Новости

ФАС России выдвинула требования к сделке на фармрынке
03 августа 2021 г.
Малый бизнес проверят на аффилированность с крупнейшими заказчиками
03 августа 2021 г.
Кассация подтвердила антиконкурентное соглашение в Подмосковье
03 августа 2021 г.
Суд округа признал ничтожным дорожный контракт в Челябинской области на полмиллиарда рублей
03 августа 2021 г.
Hamilton Medical AG подозревают в незаконной координации экономической деятельности на рынке поставок ИВЛ
03 августа 2021 г.
Минстрой России разработал механизм изменения госконтрактов из-за роста цен
18 марта 2021 г.
ФАС России выдала предписание по сделке Мосэнерго и Русэнергосбыта
03 августа 2021 г.
ЕЭК рассказала об изменениях в Методике расчета и порядке наложения штрафов за нарушения общих правил конкуренции на трансграничных рынках
24 ноября 2020 г.
ФАС России разъяснила вопросы дерегулирования цен на ряд услуг в портах
24 ноября 2020 г.
ComparetheMarket оштрафована на 17,9 млн фунтов стерлингов за установление паритета цен
19 ноября 2020 г.
Еще      Все новости
 Самое читаемое

Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 37931
Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
Количество просмотров 19877
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 19048
Сравнительная реклама в российском законодательстве
Количество просмотров 16783
Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
Количество просмотров 16742
Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 37931
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 19048
 Обзоры

 Анонcы

7-я практическая конференция «Управление юридическими рисками: статус 2020»
12–13 ноября 2020 г. пройдет 6-я практическая конференция «Управление юридическими рисками: статус 2020». Организатор – компания «Диалог Менеджмент Партнерс».!!!
Полный текст
Международная конференция Суда ЕАЭС «Новые вызовы интеграции ЕАЭС: правовое измерение»
25–27 ноября 2020 г. состоится ежегодная международная конференция Суда Евразийского экономического союза «Новые вызовы интеграции ЕАЭС: правовое измерение».
Полный текст
Тестовый анонс
Добро пожаловать в Ангарск!
Полный текст



О журнале Экспертный совет Архив Авторам Контакты
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Главная /  Аналитика /  К вопросу о необходимости института...
К вопросу о необходимости института коллективного доминирования

Институт коллективного доминирования в том виде, в каком он существует в настоящее время, создает коллизию норм и ставит сразу несколько вопросов. В частности, об административной ответственности компаний, одновременно являющихся олигополистами на рынках с широкими географическими границами и занимающих индивидуальное доминирующее положение на более узких рынках. Полагая этот институт нецелесообразным, автор статьи предлагает исключить его из антимонопольного законодательства, а также внести другие поправки.

 

Особенности коллективного доминирования 

Административная ответственность за злоупотребление доминирующим положением установлена ст. 14.31, 14.31.1 КоАП РФ. Эти нормы имеют бланкетный характер: запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, предусмотрен ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции [1] (далее также – Закон).

По Закону доминирующим признается положение одного или нескольких хозяйствующих субъектов (группы или групп лиц) на определенном товарном рынке, позволяющее таким субъектам (группам лиц) оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара, и (или) устранять с рынка других участников, и (или) затруднять им доступ на него.

Доминирующее положение хозяйствующего субъекта устанавливается исходя из следующих критериев (ст. 5 Закона):

 

  • размера его доли на определенном товарном рынке (ее подверженности изменениям);
  • относительного размера долей на товарном рынке, принадлежащих конкурентам;
  • возможности доступа новых конкурентов;
  • иных характеристик рынка – например, реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост его цены не обусловливает снижение спроса на него, информация о его стоимости, об условиях реализации или приобретения доступна неопределенному кругу лиц.

 

По общему правилу доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50% (п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции) [2].

Однако коллективное доминирующее положение отличается своей спецификой.

Согласно ч. 3 ст. 5 Закона доминирующим признается положение каждого из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации), применительно к которому выполняется сумма условий:

1) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других участников соответствующего товарного рынка, превышает 50%, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других участников, превышает 70% (это положение не применяется, если доля хотя бы одного из субъектов менее 8%);

2) в течение длительного периода – не менее чем одного года или, если такой период составляет меньше года, в течение срока существования соответствующего товарного рынка – относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также затруднен доступ на рынок новых конкурентов;

3) реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), увеличение его цены не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на товар, информация о его стоимости, об условиях реализации или приобретения на рынке доступна неопределенному кругу лиц.

