15 октября 2020 г. в формате видео-конференц-связи начальник Управления по борьбе с картелями Андрей Тенишев выступил перед участниками регионального семинара-совещания территориальных органов ФАС России Приволжского федерального округа с докладом о взаимодействии территориальных органов ведомства с правоохранительными органами при выявлении и пресечении ограничивающих конкуренцию соглашений. Он отметил, что задачу наладить взаимодействие с правоохранительными органами в части осуществления первоочередных мер, направленных на выявление и пресечение деятельности картелей, поставил Президент РФ. Также Распоряжением Правительства РФ от 17.06.2019 № 1314-р утверждена Межведомственная программа по выявлению и пресечению картелей и иных соглашений, ограничивающих конкуренцию, на 2019–2023 гг.
«Не относитесь формально к рассматриваемым антимонопольным делам. Если выявлены сговоры с заказчиком, то посмотрите, как сформирована НМЦК, проведите совещание с правоохранителями. Узнайте, что произошло с контрактами, – обратился Андрей Тенишев к коллегам из территориальных управлений ФАС России. – Если НМЦК была завышена, то закономерный вопрос, где остальные деньги? Они могли уйти в „обнал“, и нужно искать, кто их присвоил. Такая схема работы не должна составить большого труда, так как вы владеете данными: по каким ценам строятся детские сады и школы, закупаются фельдшерско-акушерские пункты в рамках национальных проектов».
Начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России отметил, что сегодня одна из распространенных махинаций на закупках – строительство объектов под видом приобретения готовых: «Необходимо детально разбираться в каждом отдельном случае, особенно если речь идет о закупках в рамах нацпроектов. Это деньги из федерального бюджета, направленные на реализацию задач нацпроектов на конкурентных условиях. ФАС, прокуратура, ФСБ и МВД могут быть очень полезны друг другу, поскольку антимонопольные органы первыми видят признаки нарушений на торгах».
С докладом об используемых ФАС России информационных аналитических системах при выявлении антиконкурентных соглашений выступил заместитель начальника Управления по борьбе с картелями ФАС России Антон Тесленко.
«Мы продолжаем реализацию нашего проекта по созданию информационно-аналитической системы „Большой цифровой кот“. Сейчас ведется работа по созданию математических моделей, которые позволили бы оценивать вероятность антиконкурентных соглашений при наличии тех или иных признаков нарушений, – пояснил Антон Тесленко. – Кроме того, система уже содержит действующие и готовые к использованию модули анализа закупок и поиска связей между хозяйствующими субъектами».
Он отметил, что одновременно с этим служба работает над подключением к программе еще нескольких дополнительных модулей.
Говоря о механизмах ведения антиконкурентных расследований, Антон Тесленко сообщил, что в последнее время служба продолжает расширять доказательственную базу: «Как центральный аппарат ФАС России, так и некоторые территориальные органы все чаще прибегают к новым источникам сбора доказательств: почтовым сервисам, видеохостингам, социальным сетям, онлайн-картам и прочим. Эти источники информации могут дать толчок к расследованию, когда доказательства из традиционных ресурсов нарушители тщательно замаскировали или удалили».
В заключение доклада спикер призвал представителей территориальных органов активнее обращаться к коллегам из Управления по борьбе с картелями ФАС России за любой методической помощью в рамках выявления и пресечения антиконкурентных соглашений, в том числе с использованием цифровых технологий.
Заместитель начальника Правового управления ФАС России Марьяна Матяшевская рассказала о правовых позициях коллегиальных органов ведомства.
«Службе очень важно достичь единообразия практики применения антимонопольного законодательства на территории всей страны. Для этих целей и существует институт внутриведомственной апелляции, а также механизм анализа и обобщения практики, по итогам которых Президиум ФАС России утверждает разъяснения по применению антимонопольного законодательства», – отметила Марьяна Матяшевская.
Кроме того, Президиум ФАС России ежегодно утверждает обзоры практики применения антимонопольного законодательства коллегиальными органами, в которые включаются наиболее важные, практикообразующие позиции по результатам пересмотра решений и предписаний по всем категориям антимонопольных дел.
«Как разъяснения Президиума, так и решения коллегиальных органов и их обобщение в виде обзоров оказывают существенную помощь правоприменителям в территориальных органах и участникам товарных рынков. Таким образом повышается эффективность деятельности службы в целом, а подходы антимонопольных органов в различных ситуациях становятся прозрачными и доступными для всех участников правоотношений», – подчеркнула спикер.
ФАС России