Новости

ФАС России выдвинула требования к сделке на фармрынке
03 августа 2021 г.
Малый бизнес проверят на аффилированность с крупнейшими заказчиками
03 августа 2021 г.
Кассация подтвердила антиконкурентное соглашение в Подмосковье
03 августа 2021 г.
Суд округа признал ничтожным дорожный контракт в Челябинской области на полмиллиарда рублей
03 августа 2021 г.
Hamilton Medical AG подозревают в незаконной координации экономической деятельности на рынке поставок ИВЛ
03 августа 2021 г.
Минстрой России разработал механизм изменения госконтрактов из-за роста цен
18 марта 2021 г.
ФАС России выдала предписание по сделке Мосэнерго и Русэнергосбыта
03 августа 2021 г.
ЕЭК рассказала об изменениях в Методике расчета и порядке наложения штрафов за нарушения общих правил конкуренции на трансграничных рынках
24 ноября 2020 г.
ФАС России разъяснила вопросы дерегулирования цен на ряд услуг в портах
24 ноября 2020 г.
ComparetheMarket оштрафована на 17,9 млн фунтов стерлингов за установление паритета цен
19 ноября 2020 г.
Еще      Все новости
 Самое читаемое

Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 37931
Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
Количество просмотров 19877
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 19048
Сравнительная реклама в российском законодательстве
Количество просмотров 16783
Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
Количество просмотров 16742
Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 37931
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 19048
 Обзоры

 Анонcы

7-я практическая конференция «Управление юридическими рисками: статус 2020»
12–13 ноября 2020 г. пройдет 6-я практическая конференция «Управление юридическими рисками: статус 2020». Организатор – компания «Диалог Менеджмент Партнерс».!!!
Полный текст
Международная конференция Суда ЕАЭС «Новые вызовы интеграции ЕАЭС: правовое измерение»
25–27 ноября 2020 г. состоится ежегодная международная конференция Суда Евразийского экономического союза «Новые вызовы интеграции ЕАЭС: правовое измерение».
Полный текст
Тестовый анонс
Добро пожаловать в Ангарск!
Полный текст



О журнале Экспертный совет Архив Авторам Контакты
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Главная /  Аналитика /  Лабиринт Минотавра
Лабиринт Минотавра

Опубликовано в журнале «Конкуренция и право» № 1, 2016 г.


Предметом дискуссии первого номера нашего журнала стал Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»[1]. ФАС России уже давно ведет цикл бесед о механизме закупки. О том, каковы итоги и наиболее важные достижения применения Закона, какая работа проведена антимонопольным органом в области совершенствования механизма закупок и так ли необходимо внесение поправок, подробно рассказывает начальник Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Татьяна Павловна Демидова.

 

Татьяна Павловна, в последнее время ФАС России проводился целый ряд мероприятий, связанных с Законом № 223-ФЗ. Чем это вызвано?

– Можно сказать, что первый этап применения Закона завершился, и уже сформулированы основные практические вопросы.

По результатам первого драфта исследования всех проблем, выявленных по результатам контроля, ФАС России с привлечением крупных заказчиков из числа   действующих в рамках Закона №223-ФЗ был подготовлен и  опубликован в 2015 г. Стандарт осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц[2].

Стандарт содержит рекомендации заказчикам, реализация которых способствует проведению закупочных процедур более открыто, доступно и конкурентоспособно. Обеспечение прозрачности проведения отбора исполнителя приводит к максимальному участию компаний в закупках.

 

Как антимонопольная служба оценивает влияние этого документа на закупки субъектов, определенных Законом № 223-ФЗ?

– Стандарт, кроме опубликования на официальном сайте ФАС России, направлен в адреса заказчиков и глав субъектов РФ.

В качестве положительного фактора необходимо отметить применение подходов и принципов осуществления закупочной деятельности, содержащихся в Стандарте, в положениях о закупках заказчиков. А это можно назвать первым шагом к единообразию закупочной деятельности и обеспечению доступа к закупкам организаций - участников.

