Новости

ФАС России выдвинула требования к сделке на фармрынке
03 августа 2021 г.
Малый бизнес проверят на аффилированность с крупнейшими заказчиками
03 августа 2021 г.
Кассация подтвердила антиконкурентное соглашение в Подмосковье
03 августа 2021 г.
Суд округа признал ничтожным дорожный контракт в Челябинской области на полмиллиарда рублей
03 августа 2021 г.
Hamilton Medical AG подозревают в незаконной координации экономической деятельности на рынке поставок ИВЛ
03 августа 2021 г.
Минстрой России разработал механизм изменения госконтрактов из-за роста цен
18 марта 2021 г.
ФАС России выдала предписание по сделке Мосэнерго и Русэнергосбыта
03 августа 2021 г.
ЕЭК рассказала об изменениях в Методике расчета и порядке наложения штрафов за нарушения общих правил конкуренции на трансграничных рынках
24 ноября 2020 г.
ФАС России разъяснила вопросы дерегулирования цен на ряд услуг в портах
24 ноября 2020 г.
ComparetheMarket оштрафована на 17,9 млн фунтов стерлингов за установление паритета цен
19 ноября 2020 г.
Еще      Все новости
 Самое читаемое

Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 37931
Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
Количество просмотров 19877
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 19048
Сравнительная реклама в российском законодательстве
Количество просмотров 16782
Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
Количество просмотров 16742
Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 37931
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 19048
 Обзоры

 Анонcы

7-я практическая конференция «Управление юридическими рисками: статус 2020»
12–13 ноября 2020 г. пройдет 6-я практическая конференция «Управление юридическими рисками: статус 2020». Организатор – компания «Диалог Менеджмент Партнерс».!!!
Полный текст
Международная конференция Суда ЕАЭС «Новые вызовы интеграции ЕАЭС: правовое измерение»
25–27 ноября 2020 г. состоится ежегодная международная конференция Суда Евразийского экономического союза «Новые вызовы интеграции ЕАЭС: правовое измерение».
Полный текст
Тестовый анонс
Добро пожаловать в Ангарск!
Полный текст



О журнале Экспертный совет Архив Авторам Контакты
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Главная /  Антимонопольные споры. Обзоры судебной практики /  Обзор судебной практики. Выпуск № 11 за 2017 г.
Обзор судебной практики. Выпуск № 11 за 2017 г.

Елена Рыбальченко,

юрист санкт-петербургской корпоративной практики компании «Пепеляев Групп»


Злоупотребление доминирующим положением

Доминирующее положение на соответствующем рынке связано с осуществлением предпринимательской деятельности на этом рынке и лишь в связи именно с ней может возникнуть, как указал суд в деле Российского союза автостраховщиков против УФАС по Республике Татарстан (Постановление АС ПО от 08.09.2017 по делу № А65-16238/2016).

РСА формировал справочники средней стоимости запасных частей, материалов и нормо-часа работ. На эту деятельность он был уполномочен Банком России согласно законодательству. Она выполнялась не в рамках оказания платных услуг и не была направлена на извлечение прибыли и иной экономической выгоды. При этом РСА не оказывает страховых услуг, страхователи и выгодоприобретатели не являются потребителями его услуг. Следовательно, в рассматриваемом случае отсутствуют товар и товарный рынок в понимании, предусмотренном Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции), поскольку предметом проведенной антимонопольным органом проверки не были выполняемые заявителем работа, услуга, предназначенные для продажи, обмена или иного введения в оборот.


Полномочия антимонопольного органа

В деле ООО «Тева» против ФАС России ВС РФ подтвердил несоответствие письма антимонопольного ведомства с разъяснениями о взаимозаменяемости лекарственных средств законодательству в части (Решение ВС РФ от 24.07.2017 по делу № АКПИ17-441).

Суд заключил, что разъяснения в письме, направленном в ответ на обращение конкретного юридического лица, были введены ФАС России как общеобязательные правила для неопределенного круга лиц и неоднократного применения. Письмо фактически приобрело свойства, позволяющие использовать его в качестве обязывающего предписания общего характера, в то время как служба не обладает полномочиями разъяснять вопросы заменяемости тех или иных лекарственных средств другими лекарственными средствами.

