20 октября 2020 г. в Учебно-методическом центре ФАС России в Казани открылся двухдневный семинар, посвященный внедрению антимонопольного комплаенса и применению антимонопольного законодательства органами государственной власти и местного самоуправления. «Сильная, конкурентная экономика – это та экономика, которая обладает иммунитетом, позволяющим противостоять различным внешним и внутренним негативным факторам, – отметил начальник Правового управления ФАС России Артем Молчанов. – Неслучайно Национальным планом развития конкуренции на 2018–2020 годы отмечен приоритет деятельности органов власти и местного самоуправления по развитию конкуренции. Это означает, что при решении своих каждодневных вопросов мы должны оценивать и сравнивать принимаемые решения с позиции конкуренции, ориентироваться на то, как они повлияют на конкурентную среду на вверенной нам территории. И такая работа может быть только совместной, она не может быть самостоятельно решена на уровне отдельного муниципалитета».
Начальник Правового управления ФАС России также рассказал о реализации реформы унитарных предприятий и подчеркнул, что территориальные органы ФАС России оказывают органам власти методическое содействие при разработке планов по реформированию унитарных предприятий на период до 1 января 2025 г. (подробнее см. здесь).
Заместитель начальника Правового управления ФАС России Оксана Кузнецова сообщила, что в рамках семинара запланированы не только обучающие лекции, но и тематическая деловая игра с целью отработки слушателями на практике вопросов, связанных с выявлением и оценкой антимонопольных рисков.
«Принятое на уровне Правительства Республики Татарстан решение об организации в рамках одного курса обучения представителей всех региональных и муниципальных органов власти субъекта, на мой взгляд, позволяет достичь наибольшего эффекта от проведения мероприятия. Участники семинара имеют уникальную возможность не только прослушать учебный материал, но и обменяться опытом, обсудить волнующие их вопросы, выработать единые подходы к принятию решений по тем или иным проблемам, возникающим в практике применения антимонопольного законодательства», – отметила Оксана Кузнецова.
Республика Татарстан стала первым регионом, применившим такой системный подход при организации обучения на базе Учебно-методического центра ФАС России в Казани по внедрению антимонопольного комплаенса и применению антимонопольного законодательства органами государственной власти и местного самоуправления.
По словам заместителя руководителя Татарстанского УФАС России Андрея Розенталя, ведомство крайне заинтересовано, чтобы министерства и муниципальные районы республики осознали преимущества профилактических мероприятий по управлению рисками и активно внедряли их в свою работу.
Заместитель начальника Управления по борьбе с картелями ФАС России Антон Тесленко рассказал об антимонопольном комплаенсе как средстве предотвращения антиконкурентных соглашений. По его словам, специфической чертой антиконкурентных соглашений в России является участие в них госорганов, организаций и должностных лиц. Так, в 2019 г. треть выявленных антимонопольными органами соглашений составили сговоры с органами власти и заказчиками торгов. Внедрение и использование комплаенса должно быть направлено на предотвращение совершения таких правонарушений и в ряде случаев преступлений.
«Антимонопольный комплаенс призван помочь обнаружить потенциальные риски, имеющиеся в деятельности организации и органов власти, правильно их оценить и предусмотреть комплексную систему мер, направленную на минимизацию этих рисков. Это должно способствовать как развитию конкуренции, так и сокращению количества нарушений антимонопольного законодательства, в том числе снижению уровня картелизации отечественной экономики», – подчеркнул Антон Тесленко.
Он также отметил, что в последние несколько лет значительно изменилась политика государства в части охраны конкуренции, в том числе с помощью уголовно-правовых средств. Различные действия представителей органов власти, связанные с заключением и реализацией антиконкурентных соглашений, охватываются широким перечнем составов преступлений, а анализ следственной и судебной практики свидетельствует о том, что уголовное преследование за ограничение конкуренции стало реальностью.
«При этом ключевая задача антимонопольного комплаенса как системы управления рисками заключается не в сокрытии следов нарушения или смягчении возможных санкций, а в формировании полноценной культуры нетерпимости к картелям и иным посягательствам на конкуренцию», – заключил он.
ФАС России