Какие основные элементы и этапы построения должна включать в
себя качественная комплаенс-система? Есть ли национальные особенности и в чем они
заключаются? Должен ли использоваться более гибкий подход к применению административной ответственности
в отношении компаний, в которых внедрена антимонопольная комплаенс-система? Эти вопросы журнал
«Конкуренция и право» адресовал участникам опроса.
Светлана Гербель,
вице-президент, директор по правовым вопросам ООО «Сименс» в
России
Антимонопольный комплаенс – это система внутрикорпоративных
процессов и механизмов, направленных на предотвращение нарушений антимонопольного
законодательства.
Ольга Белова,
руководитель антимонопольной практики ЗАО «Комплексные
энергетические системы»
Антимонопольный комплаенс, или система корпоративных мер по
предупреждению возникновения антимонопольных рисков, – та реальность, к которой
в скором времени придут многие крупные российские компании. Уже сейчас в
условиях высокой материальности санкций за нарушения законодательства о защите
конкуренции и тенденции к расширению полномочий антимонопольного органа нельзя переоценить
роль этого направления и возможность с его помощью сделать антимонопольные
риски более предсказуемыми и контролируемыми.
Особую актуальность этой теме придает готовность ФАС России
разработать стимулирующие к внедрению систем комплаенса нормы в развитие общего
принципа невозможности привлечения к административной ответственности в
отсутствие вины.
С точки зрения техники разработки и внедрения
антимонопольного комплаенса, пожалуй, лучшим руководством является Antitrust
Compliance Toolkit, подготовленное Международной торговой палатой. Не исключаю,
что многим российским компаниям оно покажется недостижимым идеалом, но здесь
скорее вопрос правильной адаптации к условиям их деятельности и внутренним
организационным процессам, что, разумеется, не всегда просто и быстро.
Следует назвать ключевые этапы выстраивания антимонопольного
комплаенса.
Диагностирование и определение проблем с целью проведения
антимонопольного аудита текущей деятельности компании и выявления зон риска. На
данном этапе необходимо: определить рынки, где компания занимает доминирующее
положение; выявить направления деятельности, при осуществлении которых должны
соблюдаться требования антимонопольного законодательства; провести проверку договоров,
внутренних политик на предмет соответствия требованиям закона; провести
категоризацию антимонопольных дел, которые рассматривались или рассматриваются
в отношении бизнеса, по основанию их возникновения. Результат – подготовка так
называемой карты рисков и их источников как базы для выстраивания системы
предупреждения.
Разработка необходимого свода правил, регламентирующего
поведение компании и ее сотрудников на рынке. К числу таких документов можно отнести внутреннюю
антимонопольную политику (по сути, понятное и более полное переложение карты
рисков на общий текстовой формат с указанием последствий); стандартные позиции
для защиты по однотипным делам (что полезно в случае широкой географии
бизнеса); инструкцию по сопровождению антимонопольных проверок. На данном этапе
также вносятся необходимые изменения в типовые формы договоров.
Внедрение и контроль. Здесь следует отметить, что в вопросе
внедрения комплаенса крайне важную роль играет фактическое поведение
сотрудников. Поэтому после подготовки основного свода правил необходимо научить
сотрудников их соблюдать – в этом помогут тренинги и семинары.
Безусловно, наличие комплаенса не даст стопроцентной защиты
от антимонопольных преследований и рисков, что объясняется как динамичным
развитием антимонопольного законодательства, так и зачастую неоднозначностью
норм закона. Однако такая система позволит настроить деятельность компании, ее
производственный процесс на обязательность соблюдения антимонопольных запретов,
а также поможет более взвешенно и осмотрительно принимать те или иные
бизнес-решения.
Алексей Большаков,
руководитель юридического департамента ООО «БАСФ»
Антимонопольный комплаенс – это система мер, позволяющих
предотвратить нарушения антимонопольного законодательства сотрудниками
компании.
