
Опубликовано в журнале «Конкуренция и право» № 1, 2016 г.
Сфера государственного оборонного заказа достаточно закрытая,
а доступ на рынок военной продукции вследствие этого сильно ограничен.
Однако, по мнению авторов, имеется большое количество изделий, в том
числе комплектующих, которые могли бы производиться в условиях
конкуренции, что в свою очередь позволит снизить издержки и цены.
В сфере государственного оборонного заказа (далее также –
ГОЗ, гособоронзаказ) определение поставщиков и формирование цен на военную
продукцию осуществляется при проведении конкурентных процедур отбора
головных исполнителей и исполнителей государственного оборонного заказа, а также
при заключении контрактов с единственными поставщиками (неконкуретная
процедура).
В первом случае конкурентные цены формируются и снижение
издержек обеспечивается благодаря правильному определению начальной
максимальной цены, а также благодаря равному и полному доступу всех
потенциальных поставщиков к отбору (например, включение в список
участников закрытых торгов всех потенциальных поставщиков) и тому, что не допускается
устранение конкуренции.
При отсутствии конкуренции цены устанавливаются
в определенном федеральными органами власти порядке. В настоящее
время вопросы государственного регулирования цен на продукцию в сфере
ГОЗ регламентируются следующими постановлениями Правительства РФ:
- от 28 апреля 2015 г. № 407 «О порядке
определения начальной (максимальной) цены государственного контракта, а также
цены государственного контракта, заключаемого с единственным поставщиком
(подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок товаров, работ,
услуг по государственному оборонному заказу»;
- от 5 декабря 2013 г. № 1119 «Об утверждении
Положения о государственном регулировании цен на продукцию,
поставляемую по государственному оборонному заказу»;
- от 25 января 2008 г. № 29 «Об утверждении
Правил формирования цен на российские вооружение и военную технику,
которые не имеют российских аналогов и производство которых
осуществляется единственным производителем».
Необходимо отметить также существование института
единственных поставщиков российского вооружения и военной техники. Из названия
можно сделать вывод, что они утверждаются в отсутствие конкуренции. Однако
это не совсем так.
Действительно, в ряде случаев конкретное вооружение и военную
технику производит только одно предприятие. Введению этого института способствовала
и плановая экономика, обеспечивавшая специализацию производителей и «грамотное»
распределение экономического потенциала для производства необходимой
продукции.
Критерием единственности служит отсутствие других
поставщиков данного вооружения и военной техники и отсутствие
возможности у хозяйствующего субъекта в течение определенного времени
наладить производство товара, работы, услуги в сфере ГОЗ. А порядок
ведения реестра единственных поставщиков российских вооружения и военной
техники[1](далее – Реестр) и практика включения в него предприятий зачастую
препятствует появлению других хозяйствующих субъектов, желающих поставить
подобную продукцию.
Такое положение вещей с Реестром не только не стимулирует
других потенциальных поставщиков предлагать свои услуги, но, напротив,
фактически устанавливает барьеры для входа на рынки военной
продукции, ограничивая на них конкуренцию и даже не допуская ее.
По мнению Е.А. Свининых, предусмотренные действующим
законодательством конкурентные способы определения поставщиков малоэффективны, современный
российский рынок вооружения и военной техники является рынком
несовершенной конкуренции, для него характерно отсутствие большого
количества продавцов. В этих условиях проведение торгов лишь затягивает
процедуру размещения ГОЗ и не приносит положительного экономического
эффекта[2].
Вместе с тем на рынках военной продукции имеется большое
количество изделий, в том числе комплектующих, которые могли бы
производиться в условиях конкуренции. Для этого надо лишь приложить
усилия к созданию конкурентных условий, включая раскрытие сведений из Реестра.
Реестр ведется ФАС России и представляет собой
федеральную систему, содержащую зафиксированные на материальном носителе в соответствии
с законодательством об информации, информационных технологиях и о защите
информации сведения:
- о единственных поставщиках российских вооружения и военной
техники – организациях, являющихся единственными производителями этих
вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов
(далее – единственные поставщики);
- о российских вооружениях и военной технике и отдельно
поставляемых агрегатах, узлах, блоках и комплектующих изделиях, входящих в состав
систем, комплексов этих вооружений и военной техники, которые не имеют
российских аналогов и производство которых осуществляется единственными
поставщиками (далее – военная продукция).
Условием включения в Реестр служит наличие заключений:
- отраслевого органа (Минпромторга, Росатома, Роскосмоса) об отсутствии
возможности у других организаций отрасли подготовить в течение
определенного срока производство этой военной продукции без дополнительных
материальных затрат;
- государственного заказчика об отсутствии российских
аналогов военной продукции с указанием сведений органа военного управления
о военной продукции.
Информация о сведениях, содержащихся в Реестре,
предоставляется уполномоченным органом в течение пяти рабочих дней со дня
получения запросов с соблюдением требований законодательства о защите
государственной тайны в поименованные в Положении государственные
органы и корпорации.
