На правительственном заседании в начале сентября 2015
г. был принят к сведению доклад
руководителя ФАС России И.Ю. Артемьева «О состоянии конкуренции в Российской
Федерации». Антимонопольному ведомству поручено доработать Доклад-2014 с учетом
состоявшегося обсуждения и высказанных предложений. Представляем вашему
вниманию заключение по вопросу содержания доклада А.Е. Шаститко, члена Экспертного совета при
Правительстве РФ, отредактированное с учетом событий, произошедших с момента
обсуждения данного документа.
Представленный на обсуждение проект доклада,
подготовленный ФАС России при участии и поддержке Минэкономразвития
России, других министерств и ведомств, а также ассоциаций
предпринимателей и экспертных организаций, – заметное событие,
привлекающее внимание к актуальным вопросам, связанным с оценкой
состояния конкуренции, возможностей и результатов ее защиты и развития
в России.
Рекомендуется исходить из того, что подготовка и обсуждение
доклада «О состоянии конкуренции в Российской Федерации» (далее –
Доклад-2014) – одно из важных направлений адвокатирования конкуренции,
в котором могут и должны участвовать помимо антимонопольных и другие
органы власти, а также ассоциации предпринимателей и профильные
экспертные организации. С помощью адвокатирования конкуренции должно
формироваться представление у всех заинтересованных групп не только о природе
конкуренции, ее значении для экономического развития, основаниях, наборе,
способах и вариантах оценки результатов применения инструментов защиты и
развития конкуренции, но и то, что принято называть конкурентной
культурой.
С этой точки зрения Доклад-2014 выполняет (должен
выполнять!) свою миссию, являясь площадкой взаимодействия различных групп
интересов, а также способом представления подходов – не всегда и не обязательно
конвенциальных и консенсусных – к методам защиты и развития
конкуренции. Откликаясь на критические замечания, высказанные в том
числе Экспертным советом на доклады за предшествующие годы,
разработчики Доклада-2014 предоставили возможность выразить позицию
относительно состояния конкуренции и конкурентной среды не только
РСПП, ОПОРЕ России, НП «Объединение корпоративных юристов», НП «Содействие
развитию конкуренции», Аналитическому центру при Правительстве Российской
Федерации, но и «Деловой России», Торгово-промышленной палате России.
Гораздо более представительными стали и оценки деятельности ФАС России
по антимонопольному контролю и развитию конкуренции. Большой массив
информации представлен федеральными органами исполнительной власти
(далее – ФОИВ).
Доклад-2014 продолжает традицию предыдущих докладов,
выполняя также функцию элемента обратной связи, предлагая оценки реализации
принятых ранее решений. Это касается и плана мероприятий («дорожной карты»)
«Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики», и внедрения
регионального стандарта развития конкуренции. Кроме того, Доклад-2014, как и его
предшественники, позволяет составить представление о предмете и уровне
исследования отдельных рынков как в части оценки состояния конкуренции,
так и в вопросах развития конкуренции.
Однако ряд наблюдений дает основание поставить вопрос о необходимости
доработки Доклада-2014 и (или) реорганизации работы над последующими
докладами в целях повышения его эффективности как инструмента адвокатирования
конкуренции и выстраивания сбалансированной конкурентной политики в целом.
Во-первых, объем доклада год от года увеличивается. И если
доклад за 2013 год увеличился примерно на 30 страниц (около
8%) по сравнению с аналогичным документом за 2012 год, то Доклад-2014
по сравнению с предыдущим докладом увеличился более чем на 25%,
составив с приложениями более 550 страниц. Это неплохо для справочного
издания, но потенциальная проблема для документа с политической
и программной компонентами, который рассчитан на широкую аудиторию.
Тем самым обостряется вопрос о способе организации структуры докладов и отборе
материалов для них. Частично этот вопрос можно снять посредством (1)
настройки фильтров на используемые в докладе материалы и (2)
объяснения/обоснования (но не описания) его структуры во введении. По пункту
(1) важной задачей является создание соответствующих фильтров на уровне
ФОИВов, а также положительных стимулов представлять качественную информацию.
По пункту (2) следует задуматься над руководством для пользователя,
которое можно было бы использовать с корректировками и для последующих
выпусков.