Не секрет, что антимонопольные ограничения часто
воспринимаются бизнесом как ненужные препятствия. Риски такого подхода очевидны
и очень велики. Поэтому организации, если она достигает определенного размера и
положения на рынке, необходимо строго следовать антимонопольным нормам.
Очень важно убедиться, что работники компании осознают:
увеличение продаж и борьба с конкурентами требуют соблюдения определенных
правил. Сейчас принято разделять комплаенс-политику на компоненты, но также
бесспорно, что антимонопольные аспекты – неотъемлемая часть общей политики
компании по соблюдению законодательства. Нужно комплексно развивать культуру
уважения к закону, и таким образом можно добиться существенного сокращения
публично-правовых рисков.
Качественно осуществляемая программа соответствия
законодательству не только повышает осведомленность работников и руководства о
возможной ответственности, но и помогает понять, что следование закону
представляет собой инструмент развития бизнеса. Иными словами, цель комплаенса,
в том числе антимонопольного, не «схватить за руку», а добиться блокировки
незаконных решений самими сотрудниками по их собственной инициативе.
Кроме того, действенная программа комплаенса поможет персонифицировать
ответственность: перенести ее там, где это возможно по закону, с компании или «дежурного
виноватого» (директора) на конкретного менеджера, который знал о запретах и
последствиях, но сознательно рисковал ради личных достижений. Еще один важный
фактор – внешний. Много обсуждается проблема особого подхода во время
антимонопольных проверок к компаниям, у которых функционирует комплаенс. В
частности, предлагается нормативно закрепить, что наличие антимонопольной
комплаенс-программы должно быть обстоятельством, смягчающим ответственность.
Считаю это очень хорошей инициативой. Она продолжает линию
ФАС России по гармонизации государственного регулирования и развитию экономики.
Если это положение будет реализовано, важно избежать
излишней формализации. Так, уже сейчас при взаимодействии с контролирующими
органами никто не мешает показывать, что в компании эффективно действует
антимонопольный комплаенс, и это обстоятельство может быть учтено и учитывается
антимонопольной службой. При этом не хотелось бы прийти к излишней
стандартизации мер антимонопольного комплаенса. Так как корпоративная культура
в компаниях различна, программы комплаенса тоже должны быть
индивидуализированы. И разумеется, говоря о смягчающей роли антимонопольного
комплаенса, необходимо уделить внимание вопросу о максимально возможном
переносе ответственности за антимонопольные нарушения с компании в целом или
директора на конкретного сотрудника, умышленно допустившего проступок. На мой
взгляд, это позволило бы повысить правосознание: каждый сотрудник будет
заинтересован в том, чтобы действовать строго в рамках закона, не прикрывая
свои решения ответственностью системы или руководителя.
Азамат Абдульменов,
антитраст-менеджер ОАО «Уралкалий», LL.M.
Антимонопольный комплаенс – это система мер и процедур,
направленных на предупреждение и минимизацию антимонопольных рисков.
Сутью этого механизма я бы назвал выработку в компании культуры
неприятия антимонопольных правонарушений.
Основными элементами антимонопольного комплаенса являются:
- выявление и регулярная оценка антимонопольных рисков;
- выработка и внедрение мер по их минимизации;
- разработка и утверждение политики по соблюдению
законодательства, а также иных внутренних актов, направленных на внедрение
процедур, обеспечивающих соблюдение антимонопольных требований;
- регулярные тренинги для персонала;
- «тон сверху», т.е. поддержка руководством компании ценности антимонопольного
комплаенса;
- наличие антимонопольного комплаенс-офицера, основная функция
которого состоит во внедрении и администрировании указанной системы.
Можно выделить три этапа построения комплаенса:
- осознание существенности антимонопольных рисков для деятельности
компании и принятие руководством решения создать комплаенс-систему;
- внедрение элементов этого механизма (принятие
антимонопольной политики, назначение комплаенс-офицера и т.д.);
- становление комплаенса как неотъемлемой части культуры
компании.
Прохождение всех трех этапов может занять не один год.
