
Текущие события сильно сокращают время
принятия решений по актуальным вопросам конкуренции. Однако многие проблемы
могут быть решены именно в долгосрочной перспективе, которая требует
выстраивания приоритетов экономической политики. Для выполнения такого
рода задач существует нормативная база, в рамках которой происходит стратегическое
планирование на федеральном уровне. В частности, речь идет о Федеральном
законе от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом
планировании в Российской Федерации», согласно ст. 16 которого стратегия
социально-экономического развития разрабатывается раз в шесть лет. Время
пришло…. И безусловно, среди ключевых будут вопросы, тесно связанные с конкурентной
политикой.
Основной предлагаемый приоритет конкурентной
политики в России до 2030 г. – развивать промышленность,
защищая конкуренцию.
Это предполагает отбор из множества мер
реализации промышленной политики в первую очередь проконкурентных. Промышленная
политика в данном контексте не столько ставит целью развитие
исключительно отдельных отраслей промышленности, сколько описывает общий подход
к государственному регулированию экономики с целью комплексного
стимулирования ее развития. В то же время предполагается, что сохранится
роль антимонопольной политики с учетом особой повестки для России как страны
с развивающейся рыночной экономикой и не будет допущено
вытеснение ее инструментами экономического регулирования.
Первый пункт подразумевает пересмотр
подходов к реализации промышленной политики. В связи с ужесточившимися
внешними экономическими условиями и усилением ресурсных ограничений для государственной
поддержки отраслей требуется переход к новой промышленной политике. А именно:
государство оказывает поддержку в тех сферах, где наиболее вероятен
положительный эффект, который потянет за собой развитие и других
отраслей, но при этом не приведет к фундаментальным
искажениям стимулов в экономике, чреватых провалами регулирования.
Для того чтобы промышленная политика не только
позволяла достигать положительных результатов для отдельных отраслей, но и не искажала
стимулов к развитию, необходимо соблюдение хотя бы одного из следующих
условий:
- среди возможных методов ее реализации должны
использоваться те, что способствуют развитию конкуренции;
- она должна применяться в таких
условиях, когда сложившийся уровень конкуренции уже позволяет избегать
значительного искажения стимулов, ориентируя предпринимательскую деятельность
на создание новой ценности посредством нововведений (организационных,
процессных, продуктовых), а не на создание и реализацию
распределительных преимуществ (рентоориентированное поведение и изъятие
ренты).
Новая промышленная политика в самом
общем виде опирается на три основных принципа:
- поддержка отраслей, а не отдельных
субъектов рынка;
- поддержка отраслей, где уже существует
конкуренция;
- поддержка импортозамещения в отраслях,
которые имеют перспективы выхода с конкурентоспособной продукцией на мировые
рынки.
Эти меры, способствующие развитию
конкуренции, не заменяют собой инструменты антимонопольной политики
(антитраста). Эффективная и независимая от сиюминутных решений и интересов
отдельных участников рынка антимонопольная политика – обязательное условие
промышленной политики, препятствующее «назначению» национальных чемпионов.
Повышение эффективности антитраста при сохранении
или даже увеличении его результативности возможно благодаря смещению
акцентов с пресечения на предотвращение нарушений, что до 2030 г.
должно найти отражение в переходе к более «умному» (smart) режиму применения
антимонопольных запретов: с более высоким уровнем сдерживания,
обеспечиваемым с меньшими издержками; с высокими стандартами анализа
и гибкими инструментами; без снижения уровня прозрачности и определенности.
Побочным результатом, как ожидается, станет значительное сокращение
количества дел и обвинительных решений антимонопольных органов.
Пути повышения действенности инструментов
антимонопольной политики и некоторые меры проконкурентного развития
отраслей изложены в принятой ФАС России Стратегии развития конкуренции и антимонопольного
регулирования в РФ на период 2013–2024 гг. (далее –
Стратегия). Согласно этому документу основными целями антимонопольной службы в области
конкурентной политики являются:
- Создание благоприятной институциональной и организационной
среды для эффективной защиты и развития конкуренции.
- Снижение административных барьеров,
препятствующих развитию и свободному функционированию рынков.