 

Закон № 223-ФЗ позволяет заказчикам самостоятельно выстраивать систему закупок: они утверждают положение о закупке и руководствуются этим документом. При этом в положении могут быть закреплены условия, ограничивающие конкуренцию в закупках. Как ФАС России защищает конкуренцию в такой ситуации?

– Каждый из заказчиков самостоятельно разрабатывает свое положение о закупке, предусмотрев в нем  все, что считают необходимым.

Это приводит к бесконечному разнообразию наименований процедур, которые проводятся в рамках Закона № 223-ФЗ. Так, в настоящее время на официальном сайте ФАС России зарегистрировано более 2000 наименований закупочных процедур, отличающихся многообразием требований к участникам, составу заявки, порядку проведения отбора. У каждого свои механизмы, свои подходы. В итоге компаниям, желающим участвовать в закупке, нужно провести почти научное исследование каждого положения, чтобы понять, как принять участие в закупке.

Но даже при таком подходе заказчики далеко не всегда соблюдают собственные правила осуществления закупок, содержащихся в Положении.

Так по результатам контроля за соблюдением заказчиками норм Закона №223-ФЗ за 2014 год в 30% случаев жалобы признавались обоснованными, в 2015 году данный показатель превысил 40%.

 

Расскажите подробнее, как велась работа над этим документом.

– На разработку Стандарта ушел целый год. В начале 2014 г. был проведен анализ проблем применения положений Закона № 223-ФЗ и основных нарушений, допускаемые заказчиками. Конечно, рассматривались особенности закупок: например, в рамках этого Закона закупаются и атомные реакторы, и обычная бумага. Некоторые направления, такие как атомная промышленность, нефтедобыча, газодобыча, космическая отрасль, отличаются определенной спецификой. С учетом этого долго обсуждалось, насколько возможно создание единых правил. В итоге к концу 2014 г. пришли к согласованной версии, которая и была направлена официальным письмом, чтобы все, в том числе участвующие в утверждении положения, имели возможность прогнозировать их на предмет открытости, публичности и прозрачности.

В настоящее время Стандарт активно используется субъектами РФ. Проводятся и публичные слушания, на которые приглашаются заказчики в рамках Закона № 223-ФЗ.

 

Планируется ли вслед за развитием практики изменение Стандарта или разработка новых рекомендаций?

– В ближайшее время мы собираемся проанализировать все предложения, поступившие в ФАС России на предмет необходимости внесения дополнений в Стандарт.

Вместе с тем Стандарт не является единственным направлением в сфере регулирования закупок в рамках Закона 223-ФЗ. В настоящее время можно выделить также  еще одно из направлений деятельности государства в области закупок – это поддержка малого бизнеса.

Данной работе уделяется особое внимание в рамках не только Закона 223-ФЗ, но и Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»[3].

В этой части в части закупок, осуществляемых по Закону 223-ФЗ принято Постановление Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1352, устанавливающее порядок осуществления закупок у субъектов малого предпринимательства. В полном объеме оно заработало с января 2016 г. В этом документе установлено два способа закупки у субъектов малого предпринимательства. Прежде всего, прямые закупки, когда отбор исполнителя происходит исключительно среди малого бизнеса, и закупки второй руки, когда в контракте устанавливается обязанность при его исполнении привлечь субъектов малого предпринимательства в качестве субподрядчиков.

 

Это Постановление всех напугало?

– Напугала, наверное, ответственность, установленная за его несоблюдение. Согласно Закону № 223-ФЗ если заказчики не выполняют объем размещения закупок у субъектов малого предпринимательства, то в течение следующего года они обязаны осуществлять закупки исключительно в рамках Закона № 44-ФЗ, которым предусмотрены более жесткие процедуры, детальная регламентация, раскрытие намного большего блока информации и документов.

 

В чем принципиальная разница между законами № 44-ФЗ и № 223-ФЗ?

– Закон № 223-ФЗ – это закон о намерении, который говорит одно: сделайте публично, разработайте любые самостоятельные правила и соблюдайте их. Единственная обязанность – положение о закупке, а также информацию по закупке публиковать на официальном сайте zakupki.gov.ru.