О национальных особенностях антимонопольного комплаенса
говорить пока рано: тенденция его распространения в России только
зарождается.
Убежден, для того чтобы привить культуру соблюдения
компаниями антимонопольного законодательства, необходима поддержка ФАС России
в виде разработки рекомендаций по внедрению комплаенс-системы.
Необходимым компонентом стимулирования, безусловно, является
снижение ответственности в случае нарушения антимонопольного
законодательства теми компаниями, в которых действует комплаенс. Например,
можно уменьшать для них размер штрафа на определенный процент.
Но к этому нужно подходить аккуратно. Нельзя допустить,
чтобы комплаенс-системы внедрялись формально, с единственной целью уменьшить
антимонопольную ответственность. Предотвратить это можно, определив обязательные
составные части комплаенса, обеспечивающие реальное функционирование механизма.
В США одной из таких составных частей является
подчинение комплаенс-офицера напрямую совету директоров компании и его регулярные
отчеты об антимонопольных рисках и принимаемых мерах. Видимо, это считается
показателем зрелости и реальности комплаенс-системы. Обязательными элементами
также могут быть внутреннее положение о привлечении к дисциплинарной
ответственности сотрудников (вплоть до увольнения), допустивших нарушение
политики компании по соблюдению антимонопольных требований, и наличие
фактов такого привлечения.
Вячеслав Мартемьянов,
главный правовой эксперт ОАО «ЛУКОЙЛ», кандидат юридических
наук
Антимонопольный комплаенс представляет собой систему мер
организационно-управленческого характера, которые предпринимаются хозяйствующим
субъектом для того, чтобы минимизировать риски нарушения антимонопольного
законодательства. Основное в любой комплаенс-системе – довести до сведения
работников организации (в форме обучения, тренингов, внесения
соответствующих положений в должностные инструкции и т.п.) содержание
законодательных норм и последствия их нарушения. Этот элемент является
базовым в практике зарубежных организаций, а успешное функционирование
антимонопольного комплаенса часто обеспечивается специализированными
структурными подразделениями самих компаний либо привлеченными
консультантами.
Особенность комплаенс-системы в России видится в стремлении
организаций не столько обучить собственных сотрудников и регламентировать
существующие бизнес-процессы, сколько выстроить механизмы взаимодействия с
антимонопольным органом, гарантирующие отсутствие претензий с его стороны
(например, с помощью создания торговых практик).
Представляется, что стимулирование внедрения комплаенса в российских
компаниях не входит в задачи антимонопольной службы. В существовании
действенных мер по предотвращению нарушений антимонопольного
законодательства должен быть заинтересован топ-менеджмент самих организаций.
При этом важно учитывать, что специфика ведения бизнеса в отдельных
отраслях не позволяет говорить об эффективности разработки типовых
модельных схем для широкого круга пользователей. Полагаем целесообразным не регламентировать
жестко виды и формы комплаенса на законодательном уровне, а предоставить
хозяйствующим субъектам свободу самим выбирать структуру комплаенс-системы и включать
в нее наиболее важные для них элементы.
Считаем, что в отношении компаний, в которых
внедрен антимонопольный комплаенс, могут быть использованы особые подходы в случае,
если они все же допустили нарушение.
Если комплаенс предполагает систему внутренней саморегуляции
компании, то факт нарушения антимонопольного законодательства означает
одно из двух: либо существующий механизм оказался неэффективным и меры
ответственности должны быть возложены на хозяйствующий субъект, надлежащим
образом не обеспечивший его функционирование, либо произошел эксцесс
исполнителя – ответственный работник, до сведения которого были
доведены правила поведения в рамках осуществления его полномочий, допустил
деяние, приведшее к такому нарушению.
В этом случае целесообразным будет продумать, как смягчить
ответственность для хозяйствующего субъекта, если он, проанализировав
причины случившегося, предпринял мероприятия по совершенствованию своей
комплаенс-системы и самостоятельно применил к работнику меры
ответственности дисциплинарного характера при установлении вины в его действиях.