- Обеспечение недискриминационного доступа
потребителей к услугам естественных монополий, формирование эффективных
механизмов тарифообразования.
- Создание условий для эффективной
конкуренции при размещении государственного и муниципального заказов
и реализации на торгах государственного имущества.
Содержательно перечисленные пункты во многом
пересекаются: цели 2–4 фактически конкретизируют отдельные аспекты цели 1 –
создания институциональной среды, способствующей надежной защите и успешному
развитию конкуренции.
Вместе с тем за пределами
Стратегии оказываются комплексные вопросы, выходящие за рамки полномочий
ФАС России. В частности, развитие конкуренции в регионах методом
внедрения и реализации соответствующих стандартов. В более широком
смысле речь идет о создании механизмов, обеспечивающих согласованность
различных мер конкурентной политики, реализуемых как одним регулятором
(внутренняя согласованность), так и разными (внешняя
согласованность). Наконец, возникает и более общий вопрос правильного
соотношения инструментов конкурентной и промышленной политик,
а следовательно, разработки формализованных алгоритмов и критериев их
балансировки.
С учетом заявленного приоритета, перечня мер,
уже включенных в Стратегию, и направлений деятельности органов
государственной власти за ее рамками можно говорить о следующий приоритетных
направлениях конкурентной политики до 2030 г.
Помимо «умного» антимонопольного регулирования
для успешной поддержки развития промышленности нужна прозрачная и защищенная
среда для инноваций, что обеспечивается мерами антимонопольного
регулирования прав на использование результатов интеллектуальной
деятельности. При этом неотъемлемыми являются меры по снижению
административных барьеров, реформе регулирования естественных монополий и повышения
эффективности размещения госзаказа. Важную роль должно сыграть развитие
конкуренции на региональном уровне. Наконец, принимая во внимание необходимость
учета разных целей и мер конкурентной и промышленной политик, а также
разных групп интересов, на первый план выходит вопрос поиска оптимального механизма
их балансировки.
Дальнейшее изложение организовано по следующему
алгоритму: по каждому из приоритетных направлений формулируется суть
проблемы, намечаются цель, пути достижения, а также указываются связанные
с ними риски.
Направление № 1. Переход к «умному» (smart)
антимонопольному правоприменению и регулированию [1]
Проблема: значительные объемы ресурсов
тратятся на пресечение большого количества нарушений. Сокращается объем ресурсов
на каждое расследование, растет вероятность ошибок правоприменения,
усиливаются риски ухудшения параметров правовой системы в части
сдерживания антиконкурентных действий. Много ресурсов уходит на расследование
нарушений, которые не оказывают существенного влияния на общественное
благосостояние.
Цель: снижение регуляторной нагрузки на бизнес
в целом; перераспределение ограниченных ресурсов в сторону
сдерживания нарушений, наиболее значимых с точки зрения общественного
благосостояния.
Пути достижения:
- внедрение корпоративных политик в области
соблюдения требований антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс);
- развитие института предупреждений и предостережений;
- повышение качества принимаемых решений благодаря:
- увеличению уровня стандартов
правоприменения, в том числе посредством более качественного экономического
анализа, используемого в ходе расследований;
- повышению компетентности специалистов;
- развитие института разъяснений (guidelines)
для устранения асимметрии информации между регулятором и бизнесом,
а также для обеспечения единообразия правоприменения;
- разработка правил недискриминационного
доступа к ограниченным ресурсам (в рамках предотвращения нарушений);
- внедрение практики коллективных исков по антимонопольным
делам для усиления сдерживания;
- тонкая настройка системы санкций за нарушения
законодательства о защите конкуренции.
Риски реализации: «ползучее» регулирование;
предотвращение не только вредных хозяйственных практик, но и практик,
способствующих росту общественного благосостояния, в результате смещения
акцентов с полноценных разбирательств с позиций «взвешенного подхода»
на предотвращение действий, имеющих лишь признаки нарушений.
Направление № 2. Развитие конкуренции
с использованием результатов интеллектуальной деятельности
Проблема: развитие промышленности
основывается на инновациях, для осуществления которых необходима
прозрачная регуляторная среда, обеспечивающая защиту прав на результаты
интеллектуальной деятельности (далее – РИД). Инструменты антимонопольной
политики могут вступать в противоречие с инструментами, которые
используются для защиты прав на РИД.