В рамках Закона № 44-ФЗ ситуация намного более урегулирована. Устанавливаются закрытый способ закупок, закрытые перечни требований, который можно предъявлять к участнику, и документов, которые можно требовать в составе заявки от участника, четко и детально, с указанием сроков регламентируется проведение каждой процедуры. Фактически это пошаговая инструкция.

Помимо этого, Закон № 44-ФЗ регулирует непосредственно закупки за счет средств федерального, регионального бюджетов и бюджета местного самоуправления. А Закон № 223-ФЗ – за счет денежных средств самих хозяйствующих субъектов, в том числе с долей государственного участия более 50%. Под его действие попадают также субъекты естественных монополий, а также ГУПы, МУПы и автономные учреждения.

 

Таким образом, Закон № 223-ФЗ распространяется на очень широкий круг лиц. Планируется ли дифференциация норм, учитывающая отраслевую специфику, объем операций?

– Закон 223-ФЗ содержит основные принципы осуществления закупочной деятельности. Всю специфику закупки, учитывающую в том числе объем операций, возможно установить в Положении о закупке.

Вместе с тем, точка зрения участников рынка по вопросу дальнейшего развития законодательства о закупках совпадает с выводом государства: настала пора дополнительно урегулировать закупочную деятельность субъектов по Закону № 223-ФЗ.

 

Почему?

– Потому что, во-первых, это хозяйствующие субъекты, которые осуществляют свою деятельность в том числе с использованием государственного капитала. Сказать, что они свободны и несут все риски, будет не совсем правильно: в данном случае государство – учредитель, и оно так или иначе тоже несет ответственность в сфере деятельности компаний, в том числе репутационные риски. Во-вторых, объем денежных средств, расходуемых соответствующими компаниями, значительно превышает объем денежных средств, расходуемых даже в сфере государственных закупок.

Рост экономики должен сопрягаться с возможностью свободного участия в любых хозяйствующих сетях и направлениях деятельности на данном товарном рынке: должна быть свобода конкуренции и свобода осуществления предпринимательской деятельности. В настоявшее время возрастает роль общественного контроля. Например, сейчас Общероссийский народный фронт активно занимается вопросами порядка осуществления закупок по двум указанным законам.

Вместе с тем в рамках Закона № 223-ФЗ пока существует единственный механизм контроля – рассмотрение жалоб участников закупок в ФАС России.

 

У вас достаточно большое Управление…

– Управление одно из самых больших в центральном аппарате ФАС России.

Это объясняется объемами рассмотрения обращений и сроками. Нужно обратить внимание на то, что срок для рассмотрения жалоб, а следовательно для защиты интересов участников закупки самый короткий: по Закону № 44-ФЗ – пять рабочих дней с момента поступления жалобы, по Закону № 223-ФЗ рассмотрение осуществляется в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции[4]и составляет семь рабочих дней.

В рамках Закона 223-ФЗ Управлением рассматриваются исключительно случаи, когда заказчик что-то покупает. На процедуры продажи имущества нормы Закона № 223-ФЗ не распространяются.


Как пошагово происходит закупка?

– Заказчик разрабатывает и утверждает положение о закупке, нормы которого он должен соблюдать.

Допустим, у него возникает необходимость закупить бумагу. В положении предусматривается порядок закупки: закупка у единственного поставщика либо конкурс, аукцион, запрос предложений, переторжка и т.д. Для проведения уже непосредственно процедуры закупки разрабатывается соответствующая документация, в которой уже более детально регламентируется проведение данной процедуры, устанавливаются требования к участникам, составу заявки, перечню документов, срокам для подачи заявки и ее рассмотрения.

Затем проводится собственно процедура.

Любой участник закупки (хозяйствующий субъект  - потенциальный участник закупки) может обратиться за защитой своих прав и законных интересов в антимонопольный орган с жалобой, в том числе, в случае установления в документации о закупке требований, приводящих к незаконном ограничению участия (например, требования о наличии у участника лицензии не относящийся к предмету закупки), незаконного отказа в допуске к участию в закупке.

