С 1 января 2015 г. на ФАС России возложены
полномочия по осуществлению контроля в сфере государственного
оборонного заказа (далее также – ГОЗ). В рамках реализации полномочий ФАС
России по нормативному правовому регулированию в сферах, отнесенных к
компетенции антимонопольного ведомства и в целях повышения эффективности
контроля и надзора, в 2015–2016 гг. была проведена большая
работа по совершенствованию законодательства в сфере государственного
оборонного заказа. В результате значительно изменилось правовое
регулирование общественных отношений в этой сфере, выросла эффективность
контроля и усилилась ответственность за правонарушения.
1. Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 159-ФЗ[1]:
- внесены изменения, направленные на обеспечение защиты
публичных интересов РФ в сфере ГОЗ;
- установлены запреты (ч. 3 ст. 8) на действия
(бездействие) головного исполнителя (исполнителей), которые приводят или могут
привести к необоснованному завышению цены продукции, неисполнению либо
ненадлежащему исполнению государственного контракта;
- подробно регламентированы функции и полномочия ФАС
России как контролирующего органа, определены порядок и правила проведения
проверок, порядок возбуждения, рассмотрения и обжалования дел о нарушении
законодательства в этой сфере.
В КоАП РФ были введены нормы, устанавливающие дополнительные
виды ответственности за совершение административных правонарушений:
- за отказ или уклонение поставщика (исполнителя,
подрядчика) от заключения госконтракта по ГОЗ (ст. 7.29.2);
- за нарушение должностным лицом головного исполнителя
срока и порядка оплаты поставляемых (выполняемых, оказываемых) товаров
(работ, услуг), в том числе неисполнение обязанности по обеспечению
авансирования (ч. 2.1 ст. 14.55);
- за грубое нарушение условий госконтракта, совершенное
лицом, указанным в ч. 1, 2 или 2.1 ст. 14.55 Кодекса (ч. 3
ст. 14.55);
- за ликвидацию или перепрофилирование головным
исполнителем без согласования с государственным заказчиком
производственных мощностей, обеспечивающих поставки продукции по ГОЗ (ст. 14.55.1);
- за совершение действий (бездействие) головного
исполнителя, исполнителя, которые приводят или могут привести к необоснованному
завышению цены продукции, неисполнению либо ненадлежащему исполнению
госконтракта (ст. 14.55.2);
- за нарушение требования о ведении раздельного
учета результатов финансово-хозяйственной деятельности в сфере ГОЗ (ч. 1
ст. 15.37);
- за воспрепятствование осуществлению законной
деятельности должностного лица федерального органа исполнительной власти, выполняющего
функции по контролю и надзору в сфере ГОЗ, или должностных
лиц его территориальных органов (ст. 19.4.2);
- за непредставление информации и документов или представление
заведомо недостоверных информации и документов в орган,
уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок товаров,
работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в федеральный
орган исполнительной власти, выполняющий функции по контролю и надзору
в сфере ГОЗ (ст. 19.7.2).
Кроме того, установлена возможность проведения
административного расследования, а также сроки давности привлечения к ответственности
увеличены с двух месяцев до одного года, что обеспечило соблюдение
принципа неотвратимости наказания за нарушения.
Наконец, существенно расширен круг лиц, наделенных
полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях
в этой сфере. К ним дополнительно отнесены заместители начальников подразделений
центрального аппарата ФАС России и заместители руководителей
территориальных органов антимонопольного ведомства.
2. В целях обеспечения качественного выполнения заданий гособоронзаказа
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 317-ФЗ[2]были внесены поправки в Закон о ГОЗ (ч. 6.1 ст. 6). Ими установлена
обязательность заключения контракта хозяйствующим субъектом, занимающим в данной
сфере доминирующее положение на основании ст. 14 Закона о ГОЗ, а за отказ
или уклонение поставщика (исполнителя, подрядчика) от заключения
контракта предусмотрена административная ответственность в соответствии с новой
нормой ч. 2 ст. 7.29.2 КоАП РФ.
Причем за отказ или уклонение от заключения
контракта виновные лица подлежат привлечению к административной
ответственности без проведения процедуры рассмотрения дела о нарушении
антимонопольного законодательства непосредственно после выявления
нарушения.
Помимо этого, Законом № 317-ФЗ Федеральной
антимонопольной службе предоставлен доступ к сведениям, содержащимся в Единой
информационной системе государственного оборонного заказа.
3. Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 264-ФЗ[3]закреплен повод к возбуждению дел об административных правонарушениях,
предусмотренных ст. 14.55.2 КоАП РФ, – решение комиссии, которым
установлен факт нарушения законодательства в сфере ГОЗ.
При этом срок давности привлечения к административной
ответственности за такие правонарушения на основании включенных в ст. 4.5
нововведений начинает исчисляться со дня вступления в силу решения по делу
о нарушении законодательства о гособоронзаказе.
Таким образом, по наиболее важным делам, связанным с нарушением
порядка ценообразования, которые ведут к необоснованному завышению цен в сфере
ГОЗ, виновные лица будут привлекаться к административной ответственности
после вынесения решения комиссией антимонопольного органа, а органы
прокуратуры не смогут возбуждать дела по ст. 14.55.2
КоАП РФ.
4. Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 318-ФЗ[4]введена административная ответственность в виде дисквалификации
должностного лица за повторное невыполнение в установленный срок
законного предписания или требования федерального органа исполнительной
власти, осуществляющего функции по контролю в сфере ГОЗ, либо его
территориального органа (ч. 7.3 ст. 19.5 КоАП РФ).