Цель: обеспечение прозрачности
антимонопольного регулирования в отношении прав на РИД с сохранением
стимулов к инновациям при эффективном пресечении злоупотреблений.
Пути достижения:
- анализ и систематизация «проблемных
кейсов» из практики защиты конкуренции применительно к случаям
использования РИД (определить отрасли, виды РИД, типы нарушений);
- установление приоритетной
последовательности распространения антимонопольного принуждения на отрасли / виды
РИД (по результатам анализа в предыдущем пункте);
- определение необходимого режима
антимонопольного принуждения в сфере отношений по поводу прав на РИД;
- комплекс мер по сопровождающему
адвокатированию;
- непосредственное распространение
антимонопольных запретов на сферу соглашений по использованию
исключительных прав на РИД после соблюдения «входных» условий.
Риски реализации: унифицированное
регулирование, не отвечающее особенностям видов РИД и отраслей;
неоптимальное итоговое сочетание защиты конкуренции и защиты прав на РИД.
Направление № 3. Снижение барьеров для входа
на рынки
Проблема: затрудненный вход новых игроков
на рынки (как импортеров, так и внутренних игроков) из-за высоких/труднопреодолимых
барьеров, что препятствует развитию промышленности и конкуренции. Кроме
того, несмотря на многочисленные попытки снять вопрос избыточного
административного бремени, он не уходит с повестки дня, а в ряде
случаев лишь обостряется.
Цель: создать действенные механизмы по предупреждению
создания и устранению существующих избыточных административных барьеров.
Пути достижения:
- снижение барьеров для ввоза товара посредством
закрепления в российском законодательстве международного принципа
исчерпания прав на интеллектуальную собственность;
- снижение барьеров в сфере таможенного,
налогового и технического регулирования, в том числе путем:
- введения обязательства получать заключение
о влиянии на конкуренцию для проектов соответствующих актов;
- ревизии действующего законодательства;
- устранение избыточного государственного
регулирования и снижение участия государства в экономике, в том числе
путем:
- реформы подходов к созданию и функционированию
государственных и муниципальных унитарных предприятий;
- повышение прозрачности механизма
предоставления государственных преференций.
Риски реализации: ресурсоемкость работы;
замедление процесса принятия решений; соблюдение формы, но не содержания
работы по оценке влияния на конкуренцию.
Направление № 4. Модернизация
регулирования естественных монополий
Проблема: недостаточная эффективность
функционирования естественных монополий может сильно сказаться на результативности
любых мер по развитию конкуренции.
Цель: повышение эффективности
функционирования естественных монополий в привязке к целям защиты и развития
конкуренции в экономике; устранение регуляторных препятствий превращения
естественно-монопольных сегментов в потенциально конкурентные.
Пути достижения:
- переход там, где возможно, к рыночным
механизмам ценообразования на товары и услуги субъектов естественных
монополий;
- повышение прозрачности закупок;
- обеспечение доступа на равных условиях
к товарам, услугам и инфраструктуре естественных монополий;
- повышение качества и доступности их товаров,
услуг;
- применение принципов оптимального
регулирования, учитывающих наличие скрытых характеристик и действий
объектов регулирования, возможности присвоения информационной ренты, компромисс
между снижением издержек и компенсацией понесенных затрат.
Риски реализации: внешние эффекты для смежных
рынков; последствия для нерегулируемых рынков, где действуют те же
субъекты; дискредитация инструментов регулирования в результате изъянов их
проектирования и стандартов применения.
Направление № 5. Развитие конкуренции
при размещении государственного и муниципального заказов и реализации
государственного имущества на торгах
Проблема: на повестке дня стоит вопрос
дальнейшего развития конкуренции при размещении госзаказа и оптимизации
затрат хозяйствующих субъектов на участие в нем.
Цель: привлечение к участию в размещении
заказа более широкого круга хозяйствующих субъектов, снижение трансакционных
издержек участия в исполнении госзаказа.
