Институт коллективного доминирования в том виде, в каком
он существует в настоящее время, создает коллизию норм и ставит сразу
несколько вопросов. В частности, об административной ответственности
компаний, одновременно являющихся олигополистами на рынках с широкими
географическими границами и занимающих индивидуальное доминирующее
положение на более узких рынках. Полагая этот институт нецелесообразным, автор
статьи предлагает исключить его из антимонопольного законодательства,
а также внести другие поправки.
Особенности коллективного доминирования
Административная ответственность за злоупотребление доминирующим
положением установлена ст. 14.31, 14.31.1 КоАП РФ. Эти нормы имеют
бланкетный характер: запрет на действия (бездействие) занимающего
доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются
или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или)
ущемление интересов других лиц, предусмотрен ч. 1 ст. 10 Закона
о защите конкуренции [1] (далее также – Закон).
По Закону доминирующим признается положение одного или нескольких
хозяйствующих субъектов (группы или групп лиц) на определенном
товарном рынке, позволяющее таким субъектам (группам лиц) оказывать решающее
влияние на общие условия обращения товара, и (или) устранять с рынка
других участников, и (или) затруднять им доступ на него.
Доминирующее положение хозяйствующего субъекта
устанавливается исходя из следующих критериев (ст. 5 Закона):
- размера его доли на определенном товарном рынке (ее подверженности
изменениям);
- относительного размера долей на товарном рынке,
принадлежащих конкурентам;
- возможности доступа новых конкурентов;
- иных характеристик рынка – например, реализуемый или приобретаемый
хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении
(в том числе при потреблении в производственных целях), рост его
цены не обусловливает снижение спроса на него, информация о его стоимости,
об условиях реализации или приобретения доступна неопределенному
кругу лиц.
По общему правилу доминирующим признается положение
хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара
превышает 50% (п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции) [2].
Однако коллективное доминирующее положение отличается своей
спецификой.
Согласно ч. 3 ст. 5 Закона доминирующим признается
положение каждого из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением
финансовой организации), применительно к которому выполняется сумма условий:
1) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих
субъектов, доля каждого из которых больше долей других участников соответствующего
товарного рынка, превышает 50%, или совокупная доля не более чем пяти
хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других участников,
превышает 70% (это положение не применяется, если доля хотя бы одного
из субъектов менее 8%);
2) в течение длительного периода – не менее
чем одного года или, если такой период составляет меньше года, в течение
срока существования соответствующего товарного рынка – относительные
размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены
малозначительным изменениям, а также затруднен доступ на рынок новых конкурентов;
3) реализуемый или приобретаемый хозяйствующими
субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении
(в том числе при потреблении в производственных целях), увеличение
его цены не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на товар,
информация о его стоимости, об условиях реализации или приобретения
на рынке доступна неопределенному кругу лиц.
По мнению некоторых авторов, особенности коллективного
доминирующего положения следующие:
- рынок функционирует в условиях олигополии;
- совокупная доля олигополистов соответствует обычному порогу,
применяемому для установления единоличного доминирующего положения;
- олигополисты имеют возможность игнорировать поведение
остальных участников рынка, в том числе конечных потребителей;
- олигополия существует продолжительное время, рынок подвержен
малозначительным колебаниям[3].
Квалификация действий субъекта коллективного доминирования
Вопрос о квалификации индивидуальных действий субъекта
коллективного доминирования в качестве злоупотребления доминирующим
положением, на наш взгляд, дискуссионный и весьма актуальный.
Существует мнение, что, в случае если хозяйствующий
субъект признан совместно с другими участниками рынка коллективно
доминирующим, злоупотребление доминирующим положением может быть только
коллективным, поскольку сам по себе он не обладает достаточной
рыночной властью[4].
Как представляется, будет необоснованным привлекать к ответственности
за злоупотребление доминирующим положением субъекта коллективного
доминирования, в одностороннем порядке поднявшего цены на свою
продукцию на товарном рынке, в границах которого имеет место такое
доминирование. Ограничения или устранения конкуренции, очевидно, не произойдет,
а указанный субъект просто понесет убытки (недополучит прибыль).
Однако необходимо учитывать, на каком рынке и в каких
границах совершено правонарушение.
Хозяйствующий субъект, занимающий согласно ч. 3
ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующее положение в более
широких географических границах (например, в границах Российской Федерации),
может одновременно занимать индивидуальное доминирующее положение в более
узких границах (например, в границах области). С подобным случаем
столкнулось Омское УФАС России. Проанализировав состояние конкурентной среды
на товарном рынке крупнооптовой реализации мазута, антимонопольный орган установил
доминирующее положение ОАО «Газпром нефть» в географических границах
Омской области с долей более 50%[5].
Из буквального прочтения нормы п. 4 ст. 4
Закона о защите конкуренции следует, что каждый товарный рынок как сфера
обращения определенного товара характеризуется единственными – не пересекающимися
и не «вкладывающимися» друг в друга – географическими
границами.
К тому времени ФАС России признала ОАО «Газпром
нефть» субъектом коллективного доминирования на рынке крупнооптовой
реализации мазута в географических границах Российской Федерации. Поэтому
суды сочли решение и предписание Омского УФАС России в отношении компании
незаконными по мотиву неправильного определения географических границ товарного
рынка, на котором совершено злоупотребление доминирующим положением[6].
