Начальник Правового управления ФАС России Артем Молчанов выступил с лекцией для слушателей курса «Мастер государственного управления для руководителей» РАНХиГС при Президенте РФ о том, как за счет антимонопольного регулирования можно повысить эффективность государственной системы. Он также рассказал о ключевой миссии и задачах, которые стоят перед ведомством. «Цели в сфере развития конкуренции обозначены в нескольких стратегических документах. Дважды они встречаются в Конституции РФ. Это говорит о том, что в нашей стране не допускается злоупотребление, монополизация и деятельность, направленная на недобросовестную конкуренцию. Рыночная экономика построена на конкуренции и друг без друга эти понятия существовать не могут. Конкуренция – это цемент и основа, на которой строятся все процессы рыночной экономики. Поддержка конкуренции во всех сферах и обеспечение равных условий для деятельности субъектов на товарных рынках – задача государства», – подчеркнул спикер.
Артем Молчанов отметил, что наша страна на протяжении последних 30 лет строит рыночную экономику и развивает как ее основу антимонопольное регулирование и законодательство.
«Закон о защите конкуренции прошел большую реформу четырех антимонопольных пакетов. Последний вступил в силу в 2015 году. И сегодня мы обладаем таким законодательством, которое отвечает всем мировым практикам и позволяет на традиционных товарных рынках пресекать серьезные факты монополизации. Но на этом мы не останавливаемся и видим, что нам есть куда расти. Сегодня половина возбуждаемых дел – дела в отношении органов власти, которые нарушают правила конкуренции», – сказал Артем Молчанов.
За последние 10 лет государственный монополизм поднялся на 10%. Начальник Правового управления ФАС России объяснил, по каким причинам увеличивается доля участия государства в экономике: «Так происходит потому, что органы власти решают тактические проблемы самым простым путем. Иногда создать государственное предприятие легче, чем самостоятельное. Но с точки зрения стратегического развития и построения конкурентного рынкаэто не выход. Равная конкуренция может быть обеспечена только между самостоятельными хозяйствующими субъектами. Чтобы это исправить, помимо программных документов необходимо заниматься внедрением цифровизации. Рынки сегодня трансформируются и меняются, и нам необходимо внедрять новые процессы и подходы к оценке экономических процессов. Нужно по-другому смотреть и на антимонопольное регулирование. Четвертая промышленная революция не идет, она уже пришла и мы должны ей соответствовать».
Отвечая на вопрос участников о том, насколько гибко и готово к компромиссам антимонопольное ведомство, являясь одновременно нормотворческой и регуляторной структурой, представитель ведомства подчеркнул: «Не всегда мы совмещаем функции регулятора и контролера, потому что большинство вопросов антимонопольного регулирования включены в закон и весомая часть из них решается на федеральном уровне. Совмещение регулятора и контролера разумно в вопросах, близких к управленческим решениям и правовой экономике. С точки зрения компромиссов мы достаточно открыты. Нет сегодня бизнес-объединения, с которым ФАС России не взаимодействует. Мы проговариваем вопросы, идем на компромисс. Но в то же время мы защищаем конкуренцию и выступаем против монополизации рынка и, конечно, расходимся с интересами крупных монополий и теми, кто пытается сделать „беззубым“ антимонопольный закон России. У компромисса есть предел и барьеры. Наша задача – построение эффективной конкурентоспособной рыночной экономики», – заключил спикер.
ФАС России
Читайте также: «Артем Лобов: ФАС России – это проактивная поддержка и защита интересов предпринимателей на закупках».