При этом основные тактико-технические характеристики,
конструкторская и эксплуатационная документация, действительное полное и сокращенное
наименования считаются несекретными, т.е. доступ к ним неограниченного
круга лиц, желающих и (или) имеющих возможность наладить производство за счет
собственных средств, не запрещен.
Но потенциальные поставщики не имеют доступа к данным,
содержащимся в Реестре. Кроме того, для случая заключения договора с единственным
поставщиком не требуется вносить сведения в реестр контрактов
согласно ст. 34 Закона о контрактной системе, что также приводит к закрытию
информации о закупаемой продукции от потенциальных поставщиков.
Если открыть свободный доступ к этим сведениям, то потенциальные
производители смогут увидеть потребность в военной продукции, обратиться к заказчикам
и предложить им свои услуги. Причем экономический вопрос о возможности
поставить такую продукцию будет решать сам хозяйствующий субъект, а не отраслевой
регулятор и заказчик за него, как это происходит сейчас.
Открыв информацию о потребности в военной технике
и вооружении, можно создать условия для проведения конкурентных
процедур и обеспечить наличие нескольких поставщиков. Если это не засекреченная
продукция, то могут проводиться открытые аукционы и конкурсы,
в противном случае – закрытые.
В соответствии пп. в), п. 18 положения о ведении Реестра
Уполномоченный орган (ФАС России)
принимает решение о досрочном исключении единственного поставщика из
реестра, в том числе в случае поступления согласованного с соответствующим
отраслевым органом заявления иной организации, осуществляющей производство военной
продукции, производимой единственным поставщикомЕсли изменить правила ведения Реестра
и позволить всем заинтересованным лицам обращаться с заявлением о включении
в него, то при поступлении
заявления еще одного желающего производить ту или иную продукцию, лицо включенное
в Реестр по данной продукции будет
подлежать исключению из него, а лицо обратившееся соответственно, не будет включено.
В результате обеспечения доступа к Реестру и изменения
порядка его формирования эволюционным путем по многим позициям он может
опустеть. Таким же образом может решаться вопрос о ликвидации статуса
единственного поставщика у лиц, которым этот статус присвоен правовыми
актами Правительства РФ и Президента РФ.
Реализовать такое информирование возможно, только соблюдая
условия конфиденциальности и даже секретности. Для подобных случаев
можно создать специальный реестр, в который будут включаться все
потенциальные поставщики, отвечающие обязательным требованиям, т.е. такие,
у которых есть лицензии в сфере ГОЗ, на обращение с конфиденциальной
информацией и т.п. Для развития конкуренции при проведении
закрытых торгов заказчик должен выбирать не несколько ему известных
претендентов на заключение контракта, а всех потенциальных
поставщиков, обеспечив им возможность борьбы на конкурсной основе.
В реестр потенциальных поставщиков можно было бы
включать всех претендентов после проведения проверки на соответствие
установленным требованиям (наличие лицензий) и возможность производить
военную продукцию.
Раскрытие сведений о закупаемой продукции, изменение
порядка формирования и ведения реестра единственных поставщиков, создание реестра
потенциальных поставщиков позволит заказчику перейти к закупке в сфере
ГОЗ конкурентным способом.
Полагаем также, что для обеспечения конкуренции целесообразно
рассмотреть вопрос о предоставлении лицам, имеющим допуск к сведениям
ограниченного пользования по их мотивированным запросам, информации из Реестра,
относящейся к государственной тайне. Это создаст экономические предпосылки
для инициативных разработок и производства более дешевых и (или)
превосходящих по характеристикам российских аналогов военной продукции и будет
способствовать развитию добросовестной конкуренции на рынке производства
вооружения, военной, специальной техники и военно-технического имущества,
оптимизации бюджетных расходов на выполнение заданий гособоронзаказа.
Свободный доступ потенциальных участников рынка военной
продукции к определенным сведениям может повлечь снижение цен, а также
(с учетом того, что в настоящее время антимонопольная служба выполняет
функции контрольного органа в сфере ГОЗ) подтолкнуть развитие конкуренции
и стать одним из стратегических направлений деятельности ФАС России.
В соответствии со своей компетенцией антимонопольное ведомство могло бы
вести реестр потенциальных поставщиков российских вооружений и военной
техники.
Игорь Башлаков-Николаев,
начальник юридического управления ФАС России,
кандидат экономических наук, магистр права
Михаил Кирпичев,
заместитель начальника юридического управления
ФАС России, кандидат экономических наук
[1] См.: Положение
о ведении реестра единственных поставщиков, утв. Постановлением
Правительства РФ от 19 сентября 2013 г. № 826
(далее – Положение).
[2] См.:Свининых Е.А. Опыт и пути оптимизации
системы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения обороны страны и безопасности
государства: правовой аспект // Право в Вооруженных Силах. 2015. № 2.
С. 56–68.