Пути достижения:
- расширение границ применения электронных
форм размещения заказа;
- создание электронных баз данных для различных
целей, связанных с размещением заказа;
- снижение роли субъективных критериев при оценке
заявок;
- стимулирование участия предприятий малого и среднего
предпринимательства в исполнении заказа;
- переход там, где возможно, к открытым
аукционам в сферах, где традиционно применяются закрытые формы размещения
заказа.
Риски реализации: повышение трансакционных
издержек заказчиков, потеря в гибкости системы, снижение эффективности
закупок доверительных благ.
Направление № 6. Развитие конкуренции
на уровне регионов
Проблема: политика региональных и муниципальных
властей способна оказать существенное проконкурентное или антиконкурентное
(в зависимости от соответствующих стимулов органов власти) влияние на экономику
субъекта. Региональные власти могут использовать аргументы социальной политики
для оправдания антиконкурентных действий и избыточного регулирования.
Цель: настроить стимулы органов власти в рамках
их компетенции на развитие конкуренции на подведомственных рынках.
Пути достижения:
- внедрение и реализация Стандарта
развития конкуренции в субъектах РФ;
- настройка стимулов посредством ключевых
показателей эффективности работы по развитию конкуренции.
Риски реализации: неэффективная настройка
стимулов; работа «на показатель», имитация развития конкуренции.
Заключение
Перечисленные направления реализации
конкурентной политики по сути дополняют друг друга. Однако для того,
чтобы их реализация действительно была последовательной, а конкретные меры
не вступали в противоречие, ключевым интегрирующим направлением
развития до 2030 г. может стать обеспечение сопряженности мер по защите
и развитию конкуренции.
Она предполагает два аспекта.
Во-первых, внутриведомственная
сопряженность.
В настоящий момент ФАС России получает
более высокий статус в качестве регулятора (де-факто став мегарегулятором),
в полномочиях которого объединен целый ряд функций помимо собственно
антимонопольного регулирования, способных оказать влияние на состояние конкуренции.
Задача ФАС России: создать внутреннюю систему работы, обеспечивающую
согласованность, непротиворечивость и прозрачность принятия решений по различным
вверенным службе направлениям для достижения единой цели – обеспечения
развития конкуренции. Вызовами на этом пути будет усложнившаяся организационная
структура и увеличение количества и разнообразия стейкхолдеров при принятии
решений.
Во-вторых, внешняя (межведомственная)
сопряженность.
С учетом изменившихся полномочий
антимонопольного органа необходимо отладить механизмы принятия решений на межведомственном
уровне для лучшего учета воздействия различных регуляторных мер,
разработка и реализация которых не входит в компетенцию ФАС России,
но которые тем не менее могут оказывать влияние на конкуренцию.
Прежде всего речь идет о новых законодательных инициативах, однако существует
и массив уже внедренных и реализуемых мер регулирования, которые, возможно,
будет целесообразным подвергнуть проверке с точки зрения влияния на конкуренцию.
В то же время следует обеспечить действенный механизм разрешения
противоречий, возникающих в ситуациях, когда защита и развитие
конкуренции входят в противоречие с иными экономическими, социальными
и политическими целями (повышение конкурентоспособности российских
предприятий на международных рынках, экологические цели и др.).
Механизмом обеспечения «внешней»
сопряженности, сбалансированности различных целей промышленной и конкурентной
политик, а также интересов задействованных ведомств и групп может
стать Правительственная комиссия по вопросам конкуренции и развития
малого и среднего предпринимательства.
Андрей Шаститко,
директор Центра исследований
конкуренции и экономического
регулирования РАНХиГС
при Президенте РФ, заведующий
кафедрой конкурентной
и промышленной политики
экономического факультета
МГУ им. М.В. Ломоносова,
доктор экономических наук,
профессор
Наталья Павлова,
заместитель директора Центра
исследований конкуренции и
экономического регулирования
РАНХиГС при Президенте РФ,
заместитель заведующего кафедрой
конкурентной и промышленной
политики экономического факультета
МГУ им. М.В. Ломоносова,
кандидат экономических наук
[1] Такая
формулировка не предполагает прямолинейного противопоставления status quo.
В этой системе
должны в бóльшей
степени найти отражение такие аспекты, как интеллектуальноcть,
сбалансированность, гибкость, превентивность.