По мнению некоторых авторов, особенности коллективного доминирующего положения следующие:

 

  • рынок функционирует в условиях олигополии;
  • совокупная доля олигополистов соответствует обычному порогу, применяемому для установления единоличного доминирующего положения;
  • олигополисты имеют возможность игнорировать поведение остальных участников рынка, в том числе конечных потребителей;
  • олигополия существует продолжительное время, рынок подвержен малозначительным колебаниям[3].

 

 

Квалификация действий субъекта коллективного доминирования 

Вопрос о квалификации индивидуальных действий субъекта коллективного доминирования в качестве злоупотребления доминирующим положением, на наш взгляд, дискуссионный и весьма актуальный.

Существует мнение, что, в случае если хозяйствующий субъект признан совместно с другими участниками рынка коллективно доминирующим, злоупотребление доминирующим положением может быть только коллективным, поскольку сам по себе он не обладает достаточной рыночной властью[4].

Как представляется, будет необоснованным привлекать к ответственности за злоупотребление доминирующим положением субъекта коллективного доминирования, в одностороннем порядке поднявшего цены на свою продукцию на товарном рынке, в границах которого имеет место такое доминирование. Ограничения или устранения конкуренции, очевидно, не произойдет, а указанный субъект просто понесет убытки (недополучит прибыль).

Однако необходимо учитывать, на каком рынке и в каких границах совершено правонарушение.

Хозяйствующий субъект, занимающий согласно ч. 3 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующее положение в более широких географических границах (например, в границах Российской Федерации), может одновременно занимать индивидуальное доминирующее положение в более узких границах (например, в границах области). С подобным случаем столкнулось Омское УФАС России. Проанализировав состояние конкурентной среды на товарном рынке крупнооптовой реализации мазута, антимонопольный орган установил доминирующее положение ОАО «Газпром нефть» в географических границах Омской области с долей более 50%[5].

Из буквального прочтения нормы п. 4 ст. 4 Закона о защите конкуренции следует, что каждый товарный рынок как сфера обращения определенного товара характеризуется единственными – не пересекающимися и не «вкладывающимися» друг в друга – географическими границами.

К тому времени ФАС России признала ОАО «Газпром нефть» субъектом коллективного доминирования на рынке крупнооптовой реализации мазута в географических границах Российской Федерации. Поэтому суды сочли решение и предписание Омского УФАС России в отношении компании незаконными по мотиву неправильного определения географических границ товарного рынка, на котором совершено злоупотребление доминирующим положением[6].

К такому выводу суды пришли в связи с принятием Постановления Президиума ВАС РФ по делу ОАО «ТНК-BP Холдинг». Высшая судебная инстанция признала обоснованным решение ФАС России, квалифицировавшего индивидуальные действия этой компании в качестве злоупотребления коллективным доминированием на товарных рынках нефтепродуктов в географических границах Российской Федерации[7].

В последующем возникла аналогичная ситуация, но Омским УФАС России в отношении ОАО «Газпром нефть» были выданы решение и предписание по факту злоупотребления уже не индивидуальным доминирующим положением в границах Омской области, а коллективным доминирующим положением в географических границах Российской Федерации на рынках крупнооптовой реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива. Злоупотребление выражалось в установлении необоснованно высоких цен на нефтепродукты при их поставках в Омскую область. На этот раз Омское УФАС России отстояло свою позицию в суде кассационной инстанции[8].

Но, несмотря на то, что ФАС России и ее территориальные органы изменили стратегию доказывания с учетом существующей судебной практики, правильным такое положение дел представляется далеко не всем.

Мы опросили 98 сотрудников территориальных органов ФАС России, из которых 44 респондента (или 45%) в той или иной мере согласились с тезисом о необоснованности сложившейся судебной практики в рассматриваемой части. При этом большинство (56 опрошенных, или 57,1%) затруднились ответить на вопрос, необходимо ли внести изменения в действующее антимонопольное законодательство, которые сделают возможным установление индивидуального доминирующего положения хозяйствующего субъекта, признанного «коллективным доминантом».

