Состоялось заседание рабочей группы БРИКС по исследованию проблем конкуренции на автомобильных рынках. Мероприятие проходило в течение двух дней в формате вебинара. На нем с докладом выступил начальник отдела машиностроения Управления контроля промышленности ФАС России Никита Филиппов, который рассказал о конкуренции на российском рынке легковых автомобилей. Спикер подчеркнул, что в этой сфере существует три группы игроков. Первая – это российские предприятия, производящие автомобили «Лада» и «УАЗ» со времен СССР. Вторая – иностранные компании, которые в рамках инвестиционных контрактов локализовали производство определенных моделей в России: Volkswagen, Toyota, Hyundai и т. д. Третья группа – иностранные компании, имеющие представительство на территории РФ, которые могут ввозить автомобили с иностранных государств и продавать их.
«Говоря о трендах на автомобильном рынке в сфере конкуренции, нужно сказать, что использование единых мультиплатформ для производства различных моделей и марок автомобилей на одних и тех же производственных мощностях позволяет автопроизводителям снижать капитальные издержки на создание новой модели авто. Этот факт усиливает эффект масштаба», – сообщил Никита Филиппов.
«Рынок послепродажного обслуживания на территории России конкурентный. Это доказывает тот факт, что помимо дилеров, осуществляющих послепродажное обслуживание любым потребителям вне зависимости от бренда их автомобиля, есть независимые сервисные станции. Они имеют доступ к базам данных, содержащим каталоги запасных частей и технологии ремонта автомобилей. Исключение – гарантийный ремонт автомобилей, который проводят только дилеры марки», – добавил представитель ФАС России.
За последние пять лет ФАС России рассмотрела два дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ПАО «Автоваз» и ООО «Форд Соллерс Холдинг». Оба дела касались координации экономической деятельности дилеров в части установления цены технического обслуживания автомобилей. Что касается сделок экономической концентрации, то за последние три года служба рассмотрела три ходатайства.
В 2013 г. при методологической поддержке ФАС России Ассоциация европейского бизнеса разработала Кодекс поведения автопроизводителей на территории России. Он регламентирует основные требования к дилерам, сервисному обслуживанию и использованию запасных частей. Аналогичный документ разработан Комиссией по конкуренции ЮАР, в его основу лег российский кодекс.
«С учетом изменения конъюнктуры российского авторынка между Ассоциацией европейского бизнеса и РОАД (ассоциация автодилеров) подписан меморандум о взаимопонимании, уточняющий ряд спорных вопросов, возникающих между дилерами и автопроизводителями, а также включающий описание добросовестных практик», – отметил заместитель начальника Управления международного экономического сотрудничества Руслан Махмудов.
Участники заседания отметили, что, хотя рынок автопрома требует тщательного контроля со стороны регулятора, такие механизмы саморегулирования отрасли, как кодекс, смягчают возникающие проблемы конкуренции.
В заседании рабочей группы БРИКС приняли участие представители всех стран-участников, которые рассказали о конкуренции на рынке автомобилей своих стран. От российского антимонопольного ведомства в дискуссии также приняла участие заместитель начальника отдела Управления международного экономического сотрудничества Анастасия Докукина.
Второй день заседания был посвящен обсуждению статуса подготовки доклада конкурентных ведомств БРИКС, посвященного вопросам антимонопольного регулирования автомобильной отрасли.
ФАС России