К такому выводу суды пришли в связи с принятием Постановления
Президиума ВАС РФ по делу ОАО «ТНК-BP Холдинг». Высшая судебная
инстанция признала обоснованным решение ФАС России, квалифицировавшего индивидуальные
действия этой компании в качестве злоупотребления коллективным
доминированием на товарных рынках нефтепродуктов в географических
границах Российской Федерации[7].
В последующем возникла аналогичная ситуация, но Омским УФАС России
в отношении ОАО «Газпром нефть» были выданы решение и предписание по факту
злоупотребления уже не индивидуальным доминирующим положением в границах Омской
области, а коллективным доминирующим положением в географических границах
Российской Федерации на рынках крупнооптовой реализации бензинов
автомобильных и дизельного топлива. Злоупотребление выражалось в установлении
необоснованно высоких цен на нефтепродукты при их поставках в Омскую
область. На этот раз Омское УФАС России отстояло свою позицию в суде
кассационной инстанции[8].
Но, несмотря на то, что ФАС России и ее
территориальные органы изменили стратегию доказывания с учетом существующей
судебной практики, правильным такое положение дел представляется далеко не всем.
Мы опросили 98 сотрудников территориальных органов ФАС России,
из которых 44 респондента (или 45%) в той или иной мере
согласились с тезисом о необоснованности сложившейся судебной
практики в рассматриваемой части. При этом большинство (56 опрошенных,
или 57,1%) затруднились ответить на вопрос, необходимо ли внести
изменения в действующее антимонопольное законодательство, которые сделают
возможным установление индивидуального доминирующего положения хозяйствующего
субъекта, признанного «коллективным доминантом».
В этой связи стоит упомянуть о проблеме соотношения
антиконкурентных согласованных действий и злоупотребления «коллективными
доминантами» своим положением.
К примеру, если бы субъекты коллективного
доминирования одновременно подняли цены, речь также могла бы идти о согласованных
действиях в соответствии с существовавшей до недавнего времени
редакцией Закона о защите конкуренции.
В третьем антимонопольном пакете был введен дополнительный
квалифицирующий признак согласованных действий в виде необходимости
публичного заявления одного из участников об их совершении. Благодаря
этому возможность подобного смешения частично устранена. Однако сложившуюся в настоящее
время в административной практике ситуацию следует характеризовать скорее
отрицательно. Создается впечатление, что, осознав необоснованность ранее
принятых формулировок в части создания института коллективного доминирования,
законодатель, вместо того чтобы их скорректировать, стал бороться с их негативными
последствиями в виде возникших коллизий и приводить иные положения
(п. 2 ч. 1 ст. 11.1 Закона) в соответствие с изначально
спорными нормами.
Но при этом, если один из совместно злоупотребляющих
своим коллективным доминирующим положением хозяйствующих субъектов публично
заявил об их совершении, вновь возникает конкуренция норм о запрете
на согласованные действия, с одной стороны, и запрете
«коллективным доминантам» на злоупотребление своим положением –
с другой. На наш взгляд, первый запрет в полной мере охватывает
все правовые ограничения, сконструированные вторым. Исключением является
дискуссионный с точки зрения обоснованности и правомерности, созданный,
по сути, Президиумом ВАС РФ запрет на индивидуальное
злоупотребление доминирующим положением субъектам коллективного доминирования
(дело ОАО «ТНК-BP Холдинг»).
В связи с изложенным согласимся с необходимостью
исключить из п. 2 ч. 1 ст. 8 Закона о защите
конкуренции условие, по которому квалифицировать действия хозяйствующих
субъектов как согласованные можно, только если один из участников публично
заявил об их совершении[9]. Тем более что оно не соответствует
концепции Еврокомиссии, призванной помешать участникам тайного сговора уйти от запрета
ст. 81(1) Римского договора о ЕЭС лишь потому, что их действия не основаны
на соглашении как таковом, хотя приводят к негативным последствиям
для конкуренции[10].
Более того, исключение института коллективного доминирования
и квалифицирующего признака согласованных действий позволит
ответить еще на один вопрос, а именно решит проблему привлечения к административной
ответственности хозяйствующих субъектов, которые являются олигополистами на рынках
с более широкими географическими границами и одновременно занимают
индивидуальное доминирующее положение на «вкладывающихся» рынках.
Сергей Суменков,
начальник финансового отдела
ОАО «Межгосударственная Корпорация Развития»
[1] Федеральный закон
от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
[2] См.,
например: решение УФАС по Омской области от 10 августа 2012 г.
№ 04/19-12.
[3]Конкурентное право России: учеб. / Д.А. Алешин,
И.Ю. Артемьев, Е.Ю. Борзило [и др.]. М., 2012. С. 152.
[4] См.: Мигитко О.В. Коллективное
доминирование: недоказанность и недосказанность. // Конкуренция и право. 2010.
№ 1. С. 12.
[5]См.: решение УФАС по Омской области от 4 октября
2010 г. № 04/08-10.
[6]Постановление 13 ААС от 18 июля 2011 г. по делу № А56-66402/2010.
[7]Постановление Президиума ВАС РФ от 25 мая 2010 г. по делу
№ А70-9090/15-2008 // Вестник ВАС РФ. 2010. № 10.
[8]Постановление ФАС СЗО от 25 марта 2013 г. по делу № А56-6545/2012.
[9] См.: Габестро С.В., Ульянов А.С.,
Варламов Л.В. Антитраст по-европейски: как направить российскую
антимонопольную политику на развитие конкуренции // http://www.naiz.pro/analitics/antitrust.pdf.
[10]Конкурентное право России: учеб. С. 187–188.