Группа депутатов Госдумы и членов Совета Федерации внесла на рассмотрение Госдумы проект федерального закона № 1046569-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования отбора кредитных организаций на основании кредитного рейтинга для целей инвестирования и размещения денежных средств». Один из инициаторов проекта председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков отметил, что сейчас в законодательстве объем требований, которые призваны свидетельствовать о финансовой надежности банка, довольно широкий. Это и требования к размеру капитала кредитных организаций, к участию в системе страхования вкладов, к отсутствию действующих предписаний со стороны регулятора, к выполнению экономических нормативов, к нахождению под прямым или косвенным контролем Правительства РФ или Банка России и т. д.
Кроме того, есть требования общего характера, не связанные с подтверждением финансовой надежности кредитной организации: наличие лицензии на осуществление банковских операций, существование на рынке не менее определенного времени, участие в определенного вида бизнес-проектах. По мнению депутата, обилие разнообразных критериев препятствует доступу банков к соответствующим ресурсам. Установление завышенных требований к банкам приводит к искусственному ограничению конкуренции.
Интегральным показателем финансовой надежности банка должен стать кредитный рейтинг, присвоенный по национальной рейтинговой шкале, поскольку он уже включает все показатели, которые в разной форме использует действующее законодательство для оценки финансового положения кредитной организации и ее способности отвечать по своим обязательствам.
Проектируемой нормой предлагается наделить Правительство РФ, Банк России, Минфин России правом устанавливать уровень кредитного рейтинга, которому должен соответствовать кредитный рейтинг кредитной организации, чтобы иметь доступ к соответствующим ресурсам.
На основе кредитного рейтинга предлагается допускать банки к работе со средствами госкорпораций, госкомпаний и публично-правовых компаний, хозобществ, федеральных унитарных предприятий, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности РФ, а также со счетами эскроу и при осуществлении отдельных видов деятельности, в которых предусматриваются процедуры отбора банков.
«Мы рассчитываем на то, что расширится число участников разных государственных программ, а это приведет к конкуренции за участие в таких программах, соответственно, они будут реализовываться эффективнее и снизится их стоимость. Кроме того, когда размер капитала не будет определяющим критерием, повысится конкурентоспособность региональных банков, что в свою очередь будет способствовать развитию российских регионов», – отметил Анатолий Аксаков.
В числе прочего проектом вносятся изменения в законы № 44-ФЗ и № 223-ФЗ.
Читайте также:
Журнал «Конкуренция и право»