Изучение мирового опыта и лучшей практики применения антимонопольного законодательства в США и Европе чрезвычайно важно для целей усовершенствования российского антимонопольного законодательства. В настоящее время некоторые институты зарубежного конкурентного права, такие как концепция «коллективного» доминирования, программа смягчения ответственности, «оборотные» штрафы, уже имплементированы в российское антимонопольное законодательство. Вопрос о том, насколько эффективно применяются эти зарубежные концепции в практике российского антимонопольного органа, остается на сегодняшний день дискуссионным.
В российском антимонопольном законодательстве до сих пор существует множество пробелов, порождающих правовую неопределенность. В частности, в настоящее время отсутствуют механизмы реализации и устойчивая единообразная практика антимонопольного органа и судов по применению запретов в отношении компаний, занимающих доминирующее положение, запретов на ограничивающие конкуренцию соглашения и согласованные действия, а также по допустимости таких действий.
В отличие от России, в европейском законодательстве все эти вопросы достаточно четко регламентированы. Так, в Договоре о функционировании Европейского Союза всего несколько статей посвящено общим правилам конкуренции. Более подробно эти правила раскрываются в многочисленных актах (разъяснениях, руководствах) Совета ЕС (Council Regulations) и Еврокомиссии (Commission Regulations, Guidelines, Commission Notices). Такого рода акты делают правила поведения прозрачными и понятными для участников рынка и в результате способствуют достижению целей антимонопольного регулирования.
Сейчас в российской практике возникла острая необходимость в разработке на уровне подзаконных актов подобных разъяснений и стандартов применения норм Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», который носит рамочный характер и не содержит механизмов реализации положений этого Закона.
Так, сегодня уже ведется активная работа ФАС России совместно с участниками различных профессиональных организаций, в том числе с членами Некоммерческого партнерства «Содействие развитию конкуренции», по разработке подобных разъяснений.
В частности, в Дорожной карте проекта «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики» национальной предпринимательской инициативы по улучшению инвестиционного климата в РФ, содержащей план работы ФАС России на ближайшие несколько лет, обозначено в качестве одного из приоритетов разработка и утверждение разъяснений, указаний (аналог существующим в Европе Guidelines) по следующим основным направлениям: стандартам доказывания недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, а также сговоров на торгах; стандартам оценки допустимости способов ведения бизнеса субъектами, занимающими доминирующее положение на рынке; стандартам доказывания и расчета убытков, причиненных нарушением антимонопольного законодательства; стандартам оценки соглашений в инновационных и высокотехнологичных сферах деятельности; стандартам оценки «вертикальных» соглашений.
Утверждение этих указаний намечено на октябрь 2013 г.
С целью дальнейшего развития российского антимонопольного законодательства, а также с учетом текущей приоритетной задачи ФАС России в раскрытии картелей было бы целесообразно ввести в российское законодательство программу «урегулирования» (settlement procedure), эффективно применяемую при расследовании картелей в ЕС наряду с программой смягчения ответственности (leniency program). В Европе программа «урегулирования» используется примерно в 50% случаях расследований картелей, проводимых Еврокомиссией, и существенно повышает раскрываемость этих трудновыявляемых и доказуемых нарушений.
Более подробно о мировом опыте применения антимонопольного законодательства и его влиянии на российскую правоприменительную практику читайте в статьях наших авторов, опубликованных в журнале «Конкуренция и право» № 6, 2012 г.
Елена Соколовская,
главный эксперт журнала «Конкуренция и право»