Напомним, что невыполнение в установленный срок
законного предписания или требования влечет административную
ответственность для должностных лиц в виде административного штрафа в размере
от 30 до 50 тыс. руб.; для юридических лиц – от 300
до 500 тыс. руб. (ч. 7.1 ст. 19.5 КоАП РФ).
5. Для того чтобы привести функции ФАС России в соответствие
с решениями Президента РФ и Правительства РФ по совершенствованию
контроля в сфере ГОЗ, был подготовлен и направлен в Госдуму проект
федерального закона «О внесении изменений в статьи 23.82 и 28.3
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Этим
документом из полномочий Федеральной антимонопольной службы исключаются
вопросы привлечения к административной ответственности по ст. 14.43,
14.44 КоАП РФ.
Необходимость принятия законопроекта обосновывается
экономической направленностью контрольно-надзорной деятельности
антимонопольного ведомства, а также тем, что оно не является органом,
уполномоченным осуществлять контроль в сфере технического регулирования и соблюдения
требований техрегламентов. Эти функции ФАС России переданы не были.
6. Подготовлен, одобрен Правительством РФ и направлен
в Госдуму проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс
Российской Федерации об административных правонарушениях». Им предлагается
ввести ответственность уполномоченных банков за нарушение установленного
порядка сопровождения банковских операций по отдельным счетам,
предназначенным для обеспечения оплаты в интересах головных
исполнителей (исполнителей) государственных контрактов (контрактов) по ГОЗ.
Проектируемой ст. 15.40.1 КоАП РФ предусматривается ответственность
должностных лиц уполномоченных банков за нарушение прав и законных
интересов головных исполнителей и исполнителей при осуществлении
платежей.
7. Разрабатываются и приводятся в соответствие с новой
редакцией Закона о ГОЗ ведомственные нормативные правовые акты.
Приказом ФАС России от 23 июля 2015 г. № 649/15
«Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной
антимонопольной службы» определен перечень территориальных органов,
осуществляющих функции по контролю за соблюдением законодательства в сфере
государственного оборонного заказа.
В целях реализации полномочий, установленных подп. «б»,
«в» п. 8 ч. 1 ст. 15.3 Закона о ГОЗ изданы и после
регистрации в Минюсте России в июне 2016 г. вступили в силу:
- Порядок рассмотрения дел о нарушениях законодательства РФ
в сфере государственного оборонного заказа;
- Порядок проведения плановых и внеплановых проверок
соблюдения требований, установленных законодательными и иными нормативными
правовыми актами РФ в сфере государственного оборонного заказа[5].
Эти документы подробно определяют права и обязанности
должностных лиц контролирующего органа и проверяемого лица, состав, сроки
и последовательность проведения действий контролирующего органа по осуществлению
государственного контроля (надзора), а также порядок взаимодействия
контролирующего органа с юридическими лицами, иными органами государственной
власти, учреждениями и организациями при проведении проверок. В них
описана процедура получения информации заинтересованными лицами, сроки
рассмотрения заявления и материалов дела, определены последовательность и сроки
выполнения процедур рассмотрения дел, приведены формы документов, составляемые
при осуществлении контроля (надзора) и др.
Во исполнение Плана-графика подготовки актов федеральных
органов исполнительной власти и организаций, необходимых для реализации
норм Закона № 159-ФЗ, разработаны:
- типовая форма приказа о проведении проверки;
- порядок продления срока проверки;
- порядок составления акта должностными лицами, осуществляющими
проверку, в случае воспрепятствования их доступу на территорию или в помещение
проверяемого лица;
- форма протокола по результатам осмотра;
- форма требования о представлении информации и документов,
необходимых для проведения проверки;
- порядок принятия контролирующим органом мотивированного
решения об установлении нового срока представления информации и документов,
которые были истребованы в ходе проверки, или мотивированного решения
об отказе в его продлении с указанием причин;
- форма акта результатов проверки;
- порядок определения контролирующим органом места
рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере ГОЗ;
- правила передачи территориальным органом заявлений,
материалов, дел о нарушении законодательства на рассмотрение в другой
территориальный орган контролирующего контролирующего ведомства;
- формы принимаемых комиссией актов и процессуальных
документов;
- форма и содержание заявления о пересмотре
принятого комиссией решения и (или) выданного на его основании
предписания по делу о нарушении законодательства по новым и (или)
вновь открывшимся обстоятельствам.
В целом комплекс нормотворческих инициатив вносит большой
вклад в адвокатирование антимонопольного регулирования в сфере
государственного оборонного заказа, способствует повышению эффективности защиты
прав и законных интересов предпринимательства и государства.
Игорь Башлаков-Николаев,
начальник Юридического управления
в сфере гособоронзаказа ФАС России,
старший научный сотрудник Института
государства и права РАН,
кандидат экономических наук, магистр права
[1] Федеральный закон
от 29 июня 2015 г. № 159-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» и отдельные
законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 159-ФЗ).
[2] Федеральный закон
от 3 июля 2016 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе»
и статью 7.29.2 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях» (далее – Закон № 317-ФЗ).
[3] Федеральный закон
от 3 июля 2016 г. № 264-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные
законодательные акты Российской Федерации».
[4] Федеральный закон
от 3 июля 2016 г. № 318-ФЗ «О внесении изменений
в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее –
Закон № 318-ФЗ).
[5] Утв. соответственно приказами ФАС
России от 2 декабря 2015 г. № 1197/15
и от 15 марта 2016 г. № 240/16.