Опубликовано в журнале «Конкуренция и право» № 2, 2016 г.
В комплаенсе корпоративных закупок
(без государственного участия) основное внимание уделяется соблюдению
закона Сарбейнса – Оксли, достижению лучшего экономического результата
и его корректного отражения в финансовой отчетности компании, следованию
основным положениям регламента по закупкам. Автор статьи рассматривает
специфику этого правового института и находит подводные камни с точки
зрения защиты конкуренции.
Иностранные нормы в положениях о закупке
и договорах
Российские подразделения зарубежных транснациональных
корпораций (далее также – ТНК) часто интегрируют ссылки на необходимость
соблюдения американских законов Сарбейнса – Оксли (Sarbanes – Oxley Act
2002) и FCPA (Foreign Corrupt Practices Act 1977, или Закон
о противодействии иностранной коррупции 1977 г.) в свои
положения о закупках и типовые формы договоров.
Приведем выдержки из такого договора:
«17.2. Применимое право:
Юридическая сила, толкование, трактовка и исполнение
настоящего Договора осуществляются в соответствии с правом Российской
Федерации. К настоящему Договору неприменима Конвенция ООН о договорах
международной купли-продажи товаров. В случае возникновения споров версия
Договора на русском языке имеет преимущество.
17.13. Закон о противодействии иностранной коррупции
1977 года:
(а) Стороны по Договору признают, что на ООО «….»
как на компанию группы «…» распространяется действие положений Закона
Соединенных Штатов Америки о противодействии иностранной коррупции от 1977 года
(далее – «Закон о противодействии иностранной коррупции»), при этом
каждая сторона по Договору обязуется соблюдать нормы поведения,
установленные Законом о противодействии иностранной коррупции. Стороны
гарантируют друг другу, что ни прямо, ни косвенно не будут
делать никаких предложений, осуществлять платежи, обещать оплату или разрешать
выплату каких-либо денежных сумм, а также предлагать, дарить, обещать или разрешать
передачу каких-либо ценных предметов какому-либо иностранному должностному
лицу, политической партии иностранного государства или ее деятелю, а также
кандидату на политический пост иностранного государства или любому
другому лицу в нарушение запретов, установленных Законом о противодействии
иностранной коррупции (далее – «Предосудительный платеж»).
(б) В случае если одна из сторон уличена в осуществлении
Предосудительного платежа, другая сторона (далее – «Не совершавшая
платежа Сторона») имеет право расторгнуть настоящий Договор незамедлительно по предоставлении
письменного уведомления и получить от Стороны, совершившей
Предосудительный платеж (i) сумму или стоимость Предосудительного
платежа в той степени, в которой Предосудительный платеж был сделан за счет
Не совершавшей платежа Стороны или оплачен ею, и (ii) сумму,
равную всем штрафам или расходам, понесенным Не совершавшей платежа
Стороной в связи с таким Предосудительным платежом».
Каким образом в случае спора по договору с применимым
российским правом будет решаться вопрос о нарушении норм зарубежной
юрисдикции, если обе стороны являются зарегистрированными в РФ
юридическими лицами? Поскольку финансовые махинации и коррупция
противозаконны во всех странах, необязательно добавлять оговорку об использовании
положений иностранного закона в регулируемые российским правом документы российского
юрлица с зарубежными инвестициями: она может усложнять правоприменение.
Противодействие коррупции и конкуренция
Требование о соблюдении Закона о противодействии
иностранной коррупции 1977 г. отражает традиционную борьбу с коррупцией
в закупках. Коррумпированный поставщик, безусловно, наносит вред как закупающей
компании, вынужденной платить больше за часто некачественные товары
(работы, услуги), так и добросовестным участникам торгов, один из которых
выиграл бы сделку при прозрачном, справедливом закупочном процессе.
Примеры анализа основных признаков наличия коррупции можно
найти в следующих источниках:
- Антикоррупционный бизнес-портал (Business Anti-corruption
Portal[1]);
- Финансовый аудит публичных закупок ЕС (Committee
of the Supreme Audit Institutions of the European Union
(2008)): Checklist for use in financial audit of public procurement[2]);
- ОЭСР: повышение надежности публичных закупок (OECD (2008): Checklist
for enhancing integrity in public procurement[3]);
- Всемирный банк (World Bank (2009): Most common red flags
of fraud and corruption in procurement[4]).
В ходе тендерного процесса коррумпированный закупщик
договаривается об инфлировании цены «своего» поставщика и, чтобы
обеспечить ему победу, старается собрать такой форум участников, который даст
еще более высокие цены. Поэтому открытый доступ к торгам помогает бороться
с коррупцией, а также стимулировать справедливую конкуренцию.
Несмотря на это, многие торги по корпоративным
закупкам проводятся в закрытой форме.
Повышение открытости корпоративных закупок
Не только торги, но и корпоративные положения
о закупках юридических лиц без государственного участия, как правило,
закрыты, в том числе по вопросам коммерческой тайны.
К тому же регламенты по закупкам (иногда
называемые положениями, стандартами, политиками, процедурами и т.д.) не всегда
принимаются в виде локальных нормативных актов и в лучшем случае
представляют собой корпоративные стандарты, за нарушение которых не предусмотрены
дисциплинарные взыскания.
