Новости

ФАС России выдвинула требования к сделке на фармрынке
03 августа 2021 г.
Малый бизнес проверят на аффилированность с крупнейшими заказчиками
03 августа 2021 г.
Кассация подтвердила антиконкурентное соглашение в Подмосковье
03 августа 2021 г.
Суд округа признал ничтожным дорожный контракт в Челябинской области на полмиллиарда рублей
03 августа 2021 г.
Hamilton Medical AG подозревают в незаконной координации экономической деятельности на рынке поставок ИВЛ
03 августа 2021 г.
Минстрой России разработал механизм изменения госконтрактов из-за роста цен
18 марта 2021 г.
ФАС России выдала предписание по сделке Мосэнерго и Русэнергосбыта
03 августа 2021 г.
ЕЭК рассказала об изменениях в Методике расчета и порядке наложения штрафов за нарушения общих правил конкуренции на трансграничных рынках
24 ноября 2020 г.
ФАС России разъяснила вопросы дерегулирования цен на ряд услуг в портах
24 ноября 2020 г.
ComparetheMarket оштрафована на 17,9 млн фунтов стерлингов за установление паритета цен
19 ноября 2020 г.
Еще      Все новости
 Самое читаемое

Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 37930
Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
Количество просмотров 19877
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 19048
Сравнительная реклама в российском законодательстве
Количество просмотров 16782
Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
Количество просмотров 16742
Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 37930
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 19048
 Обзоры

 Анонcы

7-я практическая конференция «Управление юридическими рисками: статус 2020»
12–13 ноября 2020 г. пройдет 6-я практическая конференция «Управление юридическими рисками: статус 2020». Организатор – компания «Диалог Менеджмент Партнерс».!!!
Полный текст
Международная конференция Суда ЕАЭС «Новые вызовы интеграции ЕАЭС: правовое измерение»
25–27 ноября 2020 г. состоится ежегодная международная конференция Суда Евразийского экономического союза «Новые вызовы интеграции ЕАЭС: правовое измерение».
Полный текст
Тестовый анонс
Добро пожаловать в Ангарск!
Полный текст



О журнале Экспертный совет Архив Авторам Контакты
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Программы смягчения ответственности за картели. Практика России, Великобритании и ЕС.

Евгений СУСЛОВ,

старший юрист

международной юридической

компании HoganLovells (CIS)

Программы смягчения ответственности за картели.

Практика России, Великобритании и ЕС.

Программы смягчения ответственности представляют собой дорогу с двусторонним движением: для антимонопольного ведомства это весьма ценный канал информации, помогающий выявлять и пресекать картели, для бизнеса - цивилизованный выход из затруднительной ситуации.

О различных видах картелей и их пагубном влиянии на экономику уже немало сказано. Криминализация этих явлений и высокие административных санкции являются наилучшим подтверждением серьезности намерений антимонопольных ведомств преследовать и искоренять их проявление.

Расследование картельного сговора и привлечение виновных к ответственности являются весьма сложными и длительными процедурами, требующими высокой квалификации специалистов антимонопольного ведомства и сотрудников силовых служб. Для бизнеса, несмотря на обвинение в получении суперприбылей, репутационные и экономические последствия от участия в картелях, включая суммы наложенных штрафов и ответственность перед третьими лицами, являются также весьма значительными.

На стыке этих, казалось бы, непримиримых противоречий лежат программы смягчения ответственности, позволяющие установить определенный публично-правовой баланс между тяжестью и неотвратимостью наказания и эффективностью работы по предотвращению картелей в масштабах государства.

Действительно, для антимонопольного ведомства и стороны обвинения программы смягчения ответственности являются одним из наиболее важных источников информации от непосредственного участника картельного соглашения, дающих возможность полностью понять и оценить объем и продолжительность картеля, а также степень вовлечения каждого из участников.

Для компании это наиболее рациональный способ выйти из затруднительного положения и вернуться в рамки ведения нормальной деятельности, а для ее должностных лиц − практически единственная возможность избежать наказания.

Целью настоящей статьи является попытка сравнить программы освобождения от ответственности в законодательстве Российской Федерации, Европейского Союза и Великобритании. (Упрощенные производства по делам о картелях (settlement procedures) в рамках настоящей статьи рассматриваться не будут.)

С практической точки зрения имеет смысл в первую очередь исследовать законодательство Европейского Союза, затем национальное законодательство Великобритании и завершить сравнение анализом существующих механизмов в законодательстве Российской Федерации.

Такой подход позволит наиболее полно выявить общие подходы к решению вопроса о смягчении ответственности за картельный сговор, а также выявить отдельные механизмы, которые могли бы быть перенесены в российское законодательство.

Европейский Союз

Законодательство Европейского Союза наделяет Еврокомиссию полномочиями налагать на предприятия штрафы в размере до 10% от выручки группы по всему миру[1] за участие в картельных соглашениях[2]. При этом под предприятиями понимается довольно широкий круг субъектов, включая некоммерческие организации[3], а сама норма о запрете картельных соглашений в практике Европейского Суда[4] имеет экстерриториальный эффект, распространяющийся в том числе на компании, зарегистрированные вне Европейской Экономической Зоны[5].

Необходимо отметить, что законодательство Европейского Союза не устанавливает уголовной ответственности для должностных лиц компаний, вовлеченных в картельную деятельность, и сами штрафы не должны рассматриваться в виде уголовной ответственности[6].

Принятая Еврокомиссией программа смягчения ответственности[7] разделяет полное освобождение от штрафа (иммунитет) и уменьшение его размера в зависимости от очередности поданных заявлений и ряда других условий.

Полное освобождение от ответственности

Полное освобождение от ответственности возможно только для первого заявителя при выполнении следующих условий:…



[1] Article 23(2)(a) of the Council Regulation (EC) No 1/2003 (the Regulation 1/2003).

[2] Article 101(1) of the Treaty on the Functioning of the European Union (TFEU).

[3] Hofner & Else v Macroton GmbH (Case C-41/90)[1991] ECR I-1979) и Distribution of Package Tours During the 1990 World Cup Decision 92/521 [1992] OJ L 326/31.

[4] Wood Pulp I (1998); Videotape (2007) and Marine Hose (2009).

[5] Тthe European Economic Area.

[6] В частности, Article 23(5) of the Regulation 1/2003.

[7] The 2006 Commission Notice on Immunity from fines and reduction of fines in cartel cases (the 2006 Notice).






 Опрос

Какие принятые в 2021 г. законодательные инициативы, по Вашему мнению, наиболее значимы для развития конкуренции в РФ?

  
  
  
  
  
  
  
      





 



 
При любом использовании материалов сайта www.cljournal.ru указание на источник и гиперссылка обязательны.