 

Как проходит процедура контроля и выдачи предписаний?

– Процедуру рассмотрения жалобы в антимонопольном органе можно сравнить с судебным рассмотрением. В роли истца у нас участник закупки, в роли ответчика – заказчик. Процедура проходит по квазисудебному механизму. В семидневный срок после поступления жалобы мы приглашаем участника и заказчика на заседание комиссии.

По результатам рассмотрения всех представленных сторонами документов и материалов принимается коллегиальное решение. Если нарушение не выявлено, выносится решение о признании жалобы необоснованной. В противном случае выдается предписание, в котором отражается перечень действий, которые необходимо осуществить заказчику с целью устранения выявленных нарушений.

После принятия соответствующего решения у заказчиков есть два варианта дальнейших действий: либо исполнять выданные им акты, либо в случае несогласия обжаловать в судебном порядке.

Если за выявленное нарушение предусмотрена административная ответственность, то в решении фиксируется также соответствующая норма КоАП РФ, а затем материалы передаются уполномоченным должностным лицам для возбуждения дела об административном правонарушении.

 

Например?

– Например, нарушения допускаемые в части допуска участников закупки; разработка документации с нарушением требования закона, в том числе отсутствия в документации порядка оценки заявок; не размещение информации, обязанность размещения которой предусмотрена нормами Закона 223-ФЗ.

 

Это касается должностных лиц?

– За нарушение норм Закона № 223-ФЗ в соответствии с положениями КоАП РФ административную ответственность несут как должностные, так и юридические лица.

 

Обжалуют?

– Безусловно, обжалуют. Очень много вопросов дошли и до Верховного Суда РФ, судебные акты которого помогают в формировании единообразной практики осуществления закупок и контроля.

Например, в свое время благодаря судебным актам была поставлена точка в вопросе может ли ФАС России, как контрольный орган, рассматривать жалобы на осуществление закупки в форме запроса котировок либо переторжки.

 

Что такое переторжка?

– По порядку проведения переторжка может быть разной. Например, предусматривать возможность после подачи заявки, содержащей ценовое предложение, предложить иную цену исполнения договора. По сути это аукцион, но в положении о закупке он называется переторжкой. А так как другое наименование, по мнению заказчика, контроль в рамках 223-ФЗ не мог осуществляться.

Рассмотрения этого вопроса доходило до высшей судебной инстанции. ВС РФ подтвердил наши полномочия и правомерность рассмотрения таких закупок на предмет соответствия требованиям закона.

Вопросы, являвшиеся предметом рассмотрения в свое время ВАС РФ, а сейчас ВС РФ учитываются как контрольными органами, так и заказчиками, в связи с чем в настоящее время встречаются довольно редко.

Я уже приводила пример нарушения, когда в документации о закупке вообще не раскрывался порядок оценки заявок. Некоторые заказчики считали, что они не обязаны устанавливать такой порядок в документации, что потом комиссия по существующему только у них порядку разберется, какое предложение лучше, а участникам знать необязательно. Трудно участвовать в закупке, когда почти невозможно предугадать, на что сделать больший акцент – на качество либо на квалификацию, и неизвестно, что для заказчика более важно – техническое предложение, оборудование или ресурсы. Когда в документации о закупке не раскрывается, что будет предметом оценки и какова значимость соответствующего показателя, сформировать предложение о закупке, чтобы стать победителем, бывает проблематично. Кроме того, при отсутствии в документации порядка оценки не исключена вероятность субъективной оценки заявок членами комиссии.

С целью недопущения нарушений положений Закона 223-ФЗ мы осуществляем не только полномочия по контролю, но и проводим мероприятия, цель которых предотвратить возможность совершения нарушения, объяснить заказчикам, что необходимо учесть при разработке документации и определении порядка закупки, чтобы создать равные условия ее участникам. Есть такое понятие «адвокатирование конкуренции». В него входит работа не только с заказчиком, но и с участниками закупки. ФАС России разъясняет им, как они могут защитить свои права, как правильно обратиться с жалобой. Это тоже определенный правовой механизм.