В этой связи стоит упомянуть о проблеме соотношения антиконкурентных согласованных действий и злоупотребления «коллективными доминантами» своим положением.

К примеру, если бы субъекты коллективного доминирования одновременно подняли цены, речь также могла бы идти о согласованных действиях в соответствии с существовавшей до недавнего времени редакцией Закона о защите конкуренции.

В третьем антимонопольном пакете был введен дополнительный квалифицирующий признак согласованных действий в виде необходимости публичного заявления одного из участников об их совершении. Благодаря этому возможность подобного смешения частично устранена. Однако сложившуюся в настоящее время в административной практике ситуацию следует характеризовать скорее отрицательно. Создается впечатление, что, осознав необоснованность ранее принятых формулировок в части создания института коллективного доминирования, законодатель, вместо того чтобы их скорректировать, стал бороться с их негативными последствиями в виде возникших коллизий и приводить иные положения (п. 2 ч. 1 ст. 11.1 Закона) в соответствие с изначально спорными нормами.

Но при этом, если один из совместно злоупотребляющих своим коллективным доминирующим положением хозяйствующих субъектов публично заявил об их совершении, вновь возникает конкуренция норм о запрете на согласованные действия, с одной стороны, и запрете «коллективным доминантам» на злоупотребление своим положением – с другой. На наш взгляд, первый запрет в полной мере охватывает все правовые ограничения, сконструированные вторым. Исключением является дискуссионный с точки зрения обоснованности и правомерности, созданный, по сути, Президиумом ВАС РФ запрет на индивидуальное злоупотребление доминирующим положением субъектам коллективного доминирования (дело ОАО «ТНК-BP Холдинг»).

В связи с изложенным согласимся с необходимостью исключить из п. 2 ч. 1 ст. 8 Закона о защите конкуренции условие, по которому квалифицировать действия хозяйствующих субъектов как согласованные можно, только если один из участников публично заявил об их совершении[9]. Тем более что оно не соответствует концепции Еврокомиссии, призванной помешать участникам тайного сговора уйти от запрета ст. 81(1) Римского договора о ЕЭС лишь потому, что их действия не основаны на соглашении как таковом, хотя приводят к негативным последствиям для конкуренции[10].

Более того, исключение института коллективного доминирования и квалифицирующего признака согласованных действий позволит ответить еще на один вопрос, а именно решит проблему привлечения к административной ответственности хозяйствующих субъектов, которые являются олигополистами на рынках с более широкими географическими границами и одновременно занимают индивидуальное доминирующее положение на «вкладывающихся» рынках.

 

Сергей Суменков,

начальник финансового отдела

ОАО «Межгосударственная Корпорация Развития»



[1] Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

[2] См., например: решение УФАС по Омской области от 10 августа 2012 г. № 04/19-12.

[3]Конкурентное право России: учеб. / Д.А. Алешин, И.Ю. Артемьев, Е.Ю. Борзило [и др.]. М., 2012. С. 152.

[4] См.: Мигитко О.В. Коллективное доминирование: недоказанность и недосказанность. // Конкуренция и право. 2010. № 1. С. 12.

[5]См.: решение УФАС по Омской области от 4 октября 2010 г. № 04/08-10.

[6]Постановление 13 ААС от 18 июля 2011 г. по делу № А56-66402/2010.

[7]Постановление Президиума ВАС РФ от 25 мая 2010 г. по делу № А70-9090/15-2008 // Вестник ВАС РФ. 2010. № 10.

[8]Постановление ФАС СЗО от 25 марта 2013 г. по делу № А56-6545/2012.

[9] См.: Габестро С.В., Ульянов А.С., Варламов Л.В. Антитраст по-европейски: как направить российскую антимонопольную политику на развитие конкуренции // http://www.naiz.pro/analitics/antitrust.pdf.

[10]Конкурентное право России: учеб. С. 187–188.


02 февраля 2015 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.











 Опрос

Какие принятые в 2021 г. законодательные инициативы, по Вашему мнению, наиболее значимы для развития конкуренции в РФ?

  
  
  
  
  
  
  
      





 



 
При любом использовании материалов сайта www.cljournal.ru указание на источник и гиперссылка обязательны.