В делах ПАО «НК „Роснефть“» против ФАС России и ООО «Газпром трансгаз Чайковский» против УФАС по Пермскому краю ВС РФ подчеркнул, что объем полномочий антимонопольного органа по оперативному вмешательству в закупки, проводимые в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон № 223-ФЗ), существенно меньше полномочий, которыми этот орган в силу положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон № 44-ФЗ) и п. 4.2 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции обладает в отношении закупок для публичных нужд и в иных случаях, когда проведение торгов обязательно по законодательству (определения СКЭС ВС РФ от 02.10.2017 по делу № А50-9299/2016, от 13.10.2017 по делу № А40-93344/2016). В рамках административной процедуры по рассмотрению жалоб участников закупки, установленной ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган вправе принимать решения только по тем нарушениям, перечень которых установлен в ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.


Контроль в сфере закупок

Запрет в документации о закупке на привлечение участником закупки субподрядчиков или соисполнителей для исполнения договора не является требованием к участнику, а относится к способу и порядку исполнения договора. Такой вывод, как указал ВС РФ в деле АО «АЛРОСА» против ФАС России (Определение СКЭС ВС РФ от 31.07.2017 по делу № А40-3315/2016), соответствует положениям ст. 706 и 780 ГК РФ, предоставляющим возможность включить в договор условие о личном выполнении подрядчиком работ (оказании услуг).

Суд также отметил, что включение заказчиком в документацию дополнительных требований, безусловно, сужает круг потенциальных участников закупок. Вместе с тем такие действия могут быть признаны нарушением антимонопольного законодательства, Закона № 223-ФЗ, лишь когда они привели к необоснованному ограничению конкуренции, созданию неоправданных барьеров хозяйствующим субъектам при реализации ими права на участие в конкурентных процедурах закупки. При этом антимонопольный орган должен доказать, что такое условие включено специально для того, чтобы обеспечить победу конкретному хозяйствующему субъекту, а формирование условий закупки не соответствует целям и потребностям проводимых заказчиком процедур.

Процессуальные аспекты рассмотрения дел

Кассационная инстанция направила дело ООО «Лента» против ФАС России на новое рассмотрение, указав, что для оценки 37 правонарушений как единого длящегося нарушения и для исчисления годичного срока давности с момента выявления факта совершения правонарушения необходимо установить элементы события и состава каждого из вмененных правонарушений, по каждому исследовать и установить обстоятельства соблюдения срока давности привлечения к административной ответственности (Постановление АС МО от 18.09.2017 по делу № А40-192128/2016).

Кроме того, суд подчеркнул, что характерная особенность длящихся правонарушений продолжение совершения противоправного деяния в момент его выявления, а исчисление срока давности с момента обнаружения длящегося правонарушения возможно, лишь когда противоправное поведение имело место во время проведения контрольных (надзорных) мероприятий. Сам факт того, что допущенное Обществом правонарушение в период совершения противоправных действий было длящимся, не исключает возможности завершения этих действий, после чего оно является оконченным.

В деле ИП Смирновой Т.В. против УФАС по Камчатскому краю суды указали, что рассмотрение вопроса о признании участника закупки уклонившимся от заключения контракта и подлежащим внесению в реестр недобросовестных поставщиков сопряжено с установлением обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестности участника закупки, его вины в уклонении от заключения контракта (Постановление АС ДО от 28.08.2017 по делу № А24-4218/2016). При разрешении этого вопроса антимонопольному органу необходимо было исследовать причины, по которым предприниматель не обеспечил исполнение контракта и не подписал его, определить степень вины в уклонении от исполнения обязательств, возникших в связи с победой в электронном аукционе.


16 ноября 2017 г.







 Опрос

Какие принятые в 2021 г. законодательные инициативы, по Вашему мнению, наиболее значимы для развития конкуренции в РФ?

  
  
  
  
  
  
  
      





 



 
При любом использовании материалов сайта www.cljournal.ru указание на источник и гиперссылка обязательны.