Во-вторых, в Докладе-2014 явно не хватает
комментариев (объяснений) по тем фактам, которые приводятся в различных
разделах. В частности, в разделе, посвященном «дорожной карте»
«Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики», представлена
статистика выполнения намеченных мероприятий. Допущение, что все мероприятия,
посчитанные как выполненные, действительно выполнены надлежащим образом,
на наш взгляд, чрезмерно жесткое. Хотя даже этой оговорки в Докладе-2014
не сделано. Возможно, по некоторым вопросам – специально
отобранным – имеет смысл провести более детальную проверку того, как
именно было выполнено мероприятие и если последствия уже наступили, то каковы
они (причем совсем не обязательно с оргвыводами). В этом случае
есть шанс снизить вероятность обострения проблемы «короткой памяти». Суть данной
проблемы: в силу отсутствия адекватного решения практического вопроса,
несмотря на предпринятые попытки, к нему стараются отнестись как к новому,
с чистого листа. Негативный результат – упущенные время и возможности.
В-третьих, нет никакого сомнения в том, что темы,
выбранные в качестве тем года в Докладе-2014, действительно
представляют интерес. Это касается как динамического ценообразования на железнодорожные
перевозки, так и правил недискриминационного доступа в отдельно
взятой отрасли, как проблемы сдерживания цен на рынках, так и развития
рынка природного газа. Однако почему именно эти темы? Как вариант более
эффективного использования данного раздела предлагается в качестве
критерия выбора хотя бы части тем года использовать состояние проблемы,
которая характеризуется не только значительными масштабами, но и отсутствием
простого и консенсусного варианта решения. В этом случае Доклад-2014,
высокий статус которого предполагает пристальное внимание групп интересов, мог бы
серьезно претендовать на презентацию «предзаконодательных» инициатив в неформальной,
концептуальной и доступной форме.
Поясним на примере. Известно, что четвертый
антимонопольный пакет, который был принят
Государственной Думой в третьем чтении 22 сентября 2015 года, обсуждался более
трех с половиной лет. Состав данного пакета сильно изменился. Однако есть
два вопроса, которые стали камнем преткновения и по которым, к сожалению,
пока не удается продвинуться именно в плане содержательного
обсуждения имеющихся проблем.
Первый вопрос – об антимонопольных исключениях в отношении
прав на результаты интеллектуальной деятельности. ФАС России с 2011 года
прикладывала большие усилия, чтобы убедить все заинтересованные стороны в необходимости
устранения соответствующих исключений из статей 10 и 11 Федерального
закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите
конкуренции». Представители бизнеса и эксперты многократно возражали.
Очевидно, что простого, одноходового решения данного вопроса не существует.
Экономические исследования, опыт применения норм антимонопольного
законодательства в других юрисдикциях подтверждают факт непростого
соотношения между защитой конкуренции и прав на результаты
интеллектуальной деятельности. Однако следы этой дискуссии с фактами и количественными
оценками для России вряд ли сейчас удастся обнаружить. Чем не тема
года? Но как в Докладе-2014, так и в докладах за предшествующие
два года об этом вопросе если и было упомянуто, то вскользь.
Второй вопрос – о правилах недискриминационного доступа
к товарам и услугам компаний, которые не являются субъектами
естественных монополий, но тем не менее занимают значительную долю рынка (в зависимости
от вариантов предлагаемых порогов 70% и выше). По сути
недискриминационность доступа затрагивает фундаментальный вопрос о соотношении
антитраста и экономического регулирования (что выглядит особенно актуально
в свете передачи Федеральной антимонопольной службе функций Федеральной
службы по тарифам). Изучение текста Доклада-2014 и предыдущих двух
докладов не дают оснований считать, что этот вопрос прошел стадию
серьезной концептуальной обработки, чтобы затем выйти в плоскость
выработки и принятия решений, которые были бы не ситуативными, а учитывали
долгосрочные последствия. Поскольку по вопросу о правилах недискриминационного
доступа решение законодателем принято, то на повестку дня через некоторое время
вполне может быть поставлен вопрос, каковы эффекты применения данных правил.