 

Процедура подачи жалобы?

– Да, процедура обжалования действий заказчика.

 

Каковы, по Вашему мнению, итоги применения Закона № 223-ФЗ?

– Основной его целью было сделать шаг в направлении открытости закупок. Это удалось.

Опубличивание или раскрытие информации позволило, во-первых, выявить подходы и практики при закупках товаров, работ, услуг хозяйствующими субъектами: по каким правилам проходит закупка, насколько процедуры конкурентны, прозрачны. Во-вторых, начать создание механизма допуска к закупкам хозяйствующих субъектов, в том числе малого бизнеса. В-третьих, обратить внимание на стоимость закупаемых товаров, работ, услуг.

Механизм раскрытия информации позволяет провести определенный анализ проводимых закупок. Судя по сведениям, размещаемым на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, процент экономии средств в рамках Закона № 223-ФЗ значительно ниже, чем по Закону № 44-ФЗ.

 

Вы это замечаете?

– Это видно, в частности, при рассмотрении закупок субъектов естественных монополий. Что такое тариф субъекта естественной монополии? Это его затратная часть. Чем больше монополист затратил, тем больше он постарается заложить в соответствующий тариф, по которому потребители оплачивают свет, газ, тепло и т.п. Задача состоит в том, чтобы найти способ снизить тариф или по крайней мере удержать от повышения. Этого можно добиться, только сделав закупки прозрачными, доступными, конкурентными.

Чем выше уровень конкуренции, тем больше вероятность снижения и предложения оптимальной цены за товары и услуги соответствующего качества. Одно дело, когда я знаю, что у меня нет конкурента и заказчик установил стоимость работы 50 руб., по этой цене она и будет выполнена. Другое дело, когда заказчик спрашивает: «У меня есть 50 руб. Кто готов выполнить работу?» Я говорю: «Готова за 50 руб.». А вы предлагаете за 45 руб., кто-то третий – за 40. Все же лучше получить 40 руб., чем ничего.

Конкуренция – это способ снизить затраты и, соответственно, стоимость закупаемого товара. На наш взгляд, почему такая низкая экономия? Это связано еще и с тем, что в 2015 г. в среднем в рамках Закона № 223-ФЗ участвовал в закупке только один участник. Иными словами, конкуренции как таковой нет.

 

Этот год показал, что конкуренции нет?

– Практически нет. По сути, контракт заключается по начальной максимальной цене. Надо работать над этим. По госзаказу в 2015 г. в среднем три участника.

 

По крайней мере, какая-то конкуренция.

– Да, в рамках Закона № 44-ФЗ есть конкуренция, причем даже в кризисный год участники приходят.

Почему такая картина в случае с Законом № 223-ФЗ? На наш взгляд, причин несколько.

Прежде всего, чтобы принять участие в закупке, нужно изучать положение о закупке каждого заказчика. Это невозможно, учитывая число заказчиков. Это приводит к следующему: как правило, хозяйствующий субъект выбирает определенный вид работы или определенного заказчика, изучает его положение о закупке, свои навыки участия отрабатывает только в этой области и уже во второй, третий раз не проводит такую «научно-исследовательскую» работу в отношении других заказчиков.

 

Трата времени и ресурсов…

– Да, необходимо иметь достаточный уровень правовой подготовки либо нести затраты на услуги специальных компаний.

Кроме того, сами положения о закупке нередко составляются так, что разобраться в них крайне трудно. В какой форме они должны утверждаться, законом не установлено, это остается на усмотрение заказчиков. Самые объективные и сознательные все же стараются утвердить положение именно с целью обеспечения конкуренции. Есть крупные заказчики, например ГК «Росатом», у которых нормы этого документа очень напоминают механизм, предусмотренный Законом № 44-ФЗ. При этом они осуществляют закупки как в рамках Закона № 223-ФЗ, так и  44-ФЗ.

 

Но это же не нарушение?

– Нарушения здесь нет. Это, наоборот, оценивается положительно.

