В рамках VIII Всероссийской практической конференции-семинара «Корпоративные закупки – 2020: практика применения Федерального закона № 223-ФЗ» начальник Управления контроля размещения госзаказа ФАС России Артем Лобов представил практику и системные проблемы применения Закона № 223-ФЗ. «Статистика за первое полугодие 2020 года свидетельствует о снижении количества жалоб и предписаний на закупки по 223-ФЗ более чем в два раза, что связано с пандемией COVID-19. Закупочная деятельность приостанавливалась и существенно замедлялась», – сообщил спикер.
В число самых распространенных нарушений положений Закона № 223-ФЗ вошло:
- установление избыточных требований к участнику закупки;
- неразмещение заказчиками в Единой информационной системе в сфере закупок в полном объеме проектной документации;
- установление требования о предоставлении банковской гарантии только из списка банков, утвержденного заказчиком;
- установление требования о предоставлении в составе заявки документов на продукцию (паспорта качества, сертификат и т. д.);
- «заточка» технического задания под товар одного производителя, исключающая возможность поставки эквивалентных по качеству и техническим характеристикам товаров.
Необходимость развития Закона № 223-ФЗ подтверждают и предприниматели, и множество запросов со стороны самих госкомпаний об урегулировании различных вопросов.
«В числе системных проблем отсутствие единых требований к участникам и составу заявок, отсутствие требований к обоснованию НМЦК, возможность заключения контракта у единственного поставщика и проведения неконкурентных закупок без ограничений, отсутствие порядка заключения (исполнения) договора и включения компаний в РНП», – отметил Артем Лобов.
ФАС России неоднократно отмечала необходимость серьезной корректировки Закона № 223-ФЗ. В этих целях был создан Экспертный совет при ФАС России по Закону № 223-ФЗ: «Набор в состав совета завершен. Работа с коллегами ведется в формате видео-конференц-связи, нам удалось обсудить ряд позиций: размещение всей информации о закупках в ЕИС, единые требования к банковской гарантии и введение единого реестра выдачи банковских гарантий».
Также в Законе №223-ФЗ важно предусмотреть механизмы, положительно работающие в Законе № 44-ФЗ и актуальные нормы из оптимизационного пакета поправок в законодательство о контрактной системе: рейтинг деловой репутации предпринимателей, универсальная предквалификация на торгах, осуществление закупок по Закону № 223-ФЗ на ограниченном количестве электронных площадок, развитие закупок через электронный магазин.
ФАС России
Читайте также: