Новости

ФАС России выдвинула требования к сделке на фармрынке
03 августа 2021 г.
Малый бизнес проверят на аффилированность с крупнейшими заказчиками
03 августа 2021 г.
Кассация подтвердила антиконкурентное соглашение в Подмосковье
03 августа 2021 г.
Суд округа признал ничтожным дорожный контракт в Челябинской области на полмиллиарда рублей
03 августа 2021 г.
Hamilton Medical AG подозревают в незаконной координации экономической деятельности на рынке поставок ИВЛ
03 августа 2021 г.
Минстрой России разработал механизм изменения госконтрактов из-за роста цен
18 марта 2021 г.
ФАС России выдала предписание по сделке Мосэнерго и Русэнергосбыта
03 августа 2021 г.
ЕЭК рассказала об изменениях в Методике расчета и порядке наложения штрафов за нарушения общих правил конкуренции на трансграничных рынках
24 ноября 2020 г.
ФАС России разъяснила вопросы дерегулирования цен на ряд услуг в портах
24 ноября 2020 г.
ComparetheMarket оштрафована на 17,9 млн фунтов стерлингов за установление паритета цен
19 ноября 2020 г.
Еще      Все новости
 Самое читаемое

Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 37956
Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
Количество просмотров 19890
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 19068
Сравнительная реклама в российском законодательстве
Количество просмотров 16803
Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
Количество просмотров 16760
Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 37956
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 19068
 Обзоры

 Анонcы

7-я практическая конференция «Управление юридическими рисками: статус 2020»
12–13 ноября 2020 г. пройдет 6-я практическая конференция «Управление юридическими рисками: статус 2020». Организатор – компания «Диалог Менеджмент Партнерс».!!!
Полный текст
Международная конференция Суда ЕАЭС «Новые вызовы интеграции ЕАЭС: правовое измерение»
25–27 ноября 2020 г. состоится ежегодная международная конференция Суда Евразийского экономического союза «Новые вызовы интеграции ЕАЭС: правовое измерение».
Полный текст
Тестовый анонс
Добро пожаловать в Ангарск!
Полный текст



О журнале Экспертный совет Архив Авторам Контакты
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Главная /  Аналитика /  О положительных эффектах электронных форм закупок
О положительных эффектах электронных форм закупок

Опубликовано в журнале «Конкуренция и право» № 5, 2015 г.


По закону в России проводятся в электронной форме только аукционы[1]. Однако Договором о Евразийском экономическом союзе[2] (далее – Договор) установлена обязанность государств-участников обеспечить проведение в электронном формате и других видов закупок. Кроме того, к 2014 г. завершилась реализация Соглашения о государственных (муниципальных) закупках от 9 декабря 2010 г., которая предусматривала гармонизацию законодательства, внедрение информационных технологий и введение национального режима. По нашему мнению, распространение электронной формы закупок положительно скажется на бизнесе, а сферу госзаказа сделает более доступной и прозрачной.

 

Нормативная база 

В частности, вопросы регулирования государственных и муниципальных закупок регламентируются ст. 88 Договора. В соответствии с п. 3 указанной статьи закупки осуществляются согласно Приложению № 25, из которого следует, что государства-члены обеспечивают проведение конкурса и аукциона только в электронном формате и стремятся перейти на него при других способах закупок.

По Договору закупки проводятся такими способами, как: 

  • открытый конкурс, который в том числе может предусматривать двухэтапные процедуры и предварительный квалификационный отбор (далее – конкурс);
  • запрос ценовых предложений (запрос котировок);
  • запрос предложений (если это предусмотрено законодательством государства-члена о закупках);
  • открытый электронный аукцион (далее – аукцион);
  • биржевые торги (если это предусмотрено законодательством государства-члена о закупках);
  • закупки из одного источника либо у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
Таким образом, к 1 января 2015 г. Россия обязана была перейти к электронному проведению конкурсов и должна стремиться к тому же в отношении иных форм закупок.  

Разработан законопроект о переводе конкурсов, запросов котировок и предложений в электронную форму[3], который в настоящее время находится на согласовании в Аппарате Правительства РФ.

Следует отметить, что государственные и муниципальные закупки, осуществляемые в России, трансформировались из «бумажной» в электронные. Впервые в новую форму был переведен аукцион[4]. Это произошло в рамках Национального плана противодействия коррупции на 2010–2011 гг.[5](п. 2) и позволило снять несколько опасностей, с которыми сталкивались участники размещения заказов.

Так, «бумажная» форма не позволяла получить необходимую информацию, найти место закупки, подать заявку и принять участие в закупке. Вместе с тем ее использование оставляло возможность манипулировать заявками, искажать информацию, приводило к исчезновению документов из состава заявок, произвольной оценке заявок.

Основные проблемы обычных открытых аукционов заключались в сговоре между участниками торгов, давлении на потенциальных конкурентов, а также административном давлении заказчиков на «не своих» участников, закрытости региональных и муниципальных систем госзаказа, наличии множества различных информационных ресурсов. Все это привело к снижению экономии бюджетных средств[6].

 

Прямые и косвенные эффекты 

Переход к электронным формам закупок дал как прямые, так и косвенные положительные эффекты.

Прямые связаны непосредственно с порядком проведения закупки и заключения договора по ее итогам. В их числе можно назвать такие, как: 

  • повышение эффективности использования бюджетных средств;
  • создание максимальной открытости и широкого информирования о закупках;
  • исключение возможности физического отстранения от участия в закупках;
  • создание системы выявления нарушений на основании фиксации всех действий заказчиков, организаторов и участников закупок;
  • обеспечение условий для защиты интересов и прав заинтересованных в закупках лиц, в том числе через общественные организации;
  • внедрение института приостановления торгов на время рассмотрения жалобы на порядок проведения закупок;
  • обеспечение условий для признания закупок недействительными и применения последствий недействительности, ничтожности сделок при заключении договоров в момент приостановления торгов при рассмотрении жалобы на порядок проведения закупок;
  • фиксирование, в том числе посредством независимого электронного регистратора, при осуществлении электронных закупок «следов» нарушений, необходимых и достаточных для проведения антимонопольных, административных и уголовных расследований. 

Например, для расследования сговоров на торгах, нарушающих нормы ст. 11 Закона о защите конкуренции[7], поведение участников фиксируется электронными торговыми площадками, обеспечивающими проведение аукциона в электронной форме.

По оценке Евразийской экономической комиссии, за 2013 г. в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства степень открытости информации о государственных закупках, размещаемой на веб-порталах, составила 51% и в 2015 г. должна достичь 100%, а доля электронных закупок – 42% и 60% соответственно[8].

По мнению ФАС России, переход на электронные аукционы позволил[9]: 

  • создать единое экономическое пространство (местонахождение участника неважно);
  • сделать участие поставщиков в госзаказе более доступным и прозрачным;
  • исключить субъективную оценку, давление на участников, благодаря анонимности минимизировать возможность сговора как между участниками, так и между участником и заказчиком ;
  • развивать конкуренцию между поставщиками;
  • экономить бюджетные средства;
  • снизить коррупционные риски в сфере госзаказа, ликвидировать такую форму нарушений, как сговор на торгах между участниками или участниками и заказчиком;
  • внедрить информационные технологии на всей территории страны. 

Среди косвенных положительных эффектов можно назвать следующие: 

  • стимулирование развития электронных технологий: 

внедрение компьютеров в работу заказчиков, организаторов  и участников закупок;

использование высокоскоростных каналов связи, в том числе сети «Интернет»;

обучение персонала информационным технологиям и т.д.; 

  • стимулирование развития электронной торговли, т.е. развитие: 

электронной идентификации участников сделок (ЭЦП), необходимой для совершения сделок в данной форме;

удостоверяющих центров, межгосударственной интеграции систем идентификации;

электронных торговых площадок;

систем маркетинга, мониторинга цен, оценки результатов использования бюджетных средств; 

  • снижение издержек для бизнеса: 

транспортных;

логистических;

маркетинговых; 

  • поддержка субъектов малого и среднего бизнеса посредством привлечения к государственным и муниципальным закупкам с обеспечением обязательной доли этих субъектов 15% от всего объема закупок;
  • возникновение и развитие новых форм обеспечительных мер: 

обеспечения заявок;

обеспечения исполнения контрактов;

возникновение новых мер борьбы с недобросовестными контрагентами – создание реестра недобросовестных поставщиков.

Стоит отметить, что в отношении и «бумажных», и электронных закупок до сих пор не решена проблема ненадлежащего исполнения или неисполнения государственных и муниципальных контрактов (договоров).

 

Роль антимонопольного органа 

ФАС России выступала последовательным приверженцем введения электронных форм государственных и муниципальных закупок.

Ведомство последовательно отстаивало свою позицию и при создании системы закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц[10].

Кроме того, инициированный ведомством институт обжалования порядка проведения торгов и заключения договоров по их итогам, регламентированный нормами ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, также способствовал достижению положительных эффектов от электронных форм закупок.

Введение этого института положительно сказалось и на случаях электронных продаж.

 

Игорь Башлаков-Николаев, 

начальник Юридического управления ФАС России,

кандидат экономических наук,

магистр права



[1] См.: Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

[2] Подписан в г. Астане 29 мая 2014 г., ратифицирован Россией в соответствии с Федеральным законом от 3 октября 2014 г. № 279-ФЗ.

[3] См.: законопроект № 623906-6, внесенный депутатами Госдумы И.Н. Руденским, И.Н. Игошиным.

[4] См.: Федеральный закон от 8 мая 2009 г. № 93-ФЗ «Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран – участников форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,

[5] Утв. Президентом РФ 31 июля 2008 г. № ПР-1568.

[6] См.: Честная конкуренция: государство, бизнес, общество. Отчет о результатах деятельности ФАС России в 2004–2012 годах / И.В. Кашунина, С.А. Пузыревский, М.А. Овчинников [и др.]; под ред. И.Ю. Артемьева. М., 2013.

[7] Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

[8] http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/856345346.aspx.

[9] См.: Честная конкуренция: государство, бизнес, общество. 

[10] См.: Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».


02 ноября 2015 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.











 Опрос

Какие принятые в 2021 г. законодательные инициативы, по Вашему мнению, наиболее значимы для развития конкуренции в РФ?

  
  
  
  
  
  
  
      





 



 
При любом использовании материалов сайта www.cljournal.ru указание на источник и гиперссылка обязательны.