А вот другой пример, один из последних вопросов, обсуждавшихся в СМИ, – закупка «Газпромом» в рамках строительства «Сила Сибири».

Эта корпорация объявила закупку со стоимостью более 150 млрд руб., по которой должен быть проложен газопровод через всю Сибирь. При этом проектной документации в составе документации о закупке не было. Сроки подачи заявки, которые составляют семь дней. Следующий момент – четко не указаны требования к участнику закупки. Согласно документации о закупке участник должен обладать разрешительными документами, но не уточняется какими именно и как они должны называться. Наконец, в рамках исполнения контракта была предусмотрена обязанность исполнителя на протяжении всего строительства оформить договоры аренды лесных участков, где будут выполняться работы. Но исходя из практики выдачи таких разрешений, это трудно сделать. Закупка впоследствии была «Газпромом» отменена. 

Мы прекрасно понимаем, что разговор о честной, открытой и добросовестной конкуренции во многом становится иллюзорным, потому что компаний, которые готовы выполнить все требования закона, не так много.

В случае с малым бизнесом ситуация в рамках Закона № 223-ФЗ, наверное, еще показательнее. В закупках по крупным заказам с учетом того, что у всех разные процедуры, унификации как таковой нет, трудно участвовать субъектам малого предпринимательства, не обладающим достаточно большим объемом свободных денежных средств, которые они могут потратить, например, на юридическое сопровождение.

Помимо этого, заказчики опасаются, что из всего комплекса работ и товаров они не смогут выделить проценты для закупки у малого бизнеса. Допустим, есть денежные средства на строительство большого проекта, атомной станции. В рамках этого строительства сложно выделить какую-то часть, чтобы ее отдельно торговать для субъектов малого предпринимательства. Можно торговать только комплексом мероприятий.

Чтобы понять, насколько это объективно и очевидно, необходимо проследить практику применения соответствующих норм.

 

Этот год покажет, как все будет работать?

– Да, 2016 г. показательный.

Цель – формирование конкурентной базы для субъектов малого предпринимательства, создание мероприятий для их поддержки. В рамках принятых поправок в Закон № 223-ФЗ определенная корпорация будет осуществлять анализ планов закупок заказчиков на весь год на предмет их соответствия целям поддержки малого бизнеса.

Этот механизм будет применяться в отношении заказчиков, попавших в перечень, утверждённый Правительством РФ. Аналогичный механизм можно применять на территории субъектов РФ.

В рамках анализа может будет выявить, почему у заказчика вообще нет спецзакупок для субъектов малого предпринимательства либо какой объем он не добирает. Или наоборот выявить несоответствие плана закупок цели поддержки предпринимательства. Например, в плане установили закупку атомных реакторов у малого бизнеса. Формально все красиво, но всем понятно, что атомные реакторы малые предприятия не производят. Поэтому следует изменить план закупочной деятельности.

 

Это все проблемы, касающиеся закупок у малого бизнеса?

– Нет, возникает еще одна проблема. Если Законом № 44-ФЗ предусмотрен закрытый перечень операторов площадок, на которых проходят процедуры электронных закупок, то в Законе № 223-ФЗ такого ограничения нет.

Участник должен изучить положения о закупке самого заказчика, во всем разобраться. Если заказчик проводит процедуру в электронной форме, вы сталкиваетесь со следующей проблемой – необходимость изучения еще и положения о порядке аккредитации на этой площадке для участия в закупке, подачи всех комплектов документов, предусмотренных оператором.

Оператор по Закону № 223-ФЗ не является в настоящее время субъектом контроля, что позволяет ему диктовать любые правила, так как предписание выдать невозможно.

Второй момент – получение электронной подписи (ЭП) для оформления соответствующей заявки. Как правило, для работы с каждым оператором нужна отдельная ЭП. Ее почти никогда не выдают бесплатно. Таким образом, чтобы принять участие в закупке у нескольких заказчиков, которые торгуются на разных электронных площадках, необходимо будет сначала изучить положение о закупке каждого заказчика, потом прочесть положение об аккредитации каждого оператора, получить электронные подписи. Соответственно, сколько операторов, столько у вас будет флешек с ЭЦП, и за каждую вы заплатите деньги как участник.