Так, в Diageo plc (Великобритания) принят глобальный
стандарт по закупкам, который устанавливает дисциплинарное взыскание для сотрудника,
нарушившего его положения в части порядка проведения торгов, и распространяет
свое действие на закупочную деятельность как штаб-квартиры, так и подразделений
ТНК. Однако закупочная деятельность ЗАО «Д Дистрибьюшен» (РФ), входящего в эту
корпорацию, ведется на основании локального стандарта по закупкам
(политики по закупкам), принятого при одобрении руководителя отдела
закупок и финансового директора этого Общества. Политика по закупкам
не принимается в форме локального нормативного акта и не содержит
положений о дисциплинарном взыскании, притом что в глобальном
стандарте закреплено обязательство каждого «рынка», где учреждено подразделение
ТНК, действовать в соответствии с настоящим документом или иными
правилами, если они более строгие.
Таким образом, с одной стороны, существуют требования о соблюдении
иностранных законов, включенные в положения о закупках и типовые
договоры российского подразделения ТНК, а с другой – глобальный
и локальный регламенты по закупкам не вполне соответствуют друг
другу. В идеале следует придерживаться единообразного подхода к формированию
корпоративных документов всех уровней.
Регламент по закупкам прежде всего регулирует
корпоративные отношения юридического лица и поэтому создает права и обязанности
для его сотрудников, а не для внешних контрагентов
закупочного правоотношения (поставщиков, подрядчиков). Стороны согласуют условия
торгов при отправлении тендерного запроса (условия организатора) и ответных
коммерческих предложений (условия участников), а регламент по закупкам
организатора не может создавать права и обязанности участников,
которые могут не знать о внутреннем порядке принятия решений на торгах
закупающей стороной. Иными словами, иск пострадавшего участника не может
быть основан на нарушении организатором торгов внутреннего регламента, и в то же
время английский суд может обратиться к этому документу, чтобы оценить
соблюдение принципа справедливости ответчиком (нарушение организатором «правил
игры», установленных им же, не допускается[5]).
В российской практике не распространен анализ порядка принятия
решения по торгам коммерческих юридических лиц без государственного
участия.
В сфере публичных закупок, в отличие от коммерческих,
действует эффективное нормативное регулирование содержания положений о закупке.
Эти положения находятся в открытом доступе согласно ст. 4 Федерального
закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках
товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и заранее
известны участникам торгов. Регламенты по коммерческим закупкам могут
относиться к коммерческой тайне, меняются время от времени по инициативе
закупающей стороны и неизвестны участникам. Целесообразно, чтобы регламенты
по корпоративным закупкам также размещались в открытом доступе, за исключением
информации, относящейся к коммерческой тайне.
Баланс свободы воли и регулирования
Свобода воли и дух предпринимательства – основа
здорового делового оборота. Поэтому корпоративные закупщики, согласно выбранной
ими категорийной стратегии, могут запрещать закупку у иных поставщиков, чем
те, что указаны в базе (так называемые преференциальные поставщики). Такая
методика направлена на то, чтобы уменьшить «распыление» закупок по разным
поставщикам и для экономии консолидировать объем товаров (работ,
услуг) у одного из них.
Но если в течение нескольких лет у такого
преференциального поставщика нет конкурентов, то условия сотрудничества с ним
не всегда будут выгодны закупающей стороне. Действуя по инерции и привыкнув
к «удобному» поставщику, закупщик может не допускать ни к предварительной
квалификации, ни к торгам новых контрагентов, неумышленно ограничивая
этим конкуренцию.
Как часто предложения о сотрудничестве новых
контрагентов остаются непрочитанными или неотвеченными… Должен ли корпоративный
закупщик давать обратную связь на поступившие предложения о сотрудничестве?
Это спорный вопрос. С точки зрения делового этикета и обеспечения
справедливой конкуренции, пожалуй, да. А с точки зрения загрузки
персонала по изучению, к сожалению, не всегда адекватных
предложений о сотрудничестве – пожалуй, нет. Как золотую середину целесообразно
рассматривать поступающие предложения, ведь они могут оказаться гораздо
выгоднее условий, закрепленных несколько лет назад с преференциальным
поставщиком, и давать краткую обратную связь по неподходящим
предложениям (например, направляется типовой текст отказа).
Возможно, в скором будущем, если будут внесены изменения
в Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите
конкуренции» в части установления требований об обязательной доле
закупок у субъектов малого предпринимательства крупными компаниями, рассмотренная
проблема комплаенса исчезнет и возникнет новая – проблема контроля
за соблюдением такой обязательной доли.
Однако преференциальные поставщики определяются исходя из многофакторного
анализа и, как правило, относятся к критическим для бизнеса
категориям (например, сырье необходимого качества для производства).
Поэтому механизм повышения доли закупок у малых предпринимателей
желательно реализовывать не по любой номенклатуре, смещая акцент с административного
на стимулирующий (в частности, налоговые льготы).
Итак, комплаенс направлен на обеспечение
работоспособности основных точек контроля в закупочном процессе, создаваемом
корпорацией по своему усмотрению и указываемом в закрытом
регламенте. Такие меры, как повышение открытости торгов, открытый доступ к стандартам
по закупкам, стимулирование конкуренции для преференциальных
поставщиков и т.д., окажут положительное влияние на развитие
конкуренции в целом и на экономический результат закупающей
стороны в частности.
Екатерина Баранникова,
эксперт, Экспертный совет
при Правительстве РФ
по направлению «Повышение эффективности госзакупок»
[1]http://www.business-anti-corruption.com/due-diligence-tools/public-procurement-tool/.
[2] http://eca.europa.eu/portal/pls/portal/docs/1/3088305.PDF.
[3] http://www.oecd.org/dataoecd/54/41/41760991.pdf.
[4] http://siteresources.worldbank.org/INTDOII/Resources/Red_flags_reader_friendly.pdf.
[5] Smith Bros & Wilson v. British Columbia
Hydro (1997) 30 BCLR (3d) 334 (SCBC).