В-четвертых, адвокатирование конкуренции, элементом
которого, как было отмечено, является (должен быть) Доклад-2014, как и предыдущие/последующие
доклады, – это еще и внятно изложенные истории успеха. Причем успеха не только
ФАС России, но и отраслевых министерств и ведомств, в целом
Правительства РФ в деятельности по защите и развитию
конкуренции. В Докладе-2014 довольно большое количество материалов,
подготовленных ФОИВами. Однако они вряд ли пройдут «прагматический фильтр»
на предмет четкости формулировки проблем в части недостаточного
развития конкуренции и его последствий, объяснения принятых мер, а также
установления причинно-следственных связей между полученными результатами и принятыми
мерами. Таких историй успеха в отраслевом разрезе вряд ли должно быть
много в каждом из докладов. Но те, что все же включены в него,
должны соответствовать минимальным стандартам социально-экономического анализа.
В-пятых, защита и развитие конкуренции –
направление политики, о результативности которой сложно отчитываться на интервале
в один год, если не принимать во внимание рутинное
правоприменение и (увы, не менее рутинное) изменение правил игры.
Более того, во многих случаях такая практика – слишком частой отчетности -
даже вредна. Однако концептуальный, более широкий взгляд на актуальные
вопросы, которые кажутся рутинными и не заслуживающими отдельного
внимания и обсуждения (в том числе для извлечения уроков),
позволит осмысленнее подходить к выбору инструментов экономической
политики. Речь идет не только об очевидных историях успеха, которые
выражаются в улучшении возможностей выбора потребителя, снижении цен в реальном
(а где-то и в номинальном) выражении, как, например, в сфере
мобильной электросвязи, но также о вариантах решения вопроса о сбалансированности
мер конкурентной и промышленной политики, в результате которых
возможно создание целой отрасли практически с нуля и за счет
частных инвестиций. В последнем случае речь идет о производстве труб
большого диаметра (далее – ТБД) для строительства и ремонта
магистральных трубопроводов. В одном из предыдущих докладов ФАС
России представила информацию о состоянии конкуренции на этом рынке. При этом
помещенный в другой контекст вопрос об условиях конкуренции в связи
с созданием новой отрасли (в рамках импортозамещения) представляет
особый интерес не только в свете подготовки и реализации
проектов «Сила Сибири» и «Турецкий поток» в условиях санкций, но и в силу
непростых решений по формуле взаимодействия между основными участниками
рынка ТБД.
В-шестых, наиболее «постоянным» в докладе является
третий раздел, посвященный антимонопольному правоприменению. В настоящий
момент основной акцент сделан на описании масштабов применения
инструментов по защите конкуренции, соответствующих определенным нормам законодательства,
а также на описании тенденций их изменения. В Докладе-2014
просматривается избыточно упрощенный взгляд на объяснение факторов,
которые обусловливают те или иные абсолютные и относительные
величины, характеризующие правоприменение. Это связано с тем, что
правдоподобные объяснения могут значительно искажать представление об истинном
положении дел. Например, если нет правонарушений, то можно сказать, что
все компании законопослушны. Но ведь есть и другое объяснение: норма
просто не работает! Наоборот, если количество выявленных правонарушений
очень велико, то можно сказать, что это приоритетное направление работы
ведомства; однако другой вариант объяснения – избыточное правоприменение,
когда наказывают даже тех, кто ничего не нарушил. Как отличить одно
объяснение от другого? Иными словами, в третьем разделе Доклада-2014 должен
быть дан ответ на вопрос, действительно ли улучшается положение дел в области
правоприменения, так что снижаются масштабы ошибок как первого рода (неоправданное
наказание), так и второго рода (безнаказанность или недостаточно
жесткое наказание нарушителей). По сути, предложенные ФАС России оценки и объяснения
в подавляющем большинстве случаев представляют собой гипотезы, требующие
проверки.
По мнению других экспертов, высказывавшихся по поводу Доклада-2014,
как и в предшествующих докладах, для оценки результативности
правоприменения не используются количественные оценки ущерба, причиненного
монополистической деятельностью. Это затрудняет объективную оценку выявленных
нарушений, а также оценку результативности и эффективности
деятельности антимонопольных органов. Вместе с тем примеры методик расчета
ущерба от антиконкурентных злоупотреблений в международной практике
существуют. Предлагается разработать и представить на общественное
обсуждение методику оценки расчета ущерба по основным видам
антиконкурентных правонарушений, а результаты ее применения отражать в соответствующем
разделе будущих докладов.