 

Это очень сложный процесс…

– Весь этот комплекс и приводит к тому, что в закупке один участник и низкая конкуренция. При таких сложных правилах игры и немалых затратах, думаю, остается немного желающих активно принимать участие в закупке, не имея никаких гарантий выиграть, получить контракт.

Кроме того, Закон № 223-ФЗ позволяет заказчику, если в положении о закупке предусмотрена такая возможность, отказаться от заключения контракта с победителем закупки на любом этапе.

 

Риск, по сути, огромный.

– Это даже не риск, а непредсказуемость и полное отсутствие гарантий победы. Вы затраты понесли, время потратили, но, вполне вероятно, контракт не получите. Все эти некрасивые стороны практики применения, безусловно, необходимо отрегулировать.

Здесь вопрос правового блока, который сейчас готовится в рамках Закона № 223-ФЗ.

В настоящее время Минэкономразвития России совместно с другими заинтересованными федеральными органами, в том числе антимонопольным органом, разработан законопроект о внесении изменений в Закон № 223-ФЗ[5]. Законопроект в сентябре 2015 г. был принят в первом чтении Государственной Думой. В настоящее время осуществляется подготовка текста для рассмотрения во втором и третьем чтениях.

Законопроектом предусматривается, во-первых, унификация способов закупки.

Должно быть одно наименование. Если конкурс, он должен называться именно конкурсом, а не конкурентными переговорами, конкурентными диалогами или конкурентным отбором поставщика. Если это аукцион, значит, аукцион. Если запрос котировок, значит, запрос котировок.

Унификация наименований способов закупки – это первый момент, второй – отбор единых операторов электронных площадок.

Планируется предусмотреть отбор единых операторов электронных площадок целью проведения процедур в рамках Закона 223-ФЗ, Закона 44-Фз, а также в рамках приватизации и банкротства и регламентацию процедур проведения соответствующих закупок.

В случае принятия законопроекта Закон 223-ФЗ процедура закупок не будет такой жесткой, как в рамках Закона № 44-ФЗ: не будет ограничений по суммам, объемам закупок, которые можно осуществить у единственного поставщика, запросом котировок. Но, предполагаются ограничения, по которым конкурс не может быть проведен в течение ближайших пяти дней, если вы запрашиваете у потенциальных участников представить в составе заявки объемное техническое предложение по порядку исполнения договора.

Логика следующая: небольшие закупки – это короткие сроки и быстрый отбор победителя – запрос котировок, запрос предложений. Если же предметом закупки является что-то более сложное, требующее технического предложения от участника, то будет проводиться только конкурс с ограничением минимальных сроков на подачу заявки. Если речь идет об аукционе, срок может быть чуть поменьше, определяющим победителя будет его ценовое предложение.

Все перечисленное обеспечит поступательное движение в сторону расширения возможности доступа к закупкам по Закону № 223-ФЗ.

Безусловно, нужно расширять возможности участия в закупках субъектов, но при этом «злотым» правилом должно быть соблюдение баланса интересов между заказчиками и участниками закупок.

 

Татьяна Павловна, благодарим Вас за столь содержательное интервью и, безусловно, мы еще не раз вернемся к обсуждению вопросов, возникающих при применении указанных законов.

 

Интервью провела и подготовила Виктория Цыганкова

«Конкуренция и право»



[1]Далее – Закон № 223-ФЗ, Закон.

[2] Далее – Стандарт.

[3] Далее – Закон № 44-ФЗ.

[4] Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

[5] Проект федерального закона № 816857-6 «О внесении изменений в статью 4.1 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».


15 марта 2016 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.











 Опрос

Какие принятые в 2021 г. законодательные инициативы, по Вашему мнению, наиболее значимы для развития конкуренции в РФ?

  
  
  
  
  
  
  
      





 



 
При любом использовании материалов сайта www.cljournal.ru указание на источник и гиперссылка обязательны.