19.7.2). 

Кроме того, установлена возможность проведения административного расследования, а также сроки давности привлечения к ответственности увеличены с двух месяцев до одного года, что обеспечило соблюдение принципа неотвратимости наказания за нарушения.

Наконец, существенно расширен круг лиц, наделенных полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях в этой сфере. К ним дополнительно отнесены заместители начальников подразделений центрального аппарата ФАС России и заместители руководителей территориальных органов антимонопольного ведомства.


2. В целях обеспечения качественного выполнения заданий гособоронзаказа Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 317-ФЗ[2]были внесены поправки в Закон о ГОЗ (ч. 6.1 ст. 6). Ими установлена обязательность заключения контракта хозяйствующим субъектом, занимающим в данной сфере доминирующее положение на основании ст. 14 Закона о ГОЗ, а за отказ или уклонение поставщика (исполнителя, подрядчика) от заключения контракта предусмотрена административная ответственность в соответствии с новой нормой ч. 2 ст. 7.29.2 КоАП РФ.

Причем за отказ или уклонение от заключения контракта виновные лица подлежат привлечению к административной ответственности без проведения процедуры рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства непосредственно после выявления нарушения.

Помимо этого, Законом № 317-ФЗ Федеральной антимонопольной службе предоставлен доступ к сведениям, содержащимся в Единой информационной системе государственного оборонного заказа.


3. Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 264-ФЗ[3]закреплен повод к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.55.2 КоАП РФ, – решение комиссии, которым установлен факт нарушения законодательства в сфере ГОЗ.

При этом срок давности привлечения к административной ответственности за такие правонарушения на основании включенных в ст. 4.5 нововведений начинает исчисляться со дня вступления в силу решения по делу о нарушении законодательства о гособоронзаказе.

Таким образом, по наиболее важным делам, связанным с нарушением порядка ценообразования, которые ведут к необоснованному завышению цен в сфере ГОЗ, виновные лица будут привлекаться к административной ответственности после вынесения решения комиссией антимонопольного органа, а органы прокуратуры не смогут возбуждать дела по ст. 14.55.2 КоАП РФ.


4. Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 318-ФЗ[4]введена административная ответственность в виде дисквалификации должностного лица за повторное невыполнение в установленный срок законного предписания или требования федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю в сфере ГОЗ, либо его территориального органа (ч. 7.3 ст. 19.5 КоАП РФ).

Напомним, что невыполнение в установленный срок законного предписания или требования влечет административную ответственность для должностных лиц в виде административного штрафа в размере от 30 до 50 тыс. руб.; для юридических лиц – от 300 до 500 тыс. руб. (ч. 7.1 ст. 19.5 КоАП РФ).


5. Для того чтобы привести функции ФАС России в соответствие с решениями Президента РФ и Правительства РФ по совершенствованию контроля в сфере ГОЗ, был подготовлен и направлен в Госдуму проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 23.82 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Этим документом из полномочий Федеральной антимонопольной службы исключаются вопросы привлечения к административной ответственности по ст. 14.43, 14.44 КоАП РФ.

Необходимость принятия законопроекта обосновывается экономической направленностью контрольно-надзорной деятельности антимонопольного ведомства, а также тем, что оно не является органом, уполномоченным осуществлять контроль в сфере технического регулирования и соблюдения требований техрегламентов. Эти функции ФАС России переданы не были.


6. Подготовлен, одобрен Правительством РФ и направлен в Госдуму проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Им предлагается ввести ответственность уполномоченных банков за нарушение установленного порядка сопровождения банковских операций по отдельным счетам, предназначенным для обеспечения оплаты в интересах головных исполнителей (исполнителей) государственных контрактов (контрактов) по ГОЗ. Проектируемой ст. 15.40.1 КоАП РФ предусматривается ответственность должностных лиц уполномоченных банков за нарушение прав и законных интересов головных исполнителей и исполнителей при осуществлении платежей.


7. Разрабатываются и приводятся в соответствие с новой редакцией Закона о ГОЗ ведомственные нормативные правовые акты.

Приказом ФАС России от 23 июля 2015 г. № 649/15 «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы» определен перечень территориальных органов, осуществляющих функции по контролю за соблюдением законодательства в сфере государственного оборонного заказа.

В целях реализации полномочий, установленных подп. «б», «в» п. 8 ч. 1 ст. 15.3 Закона о ГОЗ изданы и после регистрации в Минюсте России в июне 2016 г. вступили в силу: 

  • Порядок рассмотрения дел о нарушениях законодательства РФ в сфере государственного оборонного заказа;
  • Порядок проведения плановых и внеплановых проверок соблюдения требований, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ в сфере государственного оборонного заказа[5]. 

Эти документы подробно определяют права и обязанности должностных лиц контролирующего органа и проверяемого лица, состав, сроки и последовательность проведения действий контролирующего органа по осуществлению государственного контроля (надзора), а также порядок взаимодействия контролирующего органа с юридическими лицами, иными органами государственной власти, учреждениями и организациями при проведении проверок. В них описана процедура получения информации заинтересованными лицами, сроки рассмотрения заявления и материалов дела, определены последовательность и сроки выполнения процедур рассмотрения дел, приведены формы документов, составляемые при осуществлении контроля (надзора) и др.

Во исполнение Плана-графика подготовки актов федеральных органов исполнительной власти и организаций, необходимых для реализации норм Закона № 159-ФЗ, разработаны: 

  • типовая форма приказа о проведении проверки;
  • порядок продления срока проверки;
  • порядок составления акта должностными лицами, осуществляющими проверку, в случае воспрепятствования их доступу на территорию или в помещение проверяемого лица;
  • форма протокола по результатам осмотра;
  • форма требования о представлении информации и документов, необходимых для проведения проверки;
  • порядок принятия контролирующим органом мотивированного решения об установлении нового срока представления информации и документов, которые были истребованы в ходе проверки, или мотивированного решения об отказе в его продлении с указанием причин;
  • форма акта результатов проверки;
  • порядок определения контролирующим органом места рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере ГОЗ;
  • правила передачи территориальным органом заявлений, материалов, дел о нарушении законодательства на рассмотрение в другой территориальный орган контролирующего контролирующего ведомства;
  • формы принимаемых комиссией актов и процессуальных документов;
  • форма и содержание заявления о пересмотре принятого комиссией решения и (или) выданного на его основании предписания по делу о нарушении законодательства по новым и (или) вновь открывшимся обстоятельствам. 

В целом комплекс нормотворческих инициатив вносит большой вклад в адвокатирование антимонопольного регулирования в сфере государственного оборонного заказа, способствует повышению эффективности защиты прав и законных интересов предпринимательства и государства.

 

Игорь Башлаков-Николаев,

начальник Юридического управления

в сфере гособоронзаказа ФАС России,

старший научный сотрудник Института

государства и права РАН,

кандидат экономических наук, магистр права



[1] Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 159-ФЗ).

[2] Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» и статью 7.29.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Закон № 317-ФЗ).

[3] Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 264-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[4] Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 318-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Закон № 318-ФЗ).

[5] Утв. соответственно приказами ФАС России от 2 декабря 2015 г. № 1197/15 и от 15 марта 2016 г. № 240/16.


25 августа 2016 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.











 Опрос

Какие принятые в 2021 г. законодательные инициативы, по Вашему мнению, наиболее значимы для развития конкуренции в РФ?

  
  
  
  
  
  
  
      





 



 
При любом использовании материалов сайта www.cljournal.ru указание на источник и гиперссылка обязательны.